Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1539

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

255
Пропадает интерес к достижению целей. Цели кажутся уже либо неважными, либо недостижимыми.
И осталась последняя, четвертая сфера. (Ведущий
подписывает в четвертом сегменте «сфера
смыслов»). Это сфера включаетв себявиды деятельности, которую человек осуществляет не ради достижения определенных целей, выполнения каких-то обязанностей или получения выгоды. Эту сферу составляют занятия, которые представляют ценность сами по себе - увлечения, хобби, любые значимые действия, в которых воплощаются подлинные желания и личные смыслы человека
При истощении снижается или пропадает интерес ко всему, что было важно и значимо ранее, отсутствует ощущение удовольствия и радости от жизни, человек становится безучастным и безразличным ко всему.
Все изменения в разных сферах, которые мы обсудили сейчас, являются индикаторами того, что организм сейчас находится в состоянии истощения.
Четвертая ступень цикла -
практика. Применение новых
знаний на практике с помощью
отработки упражнений и техник.
Сейчас я предлагаю на листе бумаги нарисовать круг и разделить его на четыре равные части (ведущий
раздаёт необходимый стимульный материал), каждая из которых соответствует одной из перечисленных нами жизненных сфер: физическая сфера, социальная сфера, сфера деятельности и духовная сфера.
Отметьте красным цветом ту сферу, которая при стрессе больше всего у вас страдает, зелёным цветом ту, которая наименее подвержена воздействию стресса.
Упражнение «Сферы жизни»
Цель: анализ степени влияния стресса на
сферы жизни.
Продолжительность упражнения: 5 минут.
Стимульный материал: листы бумаги
формата А4, цветные карандаши.

256
Рядом со сферой, выделенной красным, напишите, пожалуйста, по каким конкретным проявлениям вы замечаете, что эта сфера больше подвержена стрессу.
Первая
ступень
цикла

актуализация
личного
опыта
каждого из участников группы.
А теперь на чистом листе составьте список из 10 важных событий вашей жизни за последние 4 года.
Распределите события жизни по степени важности для вас, приняв следующие критерии оценки: если все события это 100%, то одно событие может быть важным на 15%, другое – на 30%; при равнозначности для вас всех событий на каждое событие будет приходиться по 10%. После того, как вы распределили события по степени важности и оценили их, сгруппируйте эти события по основным сферам жизни (физической, социальной, сферы деятельности или духовной).
Упражнение «10 событий»
Цель: анализ наполненности сфер жизни.
Продолжительность упражнения: 15-20
минут.
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление
и
обдумывание
опыта.
Предлагаю вам проанализировать полученные результаты:
- Как вы оцениваете соотношение основных сфер в вашей жизни?
- Все ли события, которые вы указывали, являются положительными? Если есть отрицательные, то к какой сфере они преимущественно относятся?
Возможно, этой сфере сейчас нужно уделить больше внимания в вашей жизни?
- Какая сфера значительно развита?
- Какая сфера развита минимально или совсем отсутствует?
- Устраивает ли вас такое соотношение? И если нет, то, что нужно сделать, чтобы изменить это соотношение?
Тематическая групповая дискуссия
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам тематической групповой
Важно отметить, что все сферы, которые мы обсуждали сегодня, взаимосвязаны между собой, их невозможно абсолютно отделить друг от друга.


257
дискуссии.
Очень важно, чтобы каждая из этих сфер была полноценно развита в нашей жизни, поскольку полное отсутствие той или иной, или даже нескольких сфер, ведёт к нарушению жизненного баланса, и лишает точки опоры, которая необходима для преодоления стрессовых ситуаций. Чем больше внимания уделяется каждой из сфер, тем выше психологическая устойчивость и общая удовлетворенность жизнью.
Четвертая
ступень
цикла
-
практика. Применение новых
знаний на практике с помощью
отработки упражнений и техник.
Чтобы убедиться в этом, предлагаю обратить внимание на два упражнения, которые мы выполнили ранее. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, на котором вы отмечали ваши сферы красным и зелёным цветом, и лист, на котором вы определяли степень наполненности каждой сферы вашей жизни различными событиями.
Сравните ваши результаты между собой.
Вопросы для обсуждения:
- Обратите внимание на ту сферу, которая выделена красным. Как она выглядит на втором листе?
Достаточно ли она наполнена? Много ли времени вы уделяете этой сфере? Как это может быть связано с событиями, которые вы отметили в предыдущем упражнении?
- Обратите внимание на ту сферу, которая выделена зелёным. Как она выглядит на втором листе?
Достаточно ли она наполнена? Много ли времени вы уделяете этой сфере? Как это может быть связано с событиями, которые вы отметили в предыдущем упражнении?
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Заключительный этап группового психопрофилактического занятия (подведение итогов)
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Сбор обратной связи в форме
совместного подведения итогов и
Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось получить от вас обратную связь по прошедшему
*
На
заключительном
психопрофилактическом занятии в рамках

258
результатов
проделанной
работы
*
.
занятию.
- Чем было полезно данное занятие?
- Что нового узнали, освоили, приобрели?
- Какие дальнейшие действия и изменения это может повлечь?
- Какие из полученных знаний вы можете применять в вашей работе?
- Каковы ваши ожидания от последующих занятий?
- Есть ли у вас еще вопросы?
данного этапа важно подвести общий итог
и получить обратную связь по всем
проведенным занятиям.
Завершение занятия.
Наше занятие завершено. Благодарю вас за работу и встречу. До свидания.

259
Приложение 5
Сценарий группового психопрофилактического занятия
(тематический блок «Психическая саморегуляция», раздел «Профилактика эмоционального выгорания»)
«Применение методов саморегуляции для восстановления оптимального функционального состояния»
Цель: освоение методов саморегуляции, способствующих восстановлению и поддержанию оптимального функционального состояния.
Задачи:
- расширение представлений о методах саморегуляции;
- формирование навыков саморегуляции (дыхательные техники, нервно-мышечная релаксация, метод визуализации);
- закрепление полученных навыков и умений.
Примечания:
Жирный шрифт – название темы, этапов занятия.
Шрифт курсивом – заметка для ведущего (психолога, проводящего занятие).
Обычный шрифт – речь ведущего.
Необходимое оборудование (стимульный материал):
- простые карандаши (пол количеству участников);
- белые листы бумаги формата А4 (2 шт. на участника).

260
Вводный этап группового психопрофилактического занятия
Алгоритм действий при проведении первого занятия с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий
представляет
себя
(краткая информация о себе).
Здравствуйте, меня зовут
____________
(ФИО
ведущего), я психолог _______ отряда, работаю в МЧС более _____ лет.
Энергичное приветствие, установление
контакта глаз с каждым участником.
Срок
работы
(службы)
в
МЧС
озвучивается, если он свыше 3-х лет.
Ведущий предоставляет группе
общую информацию о цели
психопрофилактических занятий
и их содержании.
За время службы в системе МЧС России у вас накопился большой опыт работы в экстремальных условиях и в режиме ожидания.
Однако профессиональная деятельность такого рода может негативно влиять как на физическое, так и на психологическое здоровье, что непременно окажет влияние на все сферы вашей жизнедеятельности. Поэтому занятия будут направлены на то, чтобы понять, откуда можно черпать ресурсы и силы для выполнения поставленных задач, а также на то, чтобы выработать наиболее оптимальные для вас алгоритмы работы со стрессовыми нагрузками – так, чтобы они подходили конкретно каждому из вас.
Знакомство
с
участниками
группы.
Для начала нашей совместной работы необходимо познакомиться. Я предлагаю вам сделать это следующим образом: назовите свое имя, коротко представьте информацию о себе (если считаете необходимым) и охарактеризуйте себя одним словом.
Вы озвучили свои качества, личностные особенности, которые возможно помогают вам справляться с повышенными предъявляемыми требованиями, как в профессиональной среде, так и личной сфере. Очень приятно познакомиться с вами.
Рекомендуется, чтобы ведущий принимал
участие в самих упражнениях на
знакомство (был одним из участников
группы).
Упражнение «Охарактеризуй себя»
Цели:
- знакомство;
-
создание атмосферы доверия и
безопасности;
- повышение готовности участников
группы к совместной работе в рамках
темы занятия.
Продолжительность: 10 минут


261
Ведущий
проговаривает
организационные
аспекты
занятия
(время
начала
и
длительность занятия, место
проведения,
отсутствие
и
опоздания, перерывы).
У нас с вами состоится n
*
занятий, которые будут начинаться в ______. Продолжительность каждого занятия – 2,5-3 часа с перерывом на 10 минут. Занятия будут проводиться в данном классе. Если вы опаздываете на занятие, огромная просьба тихо войти, не мешая другим участникам группы и не задавая уточняющих вопросов. Я (ведущий) обязательно замечу ваш приход и постепенно включу вас в общий рабочий процесс. Если вы отсутствовали на одном из занятий, огромная просьба перед началом следующего занятия подойти ко мне (ведущему) для получения краткой информации о предыдущем занятии.
Отдельно стоит проговорить условия, связанные с
рабочей ситуацией, например, проведение занятий в
дежурной смене. Сейчас мы находимся на вашей смене, и в любую секунду может прозвенеть сигнал тревоги. В случае если это произойдет, мы постараемся дождаться вас и продолжить занятие после вашего возвращения.
Если выезд будет долгим и серьезным, и мы не сможем вас дождаться, занятие будет перенесено на следующую неделю (день и др. в зависимости от расписания
занятий).
*
Количество занятий регламентировано
в
Методическом
руководстве
по
проведению
психологической
профилактики
и
коррекции
в
Министерстве Российской Федерации по
делам
гражданской
обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. М.:
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016.– 20с.
Ведущий проговаривает правила
работы
при
проведении
группового
профилактического
занятия.
Правила
работы
при
проведении
группового профилактического занятия
описаны в Методических рекомендациях
по
психологической
и
психофизиологической профилактике и
коррекции в МЧС России. – М., 2014. – 146
с.
Ведущий
проводит
сбор
ожиданий
участников
о
психопрофилактических
занятиях.
Сейчас каждому я раздам листы и ручки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки и в течение 5 минут напишите:
– Что вы ожидаете от этих занятий?
– Что бы вы хотели узнать?
Сбор ожидания
Продолжительность задания: 10 минут
(запись ожиданий и обсуждение)


262
Я заинтересована в максимально честных ответах, т.к., опираясь на них, мы вместе сможем сделать занятия максимально интересными и информативными для вас.
Стимульный
материал:
необходимо
заготовить листочки (четверть листа
А4) и скотч для сбора ожиданий.
Действия
ведущего:
заполненные
листочки ведущий наклеивает на доску
(или раскладывает на парте). Ведущему
необходимо
прокомментировать
все
ожидания – что будет на занятии, какие
вопросы будут раскрыты и какие можно
будет обсудить в перерыве, какие
вопросы не будут представлены, так как
выходят за рамки целей данных занятий
т.д.
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы освоить способы, которые помогут вам поддерживать и восстанавливать собственное состояние.
Алгоритм действий в случае, если занятие не является первым с данной группой:
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Ведущий здоровается с группой и
переходит
к
актуализации
опыта,
полученного
на
предыдущем занятии.
Здравствуйте! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии:
- О чем было прошлое занятие?
- Что мы обсуждали?
- Какие выполняли упражнения?
- Что нового вы узнали на прошлом занятии?
Ведущий информирует группу о
цели занятия.
Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы освоить способы, которые помогут вам поддерживать и восстанавливать собственное состояние.

263
Основной этап группового психопрофилактического занятия
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Первая
ступень
цикла

актуализация личного опыта
каждого из участников группы.
У каждого из нас в жизни были ситуации, в которых мы испытывали стресс. Мы все сталкиваемся с сильными переживаниями. Естественно, когда это происходит, возникает потребность что-то изменить. Подумайте о том, что вы делаете, когда вы сталкиваетесь со стрессом, с интенсивными переживаниями. Какие конкретно действия вы предпринимаете?
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление
и
обдумывание
опыта.
Вопросы для обсуждения:
- Помогают ли вам ваши действия? Если да, то, каким образом?
- Как вы ощущаете это на эмоциональном уровне?
Влияет ли это на изменение вашего настроения?
- Чувствуете ли вы какие-то изменения на телесном уровне?
- Бывает ли так, что ваши действия ухудшают ситуацию или приводят к каким-то неожиданным последствиям?
Тематическая групповая дискуссия
Третья ступень цикла - теория,
которая озвучивается ведущим
по
итогам
тематической
групповой дискуссии.
При попытке справиться со стрессовой ситуацией человек может либо пытаться предпринять какие-то активные действия по решению проблемы, либо сосредоточиться на себе и своих переживаниях, постараться улучшить своё самочувствие.
На этом занятии мы рассмотрим методы, с помощью которых можно изменять собственное эмоциональное состояние.
Первая
ступень
цикла

актуализация личного опыта
каждого из участников группы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие способы изменения эмоционального состояния вы знаете?
- Применяете ли вы их в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности?
Тематическая групповая дискуссия
Вторая
ступень
цикла
-
осмысление
и
обдумывание
опыта.
Вопросы для обсуждения:
- Что происходило с вами, когда вы применяли тот или иной способ?
Тематическая групповая дискуссия