Файл: Курсовая работа студента 3 курса 321 группы направления 44. 03. 01 Педагогическое образование профиля Дошкольное образование.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его работы над психодиагностическими заданиями.
Такая процедура в целом влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Таблица 3
Уровни объема восприятия
После проведения третьей методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. Анализ результатов данной методики позволил выявить, что ограничение ребенка в процессе выполнения задания по времени отрицательно сказывается на его работе. Дошкольник начинает нервничать, спешить, перескакивает с одной картинки на другую, часто отвечает не думая. В группе преобладают дошкольники со средним уровнем 9 (47%) человек развития восприятия.
Тем не менее, по результатам исследования можно сказать, что есть и дети с высоким уровнем восприятия 6 (27%) человек, которые затратили на
поиск недостающей детали до 30 секунд. Среди
дошкольников 1 (5%) человек, которому понадобилось более 45 секунд для того, чтобы найти эти детали, что говорит об очень низком уровне развития восприятия.
Рис.3. Уровень развития восприятия у старших дошкольников на основе методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина
Результаты проведенных методик фиксировались в таблице (см. таблицу 4).
Таблица 4 Показатели уровня развития познавательной деятельности
Полученные в результате проведения исследования исходные данные, выявили проблемы в развитии познавательной деятельности старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, целостного восприятия, а также такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, тоже находятся на низком уровне.
Наблюдение за детьми в процессе реализации ими познавательной деятельности в соответствие с критериями, обозначенными выше (см. стр. 32-34) было выявлено следующее. Большинство старших дошкольников, воспитанников Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть, имеют низкий уровень развития познавательной деятельности. Дошкольники не могли долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Часто им было сложно сосредоточить внимание по требованию, они не дослушивали задание, поэтому не могли сконцентрироваться на материале, который
необходим для решения поставленной задачи, легко отвлекались, переключаясь на другую деятельность. Низкий уровень устойчивости внимания не давал детям возможности последовательно выполнять задание, не переключаться на посторонние связи, несущественные характеристики. Сюжеты придуманных игр, рассказов были односложны. Такие задания вызвали затруднения у детей, так как слабо развитая фантазия ограничивала их возможности в придумывании сюжета, в распределении ролей, наделении героев какими-либо характеристиками. Но, даже если рассказ, игра были придуманы, то они не сопровождались эмоциями рассказчика.
По итогам использования всех диагностических методик, в соответствии
с выделенными критериями познавательной активности, мы получили следующие результаты:
Результаты наглядно представлены на гистограмме (рис. 4).
Рис.4. Уровень познавательной деятельности у старших дошкольников по результатам всех методикам
Таким образом, полученные в ходе диагностического исследования результаты подтверждают необходимость разработки и реализации программы развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием технологии ТРИЗ.
2.2 Программа ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Программа ТРИЗ разработана как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В основу обоснованияПрограммы были положены утверждения, отражающие значимость развития ппознавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В частности, благодаря развитию познавательной деятельности, у старших дошкольников:
расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия;
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательной деятельности у детей 5 - 6 лет средствами ТРИЗ.
Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.
Цельпрограммы: развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ.
Задачи:
Форма: занятия с детьми в течение учебного года один раз в неделю. Занятия рассчитаны на возраст детей 5 – 6 лет. Продолжительностькаждогозаняти
Такая процедура в целом влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
-
8-10 баллов - время поиска всех недостающих элементов заняло до 30 секунд; -
6-7 баллов - время поиска всех недостающих элементов заняло от 31 до 35 секунд; -
4-5 баллов - время поиска всех недостающих элементов заняло от 36 до 40 секунд; -
0-3 балла - время поиска всех недостающих элементов в целом больше 45 секунд.
Таблица 3
Уровни объема восприятия
Высокий уровень | 8-10 баллов |
Средний уровень | 6-7 баллов |
Низкий уровень | 4-5 балла |
Очень низкий уровень | 0-3 балла |
После проведения третьей методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. Анализ результатов данной методики позволил выявить, что ограничение ребенка в процессе выполнения задания по времени отрицательно сказывается на его работе. Дошкольник начинает нервничать, спешить, перескакивает с одной картинки на другую, часто отвечает не думая. В группе преобладают дошкольники со средним уровнем 9 (47%) человек развития восприятия.
Тем не менее, по результатам исследования можно сказать, что есть и дети с высоким уровнем восприятия 6 (27%) человек, которые затратили на
поиск недостающей детали до 30 секунд. Среди
дошкольников 1 (5%) человек, которому понадобилось более 45 секунд для того, чтобы найти эти детали, что говорит об очень низком уровне развития восприятия.
Рис.3. Уровень развития восприятия у старших дошкольников на основе методики «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина
Результаты проведенных методик фиксировались в таблице (см. таблицу 4).
Таблица 4 Показатели уровня развития познавательной деятельности
Ребенок | Показатели | ||
Внимание | Воображение | Восприятие | |
Ребенок 1 | Н | В | В |
Ребенок 2 | Н | Н | С |
Ребенок 3 | Н | С | С |
Ребенок 4 | ОН | Н | Н |
Ребенок 5 | С | С | В |
Ребенок 6 | ОН | ОН | Н |
Ребенок 7 | Н | С | С |
Ребенок 8 | Н | В | В |
Ребенок 9 | ОН | С | С |
Ребенок 10 | Н | Н | С |
Ребенок 11 | Н | Н | С |
Ребенок 12 | Н | С | С |
Ребенок 13 | Н | Н | Н |
Ребенок 14 | Н | С | С |
Ребенок 15 | Н | Н | Н |
Ребенок 16 | С | В | В |
Ребенок 17 | Н | С | С |
Ребенок 18 | ОН | С | В |
Ребенок 19 | Н | В | В |
Ребенок 20 | ОН | ОН | ОН |
Полученные в результате проведения исследования исходные данные, выявили проблемы в развитии познавательной деятельности старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, целостного восприятия, а также такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, тоже находятся на низком уровне.
Наблюдение за детьми в процессе реализации ими познавательной деятельности в соответствие с критериями, обозначенными выше (см. стр. 32-34) было выявлено следующее. Большинство старших дошкольников, воспитанников Детского сада № 2 «Улыбка» г. Сысерть, имеют низкий уровень развития познавательной деятельности. Дошкольники не могли долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Часто им было сложно сосредоточить внимание по требованию, они не дослушивали задание, поэтому не могли сконцентрироваться на материале, который
необходим для решения поставленной задачи, легко отвлекались, переключаясь на другую деятельность. Низкий уровень устойчивости внимания не давал детям возможности последовательно выполнять задание, не переключаться на посторонние связи, несущественные характеристики. Сюжеты придуманных игр, рассказов были односложны. Такие задания вызвали затруднения у детей, так как слабо развитая фантазия ограничивала их возможности в придумывании сюжета, в распределении ролей, наделении героев какими-либо характеристиками. Но, даже если рассказ, игра были придуманы, то они не сопровождались эмоциями рассказчика.
По итогам использования всех диагностических методик, в соответствии
с выделенными критериями познавательной активности, мы получили следующие результаты:
-
высокий уровень познавательной деятельности – 5% воспитанников; -
средний уровень – 42% воспитанников; -
низкий уровень – 37% воспитанников; -
очень низкий уровень – 16% воспитанников.
Результаты наглядно представлены на гистограмме (рис. 4).
Рис.4. Уровень познавательной деятельности у старших дошкольников по результатам всех методикам
Таким образом, полученные в ходе диагностического исследования результаты подтверждают необходимость разработки и реализации программы развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием технологии ТРИЗ.
2.2 Программа ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Программа ТРИЗ разработана как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
В основу обоснованияПрограммы были положены утверждения, отражающие значимость развития ппознавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В частности, благодаря развитию познавательной деятельности, у старших дошкольников:
-
Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять высоту, длину и ширину; -
Совершенствуется ориентация в пространстве; -
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 - 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.; -
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного
расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия;
-
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме; -
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких-либо действий, несложное условие.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательной деятельности у детей 5 - 6 лет средствами ТРИЗ.
Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.
Цельпрограммы: развитие познавательной деятельности старших дошкольников посредством использования технологии ТРИЗ.
Задачи:
-
Формирование навыков произвольного поведения. -
Обучение детей умению выражать свои мысли. -
Развитие восприятия, наблюдательности. -
Развитие образного и логического мышления. -
Развитие крупной и мелкой моторики.
Форма: занятия с детьми в течение учебного года один раз в неделю. Занятия рассчитаны на возраст детей 5 – 6 лет. Продолжительностькаждогозаняти