Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1542

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

235
обращает внимание на доску/ватман с вариантами
ответов участников), понятие здоровья можно разделить на три основных компонента:
- физическое благополучие;
- психологическое благополучие;
- социальное благополучие. полноту жизненных сил. В целом, это крепкое здоровье и достаточное количество сил, чтобы справляться с повседневными задачами.
Психологическое благополучие зависит от особенностей внутреннего мира человека, которые определяют его внутренние переживания и поведение.
Благополучие определяется тем, насколько данные особенности позволяют человеку конструктивно взаимодействовать с окружающим миром, другими людьми и свободно реализовывать свои возможности.
Социальное благополучие – это удовлетворенность человека своим социальным статусом и межличностными связями, а также актуальным состоянием коллектива, к которому он себя причисляет. Под социальным статусом имеется в виду положение человека в обществе, в системе экономических, профессиональных, межличностных отношений.
Четвертая
ступень
цикла
-
практика.
Применение
новых
знаний на практике с помощью
отработки упражнений и техник.
Сейчас я предлагаю Вам сделать упражнение на определение уровня вашего благополучия по каждому из выделенных нами компонентов.
Для этого нам понадобится лист бумаги и ручка (ведущий
раздаёт
необходимые
принадлежности
участникам
группы).
Нарисуйте, пожалуйста, три отрезка, на концах каждого отрезка поставьте точки, и с одной стороны
Упражнение «Благополучие»
Цель:
самооценка
уровня
собственного
физического,
психологического,
социального
благополучия
Продолжительность упражнения: 5-
10 минут.

236 напишите 0%, а с другой – 100%. Первый отрезок – физическое благополучие, второй
– социальное благополучие, и третий – психологическое благополучие.
Ваша задача на этих отрезках поставить отметку на том уровне, где, как вы считаете, сейчас находится ваше благополучие в каждой сфере, с учётом того, что 0 – это нижняя отметка, обозначающая полное отсутствие благополучия, а 100 – высшая отметка, обозначающая полное благополучие. Рядом с вашей отметкой напишите, на сколько процентов/баллов вы оцениваете ваше благополучие по этой шкале.
Пока просто обратите внимание на общий уровень благополучия в вашей жизни, чуть позже мы к нему вернемся.
Стимульный материал: необходимо
подготовить листы А4 и ручки на
каждого участника группы.
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
- От чего, на ваш взгляд, зависит то, насколько человек будет здоровым или склонным к заболеваниям? Что влияет на состояние нашего здоровья?
- Можете привести примеры положительного влияния на здоровье?
- Можете привести примеры отрицательного влияния на здоровье?
- Какие внешние обстоятельства могут воздействовать на здоровье?
- От чего зависит, насколько крепким будет организм человека?
- Может ли сам человек влиять на своё здоровье? Каким образом?
Ведущий
собирает
варианты
ответы участников группы, и
формулирует основные категории
факторов,
фиксируя
их
на
доске/ватмане:
- генетические факторы (наличие
или отсутствие предпосылок к
наследственным
заболеваниям
и
нарушениям);
- состояние окружающей среды
(бытовые
и
производственные
условия, климатические и природные
условия,
экологичность
среды
обитания);
-
медицинское
обеспечение
(доступность
и
качество
медицинской помощи, полноценность
и регулярность профилактических
осмотров);
- образ жизни человека.


237
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Действительно, всё, что вы назвали, влияет на состояние нашего здоровья.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, можем ли мы в свою очередь оказывать влияние на перечисленные факторы, изменять их?
- Как вы думаете, перечисленные нами факторы влияют на здоровье в равной степени, или какие-то из них являются более значимыми?
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим
посредством
тематической
групповой дискуссии.
Наибольшее влияние на формирование и поддержание состояния здоровья, согласно данным ВОЗ, оказывает именно тот фактор, который в наибольшей степени поддаётся нашему воздействию – фактор образа жизни.
Все обозначенные нами факторы значимы, как можно увидеть на этой диаграмме, но именно тот образ жизни, который выбирает человек, является определяющим и решающим для его здоровья.
Безусловно, невозможно со стопроцентной гарантией защититься от несчастных случаев и различных заболеваний, однако, в общем и целом, качество жизни человека и его благополучие поддаются изменению, в зависимости от того, какой путь в жизни он выбирает.
По
итогам
обсуждения
и
сопоставления полученных ответов
ведущий
подводит
участников
группы к формированию общего
представления
об
обсуждаемом
вопросе
и
формулирует
три
основных группы факторов (по
степени контролируемости):
1)
независимые
факторы
(генетический
(врожденный)
фактор);
2)
частично
контролируемые
факторы
(окружающая
среда,
место
проживания,
экология;
медицинское обеспечение);
3) контролируемые факторы (образ
жизни).
Далее
ведущий
демонстрирует
диаграмму ВОЗ (зарисовывает на
доске или использует распечатанный
вариант), отображающую вклад
воздействия каждого фактора на
здоровье человека в процентном
соотношении.

238
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Давайте сейчас более подробно обсудим:
- Как каждый из вас понимает, что такое «образ жизни»?
- Какие варианты или примеры образа жизни вы могли бы привести?
- В чём выражается приверженность определенному образу жизни?
Ведущий
собирает
варианты
ответы участников группы.
Примечание для ведущего:
Образ жизни – это устоявшаяся форма существования человека в мире, находящая своё выражение в деятельности человека, а также в его социальной активности, в выражении интересов и убеждений.
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Мы с вами частично обсудили, что образ жизни – один из тех факторов, которые оказывают сильное влияние на здоровье. Давайте обсудим, каким образом образ жизни влияет на каждый из компонентов здоровья:
Вопросы для обсуждения влияния на физический компонент:
- Как образ жизни может влиять на то, насколько человек подвержен болезням? На его самочувствие?
- Есть ли физические занятия, которые могут укрепить здоровье?
- Есть ли физические занятия, которые могут ухудшить состояние здоровья?
Вопросы для обсуждения влияния на социальный компонент:
- Как образ жизни может влиять на социальную составляющую здоровья?
В ходе обсуждения и сопоставления
полученных
ответов
ведущий
подводит участников группы к
формированию
общего
представления
об
обсуждаемом
вопросе.
Данное
представление
должно
быть
созвучно
с
подготовленным
теоретическим
материалом
(не
противоречить
ему).


239
- Как образ жизни может влиять на то, как складываются его отношения с другими людьми?
- Влияет ли образ жизни человека на то, как относятся к нему другие люди?
- При каком образе жизни легче создать близкие отношения, а при каком – сложнее?
Вопросы для обсуждения влияния на психологический
компонент:
- Как образ жизни может влиять на психологическую составляющую здоровья?
- Влияет ли образ жизни на настроение человека?
- Может ли образ жизни мешать получать удовольствие от жизни?
- Влияет ли образ жизни на отношение человека к самому себе? Каким образом?
Третья ступень цикла – теория или
краткое
обобщение
итогов
групповой
дискуссии,
которая
озвучивается ведущим
Итак, образ жизни действительно влияет на все составляющие здоровья – физическую, психологическую и социальную. Уровень физической активности и привычки влияют на физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Поведение человека, его мировоззрение и уровень владения коммуникативными навыками могут привлекать или отталкивать людей, мешать или помогать устанавливать и поддерживать близкие отношения со значимыми людьми. Если человек ведёт такой образ жизни, который доставляет ему приятные эмоции, переживания радости, счастья, осмысленности жизни, то это является показателем психологического благополучия.
Если же та жизнь, которая есть у человека, его угнетает, заставляет чувствовать себя несчастным, вызывает ощущение бессмысленности жизни и страдания, то его здоровье будет ухудшаться.
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
- Придерживаетесь ли вы здорового образа жизни?
Ведущий
записывает
кратко
сформулированные
варианты
ответов на доске (ватмане) и

240
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
- В чем это выражается?
- Какие конкретные действия позволяют вести здоровый образ жизни?
формирует
единый
список
компонентов
здорового
образа
жизни.
Третья ступень цикла - теория и
краткое
обобщение
итогов
групповой
дискуссии,
которая
озвучивается ведущим
Итак, если попытаться обобщить ваши ответы, мы сможем выделить ряд основных составляющих здорового образа жизни:
Физический компонент:
- режим труда и отдыха (чередование работы и перерывов на отдых, чередование различных видов деятельности);
- физическая активность (занятия плаванием, фитнесом, бегом, волейболом, баскетболом, лыжами и т.д.);
- сбалансированное питание (питание, обеспечивающее организм необходимыми ему пищевыми веществами в правильных соотношениях);
- отдых (времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма: сон, чтение, прогулка на природе, прослушивание музыки, хобби и т.д.);
- природные факторы (закаливание с помощью воздуха, воды, солнца; водные процедуры; солнечные и грязевые ванны);
- отсутствие вредных привычек (отсутствие действий, которые могут наносить ощутимый вред вашему здоровью)
Психологический компонент:
- внимательное отношение к собственному здоровью;
- позитивное отношение к себе (принятие себя, уверенность в собственных силах и возможностях, любовь к себе);
- удовлетворенность жизнью;
- адекватное выражение негативных эмоций (знание и умение применять на практике способы, позволяющие снизить эмоциональное напряжение и при этом не причинить никому вреда).
Социальный компонент:
По
итогам
обсуждения
и
сопоставления полученных ответов
ведущий
подводит
участников
группы к формированию общего
представления
об
обсуждаемом
вопросе.
Данное
представление
должно
быть
созвучно
с
подготовленным
теоретическим
материалом
(не
противоречить
ему).
Список
компонентов
здорового
образа жизни может дополняться,
исходя из ответов участников,
важно, чтобы все участники были
согласны
с
перечисленными
компонентами,
и
понимали
содержание каждого компонента.


241
- общение (достаточное для вас количество взаимодействия с другими людьми);
- наличие близких взаимоотношений (хороший контакт с близкими людьми, доверие);
- удовлетворительный социальный статус (работа, семья, положение в обществе);
- активная жизненная позиция (небезразличное отношение к окружающему миру, готовность к конкретным действиям, направленным на изменение того, что не устраивает человека).
Первая
ступень
цикла
-
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит вам оценить, какие факторы здорового образа жизни более или менее выражены у вас. На листе бумаги рисуем круг, внутри которого отмечаем точкой центр и из центра рисуем 3 линии. Получившиеся 3 сектора будут соответствовать трём компонентам здоровья: физическому, социальному и психологическому. Затем каждый из секторов делим на то количество подсекторов, сколько факторов выделяется в каждом компоненте: 6 в физическом компоненте; 4 в социальном; 4 в психологическом (подсекторов может
быть больше, если совместно с участниками будет
выделено большее количество компонентов). Каждый подсектор является шкалой, по которой можно оценить конкретный компонент здорового образа жизни. Центр круга является нулевым значением, а границы круга – значение
100%. Участники группы подписывают каждую шкалу, и оценивают степень наполненности/развитости данного компонента здорового образа жизни в их собственной жизни, ставя отметку от 0 до 100, и закрашивая часть сектора между 0 и поставленной отметкой.
Упражнение «Колесо жизни»
Цель:
оценка
степени
сформированности
факторов
здорового образа жизни; повышение
осознанного отношения к своему
здоровью.
Продолжительность: 20 минут
Стимульный материал:необходимо
подготовить
листы
А4
и
ручки/карандаши
на
каждого
участника группы.
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление, обдумывание опыта.
Сейчас мы можем вернуться к упражнению, в котором вы оценивали уровень вашего благополучия в каждой из сфер, и сравнить между собой это общее представление и результаты по конкретным составляющим здорового образа

242 жизни.
- Совпадают ли результаты двух этих упражнений между собой? Или вы замечаете разницу между той оценкой и теми результатами, которые вы видите в вашем круге?
- Обратите внимание на то, насколько в целом заполнен получившийся круг, выглядит ли он сбалансированным, или в нём есть резкие перепады между разными «шкалами»?
- Какие составляющие здорового образа жизни у вас наполнены больше всего, а какие – меньше всего?
- Глядя на ваши результаты, как вам кажется, могли бы вы теперь назвать свой образ жизни здоровым? Если да, то, как вам кажется, за счёт чего это удаётся, как это у вас получилось? Если нет, что мешает? Какие компоненты особенно страдают?
А сейчас я снова хочу обратить ваше внимание на те составляющие здорового образа жизни, у которых оказалась наиболее низкая оценка:
- Какие чувства они вызывают у вас?
- Есть ли среди этих составляющих такая, которую вам хотелось бы развить, увеличить её роль в своей жизни?
А теперь обратите внимание на те составляющие здорового образа жизни, у которых самая высокая оценка:
- Как вам удаётся наполнять эти составляющие здорового образа жизни?
- Какие чувства они у вас вызывают?
- Какие действия позволяют поддерживать высокий уровень этой составляющей?
- Как вы считаете, почему между разными составляющими может возникать разница? От чего зависит, какие компоненты здоровья будут более наполненными, а какие – менее?


243
Третья ступень цикла – краткое
обобщение итогов обсуждения
упражнения, которое озвучивается
ведущим
Более развитыми будут те компоненты, на которые человек в обычной жизни обращает внимание и предпринимает какие-то активные действия по их наполнению.
А те составляющие, которые мы считаем неважными, или о которых человеку сложно заботиться в силу отсутствия опыта или знаний, постепенно разрушаются.
Четвертая
ступень
цикла
-
практика. Применение новых
знаний на практике с помощью
отработки упражнений и техник.
В начале занятия я сказал (-а) о том, что важно находить для себя те способы и пути поддержания хорошего самочувствия, которые будут удобными, приятными и укрепляющими здоровье. В предыдущем упражнении вы выделили ту составляющую здорового образа жизни, которой уделяете меньше внимания по сравнению с другими. Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое позволит понять, какие действия вы можете предпринять для того, чтобы изменить эту ситуацию. Любые изменения следует начинать с каких-то небольших, но конкретных целей, достижение которых может дать силы и мотивацию к более крупным изменениям.
Вам понадобится ещё один лист бумаги и ручка (ведущий
раздаёт участникам группы необходимый стимульный
материал).
Пожалуйста, разделите ваш лист на три столбца. Первый столбец: «План изменений», в нём вы составите небольшой план из конкретных действий, которые вы готовы предпринять для улучшения образа жизни. Может быть, в вашем плане будет только один пункт, но и это уже хорошее начало.
Второй столбец: «Препятствия на пути», в нём я попрошу вас написать, какие мысли приходят к вам в голову по поводу того, что помешает вам претворить эти пункты в жизнь. Мы уже говорили о том, что любые изменения в устоявшемся течении жизни могут даваться крайне тяжело, даже самые маленькие. Наверняка, когда вы начали думать о
Упражнение «План изменений»
Цель:
-
осмысление
реальных
возможностей изменений образа
жизни;
- формулирование конкретного плана
изменений образа жизни.
Продолжительность: 20 минут
Стимульный материал: необходимо
подготовить
листы
А4
и
ручки/карандаши
на
каждого
участника группы.

244 возможных переменах, в голову сразу же пришли мысли о препятствиях и сложностях. Запишите все эти возражения во втором столбце, как можно конкретнее и чётче, рядом с пунктами первой колонки.
Третий столбец: «Что может помочь?» Подумайте (можем сделать это в совместном обсуждении) и запишите в третьем столбце, что могло бы вам помочь преодолеть те трудности, которые вы описали. Как вы могли бы смягчить для себя эти возражения? Чья помощь и поддержка могли бы вам помочь?
Давайте обсудим:
- Что сложного для вас было в упражнении?
- Хотите ли вы поделиться тем, что получилось?
- Удалось ли поставить маленькие задачи?
- Удалось ли найти способ преодолеть те трудности, которые есть в вашей жизни?
- Как вам кажется сейчас, готовы ли вы претворить ваши цели в жизнь?
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23