Файл: 1. Становление и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


За последние годы в России принято и действует около 30 (в их числе – большое количество ведомственных) нормативно-правовых актов, направленных на оказание содействия различным категориям вынужденных мигрантов. Вместе с тем действующее законодательство охватывает не все виды миграционных потоков, не способствует выделению тех категорий мигрантов, процесс переселения которых в наибольшей степени нуждается в государственной поддержке и государственном регулировании. Вне рамок комплексного государственного регулирования остаётся большая часть внутренних вынужденных мигрантов (северные, экологические мигранты, уволенные в запас военнослужащие в результате сокращения вооруженных сил, репрессированные народы), а также отдельные категории мигрантов, прибывающих из-за пределов России: репатрианты, добровольные переселенцы. При этом по своей масштабности эти потоки в последние годы превосходят вынужденных переселенцев и беженцев [2].

Принятые нормативно-правовые акты зачастую носят узко ведомственный характер, что приводит к несогласованности организационных мер и распылению финансовых средств при решении миграционных проблем по различным ведомствам (Госкомсевер, Минатом, МЧС, Минобороны, ФМС и др.) В результате проблемы отдельных категорий мигрантов решаются не скоординировано, нерационально используются средства как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов России.

2 Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России и зарубежных странах



Как всякая демократическая страна Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – Федеральным законом РФ «О беженцах» от 28 июня 1997 г., второй – Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. [5]

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.


Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией «О статусе беженцев», принятой 28 июля 1951 г., которой в 1992 г. присоединилась и Россия [4].

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав: проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие. Такое лицо несет обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Федеральная миграционная служба принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев [5].

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР.



Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др. [5]

Распад СССР породил проблему беженцев и вынужденных переселенцев в государствах Содружества. В основном она коснулась представителей русских и других славянских народов, проживающих в государствах СНГ.

Беженцы и вынужденные переселенцы – это граждане, иностранцы и лица без гражданства, ищущие убежища на территории другого государства в силу серьезных нарушений прав человека, включая право на жизнь, здоровье, честь и достоинство.

Беженец – это лицо, не являющееся гражданином страны СНГ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [5].

Национальное законодательство о беженцах и вынужденных переселенцах в странах Содружества принимается в соответствии с такими международными актами, как: Конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 г.; Протокол к ней от 31 января 1967 г. и Декларация о территориальном убежище 1967 г., уточняющие категории лиц, на которых распространяется статус беженцев. Проблемы, связанные с правом на убежище, отражены также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 4), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), других международно-правовых актах [5].

К числу общих актов Содружества, затрагивающих проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, относятся Соглашения «О первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов» и «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г. Этими документами предусматривается оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам при их эвакуации, в обустройстве в местах их временного размещения и трудоустройстве, получении компенсации за оставленное движимое и недвижимое имущество.


Статус беженца не предоставляется лицу [6]:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества согласно международно-правовым актам;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории государства СНГ и до того, как оно было допущено на территорию государства СНГ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4) за которым компетентные власти страны проживания признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

За счет взносов участников Соглашения и добровольных пожертвований создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение обязывает государства Содружества привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.

Государства – участники СНГ должны взять на себя обязательства возмещать друг другу материальный ущерб, в случае создания обстановки, вынуждающей людей покидать свое Отечество. Органы Содружества согласились с необходимостью разработки модельных законов о беженцах и миграции трудовых ресурсов [7].

В ряде стран СНГ уже приняты законы о беженцах и вынужденных переселенцах. Это, в частности, Закон Азербайджана «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев» от 29 ноября 1992 г.; Закон Украины «О беженцах» от 24 декабря 1993 г.; Закон Беларуси «О беженцах» от 22 февраля 1995 г.; Закон Молдовы «О миграции» от 19 декабря 1990 г.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на [7]:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;


5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;