Файл: Классификация товарных запасов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, участвует в планировании товарного ассортимента, разрабатывает предложения и рекомендации по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств и затем передает данные предложения в конструкторские отделы предприятия. Также отдел маркетинга участвует совместно с экономической, технической службами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Наряду с отделом маркетинга закупочную логистику осуществляет также отдел материально-технического снабжения (ОМТС), в задачи которого входит:

  • комплексное, своевременное и равномерное обеспечение потребности предприятия материальными ресурсами;

  • обеспечение наиболее полного и экономного использования на предприятии материальных ресурсов;

  • соблюдение оптимальных размеров производственных запасов материалов, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с приобретением, доставкой и хранением материальных ценностей;

  • ведение складского хозяйства в соответствии с требованиями, предъявляемыми складам, правилами хранения, учета и движения материалов.

Запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.

Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита возможно возникновение 3-х видов издержек:

  • издержки в связи с несвоевременным выполнением заказа- дополнительные затраты на продвижение товаров того заказа, который нельзя выполнить из имеющегося запаса;

  • издержки в связи с потерей заказа возникают, если постоянный заказчик вынужден обратиться в другую фирму за товаром, который вы не смогли ему предоставить по причине дефицита;

  • издержки в связи с потерей заказчика начинает постоянно искать другие источники снабжения.

На ОАО «Промприбор» управлением запасами занимается диспетчерская служба в тесной взаимосвязи с материальной группой предприятия. Данная служба осуществляет постоянный и бесперебойный контроль за производственным процессом предприятия, отслуживает образующийся дефицит и старается в кратчайшие сроки его нейтрализовать, занимается планированием производственного процесса.


На ОАО «Промприбор» применяется система с фиксированным интервалов времени между заказами, позволяющая определять время изготовления принятого заказа согласно утвержденным нормам и возможность его изготовления в кратчайшие сроки.

Существует совокупность принципов и ряд задач, позволяющих рассматривать обособленно проблему формирования эффективной системы распределения, выделяя функциональную область логистической системы предприятия − распределительную логистику. Можно выделить основные задачи распределительной логистики:

  • выбор схемы распределения материального пока: определение количества посредников в каждой логистической цепи и оптимального уровня запасов в каждом эшелоне;

  • определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

  • определение оптимального места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

Отдел сбыта осуществляет распределительную логистику, который контролирует логистический канал в процессе товародвижения услуг посредника, следит за своевременной доставкой продукции от «поставщика-потребителю». В осуществлении распределительной логистики на данном предприятии применяется вертикальный канал распределения материальным потоком, что позволяет ему контролировать функционирование канала. С выявлением наиболее эффективного логистического канала возникает вопрос о логистических затратах, которые бывают следующих видов:

  • расходы на доставку товаров (готовой продукции) от производителя в распределительные центры;

  • расходы на доставку товаров из распределительных центров потребителям;

  • расходы, связанные с созданием запасов товаров в распределительных центрах (отвлечением из оборота средств, помещенных в запасы);

  • расходы, связанные с хранением товарных запасов в распределительных центрах (эксплуатацией складов);

  • расходы по управлению логистической системой.

Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует хозяйственные внешние связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Особенно наглядно это представлено в производственной логистике, которая является неотъемлемой частью любого производственного процесса.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, среди которых выделяют два основных: «тянущий» и «толкающий».



Для ОАО «Промприбор» характерно использование «толкающей» системы, т.к. планирование материальных потребностей производства осуществляется после получения заказов на изготовление продукции. Данная система внедряется в производство в виде системы MRP, в которой все поступающие заказы четко отслеживаются и имеют свои сроки изготовления, позволяющие оценить возможности производства.

Складирование (хранение) материальных запасов - одна из важнейших логистических функций. Рациональная организация складского хозяйства на предприятии способствует: сохранению качества продукции, сырья и материалов, повышению ритмичности производства и работы транспорта, улучшению использования территорий предприятия, высвобождению работников. При этом сокращаются несколько групп логистических затрат и, тем самым, повышается эффективность функционирования логистической системы в целом.

Основными задачами складской логистики являются:

  • выбор типа складского комплекса и способа хранения;

  • определение потребности в складских площадях и объемах и внутрискладском оборудовании и их рациональное использование;

  • рациональная организация складских операций;

  • определение потребности в таре и ее рациональное использование.

На ОАО «Промприбор» склады классифицируются по ряду признаков:

  • по назначению: материальный, межцеховые и внутрицеховые, склад сбыта;

  • по типу конструкции: закрытые и полузакрытые;

  • по месту расположения и размеру зоны обслуживания: центральные, цеховые и участковые;

  • по степени огнестойкости: трудносгораемые и сгораемые.

За счет большой номенклатуры выпускаемой предприятием продукции с каждым годом увеличивается складской грузооборот, что влечет за собой необходимость увеличения площади складирования, а следовательно, увеличение затрат на обеспечение складского хозяйства.

Одну из наиболее главных логистических функций выполняет транспортная логистика. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение транспортных операций составляют у предприятий до 50% от общих затрат.

ОАО «Промприбор» применяет транспорт как общего пользования (железнодорожный, автомобильный), так и необщего пользования (электрокары). Что касается регулярности перевозок
, то на предприятии используется маршрутные перевозки, которые заранее определены.

На предприятии транспортную логистику осуществляет отдел УМТО (управление материально-технического обеспечения), который находится в непосредственном взаимодействии с начальником станции технического обслуживания. Данное подразделение контролирует работу транспорта: техническое состояние транспортных средств, наличие необходимых комплектующих и в целом бесперебойную работу транспортного участка.

Понятие информационной логистики является производным от понятий «логистика» и «информация». Информационная логистика-наука об управлении информационным обеспечением производственно-хозяйственных процессов организации, базирующихся на основных принципах логистики.

Информационная подсистема логистической системы сама представляет собой сложную систему, состоящую в свою очередь из различных подсистем. По роли в обеспечении деятельности, в информационных системах выделяют две подсистемы:

  • функциональная определяет набор задач, решаемых в рамках каждой из логистических функций, их взаимосвязи и иерархию;

  • обеспечивающая определяет средства и методы решения поставленных задач.

В соответствии с иерархией систем управления в информационной логистической системе выделяют три уровня (вида) подсистем:

  • плановые - создаются на высшем уровне управления и служат для принятия решений долгосрочного стратегического характера;

  • диспозитивные (диспетчерские) − обеспечивают деятельность среднего менеджмента (логистическое управление в подразделениях предприятий);

  • исполнительные (оперативные)-создаются на уровне оперативного управления; обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления.

На ОАО «Промприбор» применяют все составляющие информационной логистической системы, которые позволяют эффективно функционировать предприятию и обеспечивают эффективность процессов товародвижения. На предприятии данную логистическую функцию выполняет ОИТ (Отдел Информационных Технологий), который занимается сбором и обработкой поступающей информации, формированием образующего информационного потока. ОИТ является неотъемлемой частью информационной сети предп Сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе покупки, поставки и дальнейшего обслуживания продукции.


Объектом сервиса являются потребители материального потока: производственные предприятия, распределительные центры и конечные потребители.

Логистика в области сервиса осуществляется либо самим производителем, либо предприятием, специализирующимся в области сервисного обслуживания материальных потоков.

В качестве сервисного обслуживания выделяют:

  • сервис удовлетворения потребительского спроса. Представляет собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей.

  • сервис оказания услуг производственного назначения. Охватывает набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора о покупке до момента поставки продукции.

  • сервис послепродажного обслуживания. Включает совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла этой продукции.

  • сервис информационного обслуживания. Характеризуется совокупностью информации, предоставляемой потребителю о продукции и ее обслуживании, методов и принципов, а также технических средств, используемых для обработки и передачи информации.

  • сервис финансово-кредитного обслуживания. Представляет собой совокупность вариантов оплаты продукции, т.е. систему скидок и льгот, предоставляемых потребителю.

Виды сервисного обслуживания продукции характеризуются достаточно большим набором показателей, которые можно объединить в следующие группы: номенклатура и количество, качество, время, цена, надежность предоставления сервиса.

На предприятии логистику сервисного обслуживания осуществляет отдел маркетинга, который находится в тесном взаимодействии с постоянным клиентами, предоставляет им скидки. На предприятии также действует система послепродажного сервиса, позволяющая произвести ремонт вышедшего из строя оборудования за счет средств предприятия. Представители ОАО также выезжают по заявкам клиентов на место необходимого ремонта и в кратчайшие сроки стараются ликвидировать неполадки.

Проведенный анализ логистического управления ОАО «Промприбор» позволил выявить то, что все подразделения предприятия находятся в тесном взаимодействии друг с другом, функционирования каждого из них по отдельности просто невозможно. Также все подразделения принимают непосредственное участие в производственной деятельности предприятия и тем самым находятся в курсе всех возникающих проблем.