Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Суверенитет народа гарантирован конституционно-правовой системой государства, институтами гражданского общества, самоуправлением, составляющим его основу не только на местном, но и всех уровнях публичной власти. Авторы статьи "Исторические корни местного самоуправления в России" справедливо отмечают, что "принципиальным новшеством, осуществившим перенос уровня органов местного самоуправления в сферу самого тесного взаимодействия с государственной властью, явилось установление системы "публичной власти", не существовавшей в предыдущей редакции действующей Конституции России. Появление единой системы публично-властных органов в государстве было вызвано необходимостью создания механизма эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с условием расширения и укрепления сферы компетенции и властных полномочий органов местного самоуправления" . Такой подход можно считать оправданным и сопоставимым с современной теорией управления, самоуправления, народовластия и представительства.
В современной истории Российской Федерации народное волеизъявление на местном уровне пока еще недостаточно в силу ряда причин и, в частности, сформировавшегося менталитета и инертности населения, считающего, что власть должна править, а народ - давать оценку этому правлению. Такой подход является тормозом общественных инициатив, его преодоление возможно, если на общественные обсуждения будут выноситься актуальные вопросы местной жизни, а местное нормотворчество не станет декларативным по содержанию. В дальнейшем представительные органы местного самоуправления станут более самостоятельными в решении вопросов местного значения при согласовании своих позиций с иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в пределах своих компетенций.
-
Система и структура органов местного самоуправления
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.
Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:
-
представительный орган муниципального образования, -
глава муниципального образования, -
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования, -
контрольный орган муниципального образования,
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:
-
представительный орган муниципального образования, -
глава муниципального образования, -
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.
Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.
Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления:
-
городская дума — представительный орган; -
администрация города — исполнительно-распорядительный орган; -
контрольно-счетная палата — контрольный орган; -
глава города, который является председателем городской думы, — высшее должностное лицо.
Для рабочего поселка Кольцово существенна структура:
-
представительный орган муниципального образования - Совет депутатов рабочего поселка Кольцово; -
глава муниципального образования - Глава рабочего поселка Кольцово; -
местная администрация муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган) - администрация рабочего поселка Кольцово; -
контрольный орган муниципального образования - ревизионная комиссия рабочего поселка Кольцово.
Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.
-
Функции органов местного самоуправления
В юридической науке, а именно в науке управления, обычно под определением понятия “функций” любого органа публичной власти принято обозначать основные главные направления деятельности органа власти, обусловленные особенностями его юридической природы и содержания осуществляемых им своих полномочий.
Все функции органов местного самоуправления обычно в литературе по их содержанию принято классифицировать на 2 вида:
-
общие (основные) функции; -
специальные (управленческие) функции .
Что касается содержания общих или основных функций органов местного самоуправления, то все они носят политико-правовой характер и прямо вытекают из особенностей юридической природы самих органов местного самоуправления.
Первой такой функцией является представительная функция, суть которой заключается в том, что деятельность органов местного самоуправления должна быть в конечном счёте направлена на обеспечение максимально полного представительства и выражения интересов всего проживающего населения муниципального образования выборных органов власти.
Механизмом реализации указанной функции на практике является организация и проведение муниципальных выборов представительного органа и главы муниципального образования.
Вторая функция – функция обеспечения планового и комплексного экономического и социально-культурного развития территории муниципального образования (хозяйственная функция). Содержание функции предполагает деятельность органов местного самоуправления, направленную на эффективное распоряжение и управление объектами муниципального имущества и рационального расходования средств местного бюджета .
Кроме того, в значительной степени реализация содержания данной функции на практике зависит от осуществления полномочий органов местного самоуправления по поддержке и развитию предпринимательской деятельности в муниципальном образований в сфере малого и среднего бизнеса в целях привлечения дополнительных инвестиций в развитие муниципального хозяйства, увеличение местной налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест и решение проблемы занятости населения.
Из задач вытекают функции местного самоуправления, поскольку сущность местного самоуправления, природа, место в системе народовластия, задачи и цели, к достижению которых направлена муниципальная деятельность, определяются его функциями. Под функциями понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обусловленные социальным предназначением местного самоуправления.
Наукой муниципального права разработаны следующие функции, т.е. основные направления муниципальной деятельности.
1) Политическая функция направлена на обеспечение права граждан на осуществление местного самоуправления. В частности, согласно Конституции РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иным законодательным актам РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, принимать участие в местном референдуме, иным образом непосредственно участвовать в осуществлении местного самоуправления и т.д.
2) Экономическая функция связана с деятельностью органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и местными финансами, формированию и исполнению местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, обеспечению комплексного развития территории муниципального образования, осуществлению иной, предусмотренной законом, деятельностью по решению вопросов местного значения.
3) Социальная функция подразумевает деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению потребностей населения в коммунально-бытовых, социальных, культурных и других жизненно важных услугах. В частности, сюда относятся организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи; опека и попечительство; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания поселений и др.
4) Функция охраны общественного порядка связана с деятельностью населения и органов местного самоуправления по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления вправе обеспечивать общественный порядок путем создания в установленном законом порядке муниципальной милиции. В тех случаях, когда муниципальная милиция не создается, указанная функция реализуется органами местного самоуправления благодаря их взаимодействию с подразделениями милиции общественной безопасности (патрульно-постовой службой, комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми милиционерами и т.д.), а также путем привлечения к этой деятельности добровольных народных дружин и иными разрешенными законом способами.
5) Экологическая функция реализуется населением и органами местного самоуправления в области решения вопросов охраны природы и природопользования на территории муниципального образования. Так, органы местного самоуправления обязаны организовывать мероприятия по охране окружающей среды; организовывать и осуществлять экологический контроль объектов производственного и социального назначения на территории муниципального образования; организовывать территориальное зонирование земель, изъятие земельных участков межселенных территорий для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществлять земельный контроль за использованием земель и др .
Все указанные функции местного самоуправления взаимосвязаны и исполняются органами местного самоуправления в совокупности. При этом роль населения в реализации функций местного самоуправления тем больше, чем большее развитие получает институт местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Функции местного самоуправления тесно связаны с принципами местного самоуправления. Функции (основные направления деятельности) местного самоуправления тесно связаны также с понятием компетенции (полномочий и предметов ведения) местного самоуправления, так как направления деятельности местного самоуправления — это решение вопросов местного значения с помощью предоставленных местному самоуправлению полномочий.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные положения о понятии, а также система и функции местного самоуправления.
Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Прежде всего следует отметить, что Конституцией Российской Федерации устанавливаются основные постулаты местного самоуправления. Не регулируя общественные отношения в области местного самоуправления детально, тем не менее, Конституция Российской Федерации задает вектор развития муниципального права в целом.
Конституция Российской Федерации распространяет на местное самоуправление республиканскую организацию аппарата власти, но выводит его из сферы действия принципа разделения власти;