Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1541
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключительный этап группового психопрофилактического занятия (подведение итогов)
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Сбор обратной связи в форме
совместного подведения итогов и
результатов проделанной работы
*
.
Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось получить от вас обратную связь по прошедшему занятию.
- Чем было полезно данное занятие?
- Что нового узнали, освоили, приобрели?
- Какие дальнейшие действия, изменения это может повлечь?
- Какие из полученных знаний вы можете применять в вашей работе?
- Каковы ваши ожидания от последующих занятий?
- Есть ли у вас еще вопросы?
*
На
заключительном
психопрофилактическом
занятии в рамках данного
этапа важно подвести общий
итог и получить обратную
связь по всем проведенным
занятиям.
Завершение занятия.
Наше занятие завершено. Благодарю вас за работу и встречу. До свиданья.
245
Приложение 4
Сценарий группового психопрофилактического занятия
(тематический блок «Обеспечение функциональной надежности»)
«Особенности изменения функционального состояния специалистов МЧС России в ходе выполнения
профессиональной деятельности»
Цель: развитие осознанного отношения к своему функциональному состоянию и способности вовремя отслеживать изменения в различных сферах жизни, возникающие в результате осуществления профессиональной деятельности.
Задачи:
- расширение представлений о стрессе и стадиях его развития;
- анализ влияния стресс-факторов профессиональной деятельности на функциональное состояние участников группы;
- анализ последствий влияния стресс-факторов профессиональной деятельности на различные сферы жизни;
- формирование мотивации на активное участие в профилактических занятиях.
Примечание:
Жирный шрифт – название темы, этапов занятия.
Шрифт курсивом – заметка для ведущего (психолога, проводящего занятие).
Обычный шрифт – речь ведущего.
Необходимое оборудование (стимульный материал):
- скотч;
- ватман;
- цветные карандаши;
- ручки (по 1 шт. на участника);
- листы бумаги формата А4 (по 2 шт. на участника).
246
Вводный этап группового психопрофилактического занятия
Алгоритм действий при проведении первого занятия с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий
представляет
себя
(краткая информация о себе).
Здравствуйте, меня зовут ____________ (ФИО
ведущего), я психолог _______ отряда, работаю в
МЧС более _____ лет.
Энергичное
приветствие,
установление
контакта глаз с каждым участником.
Срок работы (службы) в МЧС озвучивается,
если он свыше 3-х лет.
Ведущий предоставляет группе
общую
информацию
о
цели
психопрофилактических занятий и
их содержании.
За время службы в системе МЧС России у вас накопился большой опыт работы в экстремальных условиях и в режиме ожидания.
Однако профессиональная деятельность такого рода может негативно влиять как на физическое, так и на психологическое здоровье, что зачастую оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности. Поэтому занятия будут направлены на то, чтобы понять, откуда можно черпать ресурсы и силы для выполнения поставленных задач, а также на то, чтобы выработать наиболее оптимальные для вас алгоритмы работы со стрессовыми нагрузками – так, чтобы они подходили конкретно каждому из вас.
Знакомство
с
участниками
группы.
Для начала нашей совместной работы необходимо познакомиться. Я предлагаю вам сделать это следующим образом: назовите свое имя, коротко представьте информацию о себе (если считаете необходимым) и охарактеризуйте себя одним словом.
Вы озвучили свои качества, личностные особенности, которые возможно помогают вам справляться с повышенными предъявляемыми требованиями, как в профессиональной среде, так и личной сфере. Очень приятно познакомиться с вами.
Рекомендуется, чтобы ведущий принимал
участие в самих упражнениях на знакомство
(был одним из участников группы).
Упражнение «Охарактеризуй себя»
Цели:
- знакомство;
-
создание
атмосферы
доверия
и
безопасности;
- повышение готовности участников группы
к совместной работе в рамках темы
занятия.
247
Продолжительность: 10 минут
Ведущий
проговаривает
организационные аспекты занятия
(время начала и длительность
занятия,
место
проведения,
отсутствие
и
опоздания,
перерывы).
У нас с вами состоится n
*
занятий, которые будут начинаться в ______. Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа с перерывом на 10 минут.
Занятия будут проводиться в данном классе. Если вы опаздываете на занятие, огромная просьба тихо войти, не мешая другим участникам группы и не задавая уточняющих вопросов. Я (ведущий) обязательно замечу ваш приход и постепенно включу вас в общий рабочий процесс. Если вы отсутствовали на одном из занятий, огромная просьба перед началом следующего занятия подойти ко мне (ведущему) для получения краткой информации о предыдущем занятии.
Отдельно стоит проговорить условия, связанные с
рабочей
обстановкой,
например,
проведение
занятий в дежурной смене. Сейчас вы находитесь на дежурстве, и в любую секунду может прозвенеть сигнал тревоги. В случае если это произойдет, мы постараемся дождаться вас и продолжить занятие после вашего возвращения. Если выезд будет долгим и серьезным, и мы не сможем вас дождаться, занятие будет перенесено на следующую неделю (день и др.
в зависимости от расписания занятий).
*
Количество занятий регламентировано в
Методическом руководстве по проведению
психологической профилактики и коррекции в
Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям
и
ликвидации
последствий
стихийных бедствий. М.: ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), 2016. 20с.
Ведущий проговаривает правила
работы при проведении группового
профилактического занятия.
Правила работы при проведении группового
профилактического занятия описаны в
Методических
рекомендациях
по
психологической и психофизиологической
профилактике и коррекции в МЧС России. –
М., 2014. – 146 с.
Ведущий проводит сбор ожиданий
участников
о
психопрофилактических занятиях.
Сейчас каждому я раздам листы и ручки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки и в течение 5 минут напишите:
– Что вы ожидаете от этих занятий?
Сбор ожидания
Продолжительность задания: 10 минут
248
– О чем бы вы хотели узнать?
Я заинтересована в максимально честных ответах, т.к., опираясь на них, мы вместе сможем сделать занятия максимально интересными и информативными для вас.
(запись ожиданий и обсуждение)
Стимульный
материал:
необходимо
заготовить листочки (четверть листа А4) и
скотч для сбора ожиданий.
Действия ведущего: заполненные листочки
ведущий
наклеивает
на
доску
(или
раскладывает
на
парте).
Ведущему
необходимо
прокомментировать
все
ожидания – что будет на занятии, какие
вопросы будут раскрыты и какие можно
будет обсудить в перерыве, какие вопросы
не будут представлены, так как выходят за
рамки целей данных занятий т.д.
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Цель нашего занятия сегодня состоит в том, чтобы разобраться в том, как изменяется ваше состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности, и какое влияние данные изменения могут оказывать на жизнь в целом.
Алгоритм действий в случае, если занятие не является первым с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий здоровается с группой и
переходит к актуализации опыта,
полученного
на
предыдущем
занятии.
Здравствуйте! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии.
– О чем было прошлое занятие?
– Что мы обсуждали?
– Какие выполняли упражнения?
Что нового вы узнали на прошлом занятии?
Ведущий информирует группу о Цель нашего занятия сегодня состоит в том, чтобы
249
цели занятия.
разобраться в том, как изменяется ваше состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности и какое влияние данные изменения могут оказывать на жизнь в целом.
Основной этап группового психопрофилактического занятия
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Профессиональная деятельность – одна из основных сфер нашей жизни, которая требует достаточно большого количества нашего времени и сил. При этом у каждой профессии есть своя специфика, как по содержанию, так и по тем требованиям, которые она предъявляет к специалистам.
Давайте обсудим:
- Какие особенности есть в вашей профессии?
- Каковы основные цели вашей профессиональной деятельности?
-
Какие есть направления в рамках этой деятельности?
- Какие конкретные действия вам приходится совершать?
- Какие требования предъявляет ваша профессия?
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Мы с вами обсудили содержание вашей деятельности, выявили некоторые общие представления о ней. Однако каждый человек по- своему переживает те или иные условия или требования профессии.
Сейчас выполним небольшое упражнение, которое позволит лучше проанализировать свою профессиональную деятельность.
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся листы и ручки (ведущий раздаёт стимульный
материал).
Сейчас вам необходимо разделить лист бумаги на две части. В одной части листа напишите, в чём для
Упражнение «Плюсы и минусы профессии»
Цель: рефлексия личного отношения к
профессиональной деятельности
Продолжительность упражнения: 15
минут. Стимульный материал: листы
бумаги формата А4, ручки.
250 вас заключаются положительные стороны профессиональной деятельности, что вам в ней нравится, что вы считаете важным и нужным.
А на другой части листа напишите те стороны деятельности, которые вызывают у вас негативные чувства, чувство неудовлетворения, создают сложности. На выполнение этого упражнения у вас есть 5-7 минут.
Далее начинается обсуждение итогов упражнения.
- Удалось ли создать оба списка?
- Какой список вызвал у вас больше сложностей при написании?
- Хотите ли вы поделиться и обсудить ваши списки?
- Как вы считаете, трудности в профессиональной деятельности, которые вы указали, оказывают ли какое-то влияние на вас и на вашу жизнь?
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии
Действительно, трудности, с которыми каждый человек сталкивается в профессиональной деятельности, влияют на него и на его состояние, на его взаимоотношения с другими людьми.
С одной стороны, преодоление этих трудностей может закалять характер, повышать самооценку и способствовать профессиональному развитию. С другой, бывают такие трудности, которые постоянно сопутствуют осуществлению профессиональной деятельности и не поддаются изменению в зависимости от нас и наших действий. В любом случае, сталкиваясь с этими сложностями, человек испытывает стресс.
Ведущий знакомит участников группы с
основными понятиями в рамках изучаемой
темы и привязывает полученный опыт к
ключевой идее и теоретическому блоку
занятия.
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Слово «стресс» довольно часто используется в повседневной жизни и мы часто слышим о нём. Как вы понимаете слово «стресс», что оно для вас значит?
Ведущий
записывает
кратко
сформулированные варианты ответов на
251
доске (ватмане).
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Стресс – это реакция организма на различные типы воздействия.
Далее ведущий задает вопросы группе:
- Как можно понять, что организм находится в стрессе, в чём заключается эта реакция, какие проявления есть у стресса?
- Испытывали ли вы сами когда-либо стресс, что с вами происходило?
- Ощущали ли вы телесные проявления?
- Испытывали ли вы проявления стресса на эмоциональном уровне?
- Как меняется физическое и эмоциональное состояние в тех случаях, когда стресс длится достаточно долго?
- Как человек реагирует, когда только получил какое-то стрессовое переживание?
- По каким признакам можно определить, что человек находится в стрессе уже достаточно долго?
В ходе обсуждения и сопоставления
полученных ответов ведущий подводит
участников группы к формированию общего
представления об обсуждаемом вопросе.
Данное
представление
не
должно
противоречить
подготовленным
теоретическим материалам.
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии.
Существуют три основных стадии развития стресса, формирование этих стадий зависит от степени продолжительности воздействия стресс-факторов и их тяжести, то есть формирование стрессовой реакции может завершиться на любой из трёх стадий.
- Стадия тревоги
На этой стадии стресса происходит мобилизация всего организма.
Стремительно возрастает напряжённость всего организма и его готовность противостоять агрессивному воздействию среды. На этой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его.
Физически это может проявляться в виде
252 учащённого сердцебиения, поверхностного и учащённого дыхания, повышенного мышечного напряжения, потоотделения, и прочих симптомов возбуждённого состояния. Все эти проявления говорят о мобилизации внутренних резервов организма, которая позволит справиться с трудной ситуацией.
При этом на уровне психики основной задачей становится необходимость сориентироваться в ситуации, и понять, какие требования предъявляет к нам окружающая среда.
- Стадия напряжения
Стадия напряжения стресса наступает в тех случаях, если воздействие внешних факторов стресса не прекращается.
Задача данной стадии: приспособление к изменяющимся обстоятельствам и условиям среды.
На этой стадии внутренние ресурсы организма расходуются экономно, поскольку человек настраивается на необходимость длительной работы, направленной на преодоление стрессовой ситуации.
Если стрессовая ситуация прекращается на данной стадии, то организм может вернуться в изначальное состояние покоя, но для этого необходимо предпринять усилия для восстановления уже потраченных ресурсов. Восстановление ресурсов в полном объёме необходимо для того, чтобы при повторном стрессовом воздействии организм был способен справиться со стрессовой ситуацией без ущерба для своего здоровья. Если восстановиться по каким-то причинам не удастся, то возможно быстрое развитие стадии истощения.
- Стадия истощения
Завершающая стадия развития стресса
253 характеризуется истощением человеческих сил и начинается тогда, когда вторая стадия продолжается слишком долго и человек не получает никакого отдыха. Ресурсы организма сокращаются и устойчивость человека начинает стремительно снижаться.
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали состояние истощения?
Вторая
ступень
цикла
–
осмысление и обдумывание опыта.
- Как вы понимали, что истощены: по каким признакам?
- Замечали ли вы какие-то проявления на физическом уровне? Что происходит с телом в состоянии истощения?
- Какие эмоции, как правило, бывают в состоянии истощения? Отражается ли это на отношениях с вашими близкими людьми?
- Как влияет истощение на вашу работоспособность и эффективность выполнения профессиональных обязанностей?
- Как оно влияет на вашу жизнь в целом?
В ходе обсуждения и сопоставления
полученных ответов ведущий подводит
участников группы к формированию общего
представления об обсуждаемом вопросе.
Данное
представление
не
должно
противоречить
подготовленным
теоретическим материалам.
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии.
Итак, мы видим, что истощение касается всех сторон жизни человека. Представим, что наша жизнь это круг, который включает 4 сферы (ведущий рисует на
доске/ватмане круг и делит его на 4 сегмента).
(Ведущий
подписывает
в
первом
сегменте
«физическая сфера»).
Как мы с вами обсуждали, при истощении нарушаются сон и аппетит; возникает ощущение постоянной усталости и слабости, которое не проходит до конца даже после продолжительного
254 отдыха; появляются различные болевые ощущения, обостряются хронические заболевания, появляются новые симптомы или проявления, которые также могут перейти в хроническое заболевание.
(Ведущий подписывает во втором сегменте
«социальная сфера»).
Мы с вами обсуждали, что истощение сильно влияет на наше эмоциональное состояние.
Может повышаться уровень тревоги, возрастает раздраженность, даже агрессивность. Если же стресс продолжается достаточно длительное время, то это может приводить к возникновению апатии, депрессивного, подавленного состояния, человек становится равнодушным и безучастным. Как правило, это приводит к возникновению конфликтов с близким окружением, семьёй, друзьями, коллегами, поскольку мы более раздражительно реагируем на различные ситуации в межличностном общении, которые в нормальном, не истощённом состоянии могли даже не заметить. А в случае апатии и подавленного настроения человек отстраняется от своих близких, что может служить причиной возникновения у близких людей тревоги за нас, ухудшения отношений из-за кажущегося безразличия к ним.
(Ведущий подписывает в третьем сегменте «сфера
деятельности»).
При истощении снижается мотивация к выполнению профессиональной деятельности, ухудшается качество и эффективность деятельности, повышается количество совершаемых ошибок.
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Сбор обратной связи в форме
совместного подведения итогов и
результатов проделанной работы
*
.
Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось получить от вас обратную связь по прошедшему занятию.
- Чем было полезно данное занятие?
- Что нового узнали, освоили, приобрели?
- Какие дальнейшие действия, изменения это может повлечь?
- Какие из полученных знаний вы можете применять в вашей работе?
- Каковы ваши ожидания от последующих занятий?
- Есть ли у вас еще вопросы?
*
На
заключительном
психопрофилактическом
занятии в рамках данного
этапа важно подвести общий
итог и получить обратную
связь по всем проведенным
занятиям.
Завершение занятия.
Наше занятие завершено. Благодарю вас за работу и встречу. До свиданья.
245
Приложение 4
Сценарий группового психопрофилактического занятия
(тематический блок «Обеспечение функциональной надежности»)
«Особенности изменения функционального состояния специалистов МЧС России в ходе выполнения
профессиональной деятельности»
Цель: развитие осознанного отношения к своему функциональному состоянию и способности вовремя отслеживать изменения в различных сферах жизни, возникающие в результате осуществления профессиональной деятельности.
Задачи:
- расширение представлений о стрессе и стадиях его развития;
- анализ влияния стресс-факторов профессиональной деятельности на функциональное состояние участников группы;
- анализ последствий влияния стресс-факторов профессиональной деятельности на различные сферы жизни;
- формирование мотивации на активное участие в профилактических занятиях.
Примечание:
Жирный шрифт – название темы, этапов занятия.
Шрифт курсивом – заметка для ведущего (психолога, проводящего занятие).
Обычный шрифт – речь ведущего.
Необходимое оборудование (стимульный материал):
- скотч;
- ватман;
- цветные карандаши;
- ручки (по 1 шт. на участника);
- листы бумаги формата А4 (по 2 шт. на участника).
246
Вводный этап группового психопрофилактического занятия
Алгоритм действий при проведении первого занятия с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий
представляет
себя
(краткая информация о себе).
Здравствуйте, меня зовут ____________ (ФИО
ведущего), я психолог _______ отряда, работаю в
МЧС более _____ лет.
Энергичное
приветствие,
установление
контакта глаз с каждым участником.
Срок работы (службы) в МЧС озвучивается,
если он свыше 3-х лет.
Ведущий предоставляет группе
общую
информацию
о
цели
психопрофилактических занятий и
их содержании.
За время службы в системе МЧС России у вас накопился большой опыт работы в экстремальных условиях и в режиме ожидания.
Однако профессиональная деятельность такого рода может негативно влиять как на физическое, так и на психологическое здоровье, что зачастую оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности. Поэтому занятия будут направлены на то, чтобы понять, откуда можно черпать ресурсы и силы для выполнения поставленных задач, а также на то, чтобы выработать наиболее оптимальные для вас алгоритмы работы со стрессовыми нагрузками – так, чтобы они подходили конкретно каждому из вас.
Знакомство
с
участниками
группы.
Для начала нашей совместной работы необходимо познакомиться. Я предлагаю вам сделать это следующим образом: назовите свое имя, коротко представьте информацию о себе (если считаете необходимым) и охарактеризуйте себя одним словом.
Вы озвучили свои качества, личностные особенности, которые возможно помогают вам справляться с повышенными предъявляемыми требованиями, как в профессиональной среде, так и личной сфере. Очень приятно познакомиться с вами.
Рекомендуется, чтобы ведущий принимал
участие в самих упражнениях на знакомство
(был одним из участников группы).
Упражнение «Охарактеризуй себя»
Цели:
- знакомство;
-
создание
атмосферы
доверия
и
безопасности;
- повышение готовности участников группы
к совместной работе в рамках темы
занятия.
247
Продолжительность: 10 минут
Ведущий
проговаривает
организационные аспекты занятия
(время начала и длительность
занятия,
место
проведения,
отсутствие
и
опоздания,
перерывы).
У нас с вами состоится n
*
занятий, которые будут начинаться в ______. Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа с перерывом на 10 минут.
Занятия будут проводиться в данном классе. Если вы опаздываете на занятие, огромная просьба тихо войти, не мешая другим участникам группы и не задавая уточняющих вопросов. Я (ведущий) обязательно замечу ваш приход и постепенно включу вас в общий рабочий процесс. Если вы отсутствовали на одном из занятий, огромная просьба перед началом следующего занятия подойти ко мне (ведущему) для получения краткой информации о предыдущем занятии.
Отдельно стоит проговорить условия, связанные с
рабочей
обстановкой,
например,
проведение
занятий в дежурной смене. Сейчас вы находитесь на дежурстве, и в любую секунду может прозвенеть сигнал тревоги. В случае если это произойдет, мы постараемся дождаться вас и продолжить занятие после вашего возвращения. Если выезд будет долгим и серьезным, и мы не сможем вас дождаться, занятие будет перенесено на следующую неделю (день и др.
в зависимости от расписания занятий).
*
Количество занятий регламентировано в
Методическом руководстве по проведению
психологической профилактики и коррекции в
Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям
и
ликвидации
последствий
стихийных бедствий. М.: ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), 2016. 20с.
Ведущий проговаривает правила
работы при проведении группового
профилактического занятия.
Правила работы при проведении группового
профилактического занятия описаны в
Методических
рекомендациях
по
психологической и психофизиологической
профилактике и коррекции в МЧС России. –
М., 2014. – 146 с.
Ведущий проводит сбор ожиданий
участников
о
психопрофилактических занятиях.
Сейчас каждому я раздам листы и ручки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки и в течение 5 минут напишите:
– Что вы ожидаете от этих занятий?
Сбор ожидания
Продолжительность задания: 10 минут
248
– О чем бы вы хотели узнать?
Я заинтересована в максимально честных ответах, т.к., опираясь на них, мы вместе сможем сделать занятия максимально интересными и информативными для вас.
(запись ожиданий и обсуждение)
Стимульный
материал:
необходимо
заготовить листочки (четверть листа А4) и
скотч для сбора ожиданий.
Действия ведущего: заполненные листочки
ведущий
наклеивает
на
доску
(или
раскладывает
на
парте).
Ведущему
необходимо
прокомментировать
все
ожидания – что будет на занятии, какие
вопросы будут раскрыты и какие можно
будет обсудить в перерыве, какие вопросы
не будут представлены, так как выходят за
рамки целей данных занятий т.д.
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Цель нашего занятия сегодня состоит в том, чтобы разобраться в том, как изменяется ваше состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности, и какое влияние данные изменения могут оказывать на жизнь в целом.
Алгоритм действий в случае, если занятие не является первым с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий здоровается с группой и
переходит к актуализации опыта,
полученного
на
предыдущем
занятии.
Здравствуйте! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии.
– О чем было прошлое занятие?
– Что мы обсуждали?
– Какие выполняли упражнения?
Что нового вы узнали на прошлом занятии?
Ведущий информирует группу о Цель нашего занятия сегодня состоит в том, чтобы
249
цели занятия.
разобраться в том, как изменяется ваше состояние в процессе выполнения профессиональной деятельности и какое влияние данные изменения могут оказывать на жизнь в целом.
Основной этап группового психопрофилактического занятия
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Профессиональная деятельность – одна из основных сфер нашей жизни, которая требует достаточно большого количества нашего времени и сил. При этом у каждой профессии есть своя специфика, как по содержанию, так и по тем требованиям, которые она предъявляет к специалистам.
Давайте обсудим:
- Какие особенности есть в вашей профессии?
- Каковы основные цели вашей профессиональной деятельности?
-
Какие есть направления в рамках этой деятельности?
- Какие конкретные действия вам приходится совершать?
- Какие требования предъявляет ваша профессия?
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Мы с вами обсудили содержание вашей деятельности, выявили некоторые общие представления о ней. Однако каждый человек по- своему переживает те или иные условия или требования профессии.
Сейчас выполним небольшое упражнение, которое позволит лучше проанализировать свою профессиональную деятельность.
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся листы и ручки (ведущий раздаёт стимульный
материал).
Сейчас вам необходимо разделить лист бумаги на две части. В одной части листа напишите, в чём для
Упражнение «Плюсы и минусы профессии»
Цель: рефлексия личного отношения к
профессиональной деятельности
Продолжительность упражнения: 15
минут. Стимульный материал: листы
бумаги формата А4, ручки.
250 вас заключаются положительные стороны профессиональной деятельности, что вам в ней нравится, что вы считаете важным и нужным.
А на другой части листа напишите те стороны деятельности, которые вызывают у вас негативные чувства, чувство неудовлетворения, создают сложности. На выполнение этого упражнения у вас есть 5-7 минут.
Далее начинается обсуждение итогов упражнения.
- Удалось ли создать оба списка?
- Какой список вызвал у вас больше сложностей при написании?
- Хотите ли вы поделиться и обсудить ваши списки?
- Как вы считаете, трудности в профессиональной деятельности, которые вы указали, оказывают ли какое-то влияние на вас и на вашу жизнь?
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии
Действительно, трудности, с которыми каждый человек сталкивается в профессиональной деятельности, влияют на него и на его состояние, на его взаимоотношения с другими людьми.
С одной стороны, преодоление этих трудностей может закалять характер, повышать самооценку и способствовать профессиональному развитию. С другой, бывают такие трудности, которые постоянно сопутствуют осуществлению профессиональной деятельности и не поддаются изменению в зависимости от нас и наших действий. В любом случае, сталкиваясь с этими сложностями, человек испытывает стресс.
Ведущий знакомит участников группы с
основными понятиями в рамках изучаемой
темы и привязывает полученный опыт к
ключевой идее и теоретическому блоку
занятия.
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Слово «стресс» довольно часто используется в повседневной жизни и мы часто слышим о нём. Как вы понимаете слово «стресс», что оно для вас значит?
Ведущий
записывает
кратко
сформулированные варианты ответов на
251
доске (ватмане).
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление и обдумывание опыта.
Стресс – это реакция организма на различные типы воздействия.
Далее ведущий задает вопросы группе:
- Как можно понять, что организм находится в стрессе, в чём заключается эта реакция, какие проявления есть у стресса?
- Испытывали ли вы сами когда-либо стресс, что с вами происходило?
- Ощущали ли вы телесные проявления?
- Испытывали ли вы проявления стресса на эмоциональном уровне?
- Как меняется физическое и эмоциональное состояние в тех случаях, когда стресс длится достаточно долго?
- Как человек реагирует, когда только получил какое-то стрессовое переживание?
- По каким признакам можно определить, что человек находится в стрессе уже достаточно долго?
В ходе обсуждения и сопоставления
полученных ответов ведущий подводит
участников группы к формированию общего
представления об обсуждаемом вопросе.
Данное
представление
не
должно
противоречить
подготовленным
теоретическим материалам.
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии.
Существуют три основных стадии развития стресса, формирование этих стадий зависит от степени продолжительности воздействия стресс-факторов и их тяжести, то есть формирование стрессовой реакции может завершиться на любой из трёх стадий.
- Стадия тревоги
На этой стадии стресса происходит мобилизация всего организма.
Стремительно возрастает напряжённость всего организма и его готовность противостоять агрессивному воздействию среды. На этой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его.
Физически это может проявляться в виде
252 учащённого сердцебиения, поверхностного и учащённого дыхания, повышенного мышечного напряжения, потоотделения, и прочих симптомов возбуждённого состояния. Все эти проявления говорят о мобилизации внутренних резервов организма, которая позволит справиться с трудной ситуацией.
При этом на уровне психики основной задачей становится необходимость сориентироваться в ситуации, и понять, какие требования предъявляет к нам окружающая среда.
- Стадия напряжения
Стадия напряжения стресса наступает в тех случаях, если воздействие внешних факторов стресса не прекращается.
Задача данной стадии: приспособление к изменяющимся обстоятельствам и условиям среды.
На этой стадии внутренние ресурсы организма расходуются экономно, поскольку человек настраивается на необходимость длительной работы, направленной на преодоление стрессовой ситуации.
Если стрессовая ситуация прекращается на данной стадии, то организм может вернуться в изначальное состояние покоя, но для этого необходимо предпринять усилия для восстановления уже потраченных ресурсов. Восстановление ресурсов в полном объёме необходимо для того, чтобы при повторном стрессовом воздействии организм был способен справиться со стрессовой ситуацией без ущерба для своего здоровья. Если восстановиться по каким-то причинам не удастся, то возможно быстрое развитие стадии истощения.
- Стадия истощения
Завершающая стадия развития стресса
253 характеризуется истощением человеческих сил и начинается тогда, когда вторая стадия продолжается слишком долго и человек не получает никакого отдыха. Ресурсы организма сокращаются и устойчивость человека начинает стремительно снижаться.
Первая
ступень
цикла
–
актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали состояние истощения?
Вторая
ступень
цикла
–
осмысление и обдумывание опыта.
- Как вы понимали, что истощены: по каким признакам?
- Замечали ли вы какие-то проявления на физическом уровне? Что происходит с телом в состоянии истощения?
- Какие эмоции, как правило, бывают в состоянии истощения? Отражается ли это на отношениях с вашими близкими людьми?
- Как влияет истощение на вашу работоспособность и эффективность выполнения профессиональных обязанностей?
- Как оно влияет на вашу жизнь в целом?
В ходе обсуждения и сопоставления
полученных ответов ведущий подводит
участников группы к формированию общего
представления об обсуждаемом вопросе.
Данное
представление
не
должно
противоречить
подготовленным
теоретическим материалам.
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
дискуссии.
Итак, мы видим, что истощение касается всех сторон жизни человека. Представим, что наша жизнь это круг, который включает 4 сферы (ведущий рисует на
доске/ватмане круг и делит его на 4 сегмента).
(Ведущий
подписывает
в
первом
сегменте
«физическая сфера»).
Как мы с вами обсуждали, при истощении нарушаются сон и аппетит; возникает ощущение постоянной усталости и слабости, которое не проходит до конца даже после продолжительного
254 отдыха; появляются различные болевые ощущения, обостряются хронические заболевания, появляются новые симптомы или проявления, которые также могут перейти в хроническое заболевание.
(Ведущий подписывает во втором сегменте
«социальная сфера»).
Мы с вами обсуждали, что истощение сильно влияет на наше эмоциональное состояние.
Может повышаться уровень тревоги, возрастает раздраженность, даже агрессивность. Если же стресс продолжается достаточно длительное время, то это может приводить к возникновению апатии, депрессивного, подавленного состояния, человек становится равнодушным и безучастным. Как правило, это приводит к возникновению конфликтов с близким окружением, семьёй, друзьями, коллегами, поскольку мы более раздражительно реагируем на различные ситуации в межличностном общении, которые в нормальном, не истощённом состоянии могли даже не заметить. А в случае апатии и подавленного настроения человек отстраняется от своих близких, что может служить причиной возникновения у близких людей тревоги за нас, ухудшения отношений из-за кажущегося безразличия к ним.
(Ведущий подписывает в третьем сегменте «сфера
деятельности»).
При истощении снижается мотивация к выполнению профессиональной деятельности, ухудшается качество и эффективность деятельности, повышается количество совершаемых ошибок.