ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
17. Игра «Образы».
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают.
Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле? »
18. Игра «Волшебная подзорная труба».
Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу…), а дошкольник перечислит, что он видит.
19. Игра «Необычный значок».
Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.
20. Игра «Поваренок».
Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого).
Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
21. Упражнение «Ассоциации».
Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению.
Ход проведения: Предложите детям несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д. Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.
Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.
22.Упражнение «Классификация».
Цель: Развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то, как это можно сделать?"
Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание
, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т. д.
23. Игра «Кто кем (чем) будет?»
Цель: Развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком
- бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
24. Игра «Жили-были...»
Цель: Игра на развитие оригинальности мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход проведения: Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...)
25. Игра «Какое что бывает?»
Цель: развитие оригинальности мышления.
Ход проведения: Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
26. Игра «Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.
Примеры заданий:
Что будет, если.
. человек перестанет есть?
. не выключить кипящий чайник?
. оставить холодильник открытым?
. носить тесную обувь?
. не чистить зубы?
. забить мяч в окно?
. съесть десять порций мороженого сразу?
. дразнить соседскую собаку?
. ходить задом?
. не спать?
. посадить цветы в песке?
. сесть на ежика?
. человек научится летать?
27. Игра «Назови как можно больше предметов,
имеющих данный признак».
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Ход проведения: Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)
28. Игра «Сочиним рассказ про букву».
Для начала детям дают задание пофантазировать, на что похожа та или иная буква. Затем предлагаем придумать про нее рассказ. Необходимо придумать как можно больше вариантов ответа. Зачитываем первые две-три фразы рассказа, например: «Вернувшись домой, буква Ы решила первым делом помыть руки и вдруг…». Детям необходимо придумать, как можно больше разных оригинальных вариантов окончания рассказа.
29. Игра «Превращение».
Ребенку предлагаем «взять» воображаемый предмет и «превратить» его во что-то другое. Например: стакан - в вазу, в которую ставят цветы, носовой платок - в скатерть, ручку - в нож и так далее. Ребенок должен это изобразить при помощи мимики, имитации действий. Когда окружающим становится понятно во что превратился используемый предмет, его берет другой участник и превращает во что-то другое. Игра продолжается до тех пор, пока все не поучаствуют в превращении.
30. Игра «Почему это произошло?»
Описываем ситуацию, например: в детском саду пропали все игрушки. Детям нужно назвать как можно больше причин этого события. Другое
событие: «Дома вечером перегорели все лампочки». Дети предлагают пойти купить новые, зажечь свечи, пойти гулять на улицу, лечь спать и т. д. Побеждает тот, кто назовет наибольшее число разнообразных оригинальных решений.
31. Игра «Шкатулка со сказками».
Вырезаем 8-10 кружочков разного цвета и складываем их в шкатулочку. Дети садятся в круг, один ребенок вынимает из шкатулки цветной кружочек и придумывает, кем он будет в сказке, если кружочек зеленый, то огурцом или лягушкой, или кузнечиком, и начинает про них сочинять сказку. Следующий вытягивает следующий кружочек и продолжает сказку. Когда первая сказка будет закончена, можно собрать все кружочки и рассказывать следующую сказку.
32. Игра «Простые рисунки».
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть, находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей или использовать ее как интересное и полезное времяпрепровождение на детских праздниках.
Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. Предлагаем для игры 40 простых рисунков. Вот они.
Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.
Придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.
33. Игра «Новый человек».
Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
34. Игра «Несуществующее животное».
Детям дается инструкция придумать и нарисовать животное, которого не бывает на самом деле, и составить рассказ о нем. Большую роль здесь играет то, какое название придумают дети для своих животных.
«Зуболаз – питается мусором, конфетами, иногда кусается, есть родные - крокодил и тарантул, живёт в уютном доме».
35. Упражнение «Рисунок обоими руками».
Включить оба полушария в работу можно, используя простое упражнение. Для его выполнения необходимо взять по фломастеру в левую и правую руку и приступить к рисованию. Важно сосредоточиться на том, чтобы рисунки зеркально отображали друг друга.
36. Игра «Подводный мир».
Воды мирового океана населены множеством самых разнообразных рыб. Названия некоторых кажутся весьма забавными: рыба-ёж, рыба-ангел, рыба-пила, рыба-молот, рыба-клоун… Расскажите ребенку, где они обитают и чем питаются, покажите их изображения на заранее подготовленных картинках.
А теперь предложите ребёнку придумать новую, несуществующую рыбу. Как она будет выглядеть, где жить, чем питаться? Когда ребенок составит словесное описание чудо-рыбы, пусть он нарисует её портрет, дав волю фантазии.
Чтобы зафиксировать приятное впечатление от игры, не забудьте похвалить рисунок (как минимум за оригинальность) и закрепить его там, где им можно будет любоваться некоторое время, до появления нового, свежего шедевра.
Например:
Давайте поселим в большую лужу, которая после каждого ливня разливается под нашим подъездом, таинственную рыбу-телевизор. На лбу у неё две красные антенны, а на брюшке большой экран. Когда рыба моргает, каналы переключаются, а когда спит, то мультики идут без остановок. Эта рыба не кушает, а заряжается от розетки, как планшет.
А какую рыбу придумаете вы?
37. Игра «Дорисуй, преврати».
Ребёнок получает лист, на котором уже есть какое-либо изображение. Его задача — нарисовать новые элементы так, чтобы превратить первоначальную картинку во что-то совершенно иное.
Например:
-
круг можно превратить в мячик или тарелку; -
контур ладошки — в диковинное животное; -
нарисованный домик — в изображение на футболке маленького мальчика.
38. Игра «Разложи картинки в свои конверты».