Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1533

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

284
Ведущий здоровается с группой и
переходит к актуализации опыта,
полученного на предыдущем занятии.
Здравствуйте! Давайте вспомним, что было на прошлом занятии. О чем было прошлое занятие? Что мы обсуждали? Какие выполняли упражнения? Что нового вы узнали на прошлом занятии?
Ведущий информирует группу о цели
занятия.
Сегодня на занятии у каждого из вас будет возможность обратиться к источникам своих внутренних сил, проанализировать, что заряжает вас энергией и позволяет справляться с различными трудностями, которые встречаются в жизни любого человека.
Основной этап группового психопрофилактического занятия
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Первая ступень цикла – актуализация
личного опыта каждого из участников
группы.
Я предлагаю начать с простого упражнения. Сядьте, пожалуйста, как можно удобнее, чтобы вам было комфортно. Можете закрыть глаза.
Вспомните своё сегодняшнее утро. Был ли в нём какой-то приятный, тёплый момент, который наполнил вас радостью, дал ощущение сил и энергии на будущий день? Наверняка было пусть что-то маленькое, небольшое, но, тем не менее, приятное. Может быть, чашка ароматного кофе с утра, улыбка близкого вам человека. Может, совсем мимолётное мгновенье, когда вы почувствовали радость, испытали удовольствие.
Если вам сложно вспомнить приятный момент или приятное переживание сегодняшнего утра, то можно вспомнить хорошее событие, которое произошло в течение последних нескольких дней.

285
Сосредоточьтесь на этом моменте, постарайтесь снова ощутить его, пережить те эмоции, которые возникли тогда, почувствовать приятные ощущения этого момента. Побудьте немножко в этом состоянии. А теперь сделайте глубокий вдох и откройте глаза.
Вторая ступень цикла - осмысление и
обдумывание опыта.
Давайте обсудим:
- Сложно ли вам было вспомнить сегодняшнее утро или приятное событие, произошедшее недавно?
- И если вам удалось вспомнить, то готов ли кто-то поделиться, какие моменты или переживания вы вспомнили?
- Какие ощущения, эмоции вы испытали, когда вспоминали это мгновение?
- Изменилось ли ваше состояние после выполнения этого упражнения? Как оно изменилось?
- Обращаете ли вы внимание на приятные моменты или позитивные переживания, которые происходят в вашей жизни?
Третья ступень цикла - теория, которая
озвучивается
ведущим
по
итогам
тематической групповой дискуссии.
Действительно, даже маленькие и незаметные, но приятные моменты в жизни могут улучшить ваше настроение, самочувствие, если обратить на них внимание.
Но помимо таких случайных приятных моментов есть и привычное течение жизни, в котором скрыто много возможностей и источников для внутренней энергии.
Такие источники называются ресурсами.
Все ресурсы берут своё начало в 4 сферах жизни, которые мы с вами уже обсуждали на предыдущих занятиях: физическую, социальную, сферу деятельности и сферу смыслов
*
*
Если это занятие будет первым в
цикле
мероприятий
по
психологической профилактике, то
ведущий
начинает
данное
предложение так:
Жизнь человека условно можно
разделить на четыре основные
сферы:
физическую,
социальную
сферу
деятельности
и
сферу
смыслов. Эти сферы являются
универсальными.
Сферы
жизни
отражают реальную и целостную
картину: основных забот человека,
направленности его деятельности,
отношений с окружающими людьми,


286
жизненных приоритетов, интересов
и увлечений и др. Каждая сфера
наполнена
определенным
содержанием. Степень развития
разных сфер и их соотношение у
каждого человека индивидуальны.
Первая ступень цикла – актуализация
личного опыта каждого из участников
группы.
Давайте сейчас обсудим, чем лично для вас наполнена каждая сфера. И первая сфера, к которой мы обратимся, будет – физическая сфера.
Физическая сфера включает в себя всё то, что относится к нашему телу и здоровью, различные действия, которые влияют на физическое самочувствие, состояние вашего организма.
Я предлагаю вам выполнить упражнение. Разделите лист бумаги на два вертикальных столбца.
В первом столбце составьте список ресурсов, которые сейчас присутствуют в вашей жизни и наполняют вашу физическую сферу. Я прошу вас при составлении списка ресурсов не использовать общие фразы, а подробно охарактеризовать каждый ресурс физической сферы. Например, если вы занимаетесь спортом, то укажите вид спорта, если захотите указать вашу любимую еду, то укажите конкретное блюдо, и так далее.
Упражнение «Ресурсы физической
сферы»
Цель:
повышение
осознанности
ресурсов физической сферы.
Продолжительность упражнения:
10 минут.
Стимульный
материал:
листы
бумаги формата А4, ручки.
Вторая ступень цикла - осмысление и
обдумывание опыта.
Каждый из вас составил свой список ресурсов. Теперь во втором столбце вашего листа я попрошу вас напротив каждого пункта указать, что именно даёт вам указанный ресурс:
- Что положительного вы получаете благодаря ему?
- Как изменяется ваше состояние?
Это может быть общее улучшение физического самочувствия или настроения.
Подумайте и конкретизируйте, чем именно этот ресурс представляет для вас особую ценность.

287
(Примеры: поездка на велосипеде может давать чувство свободы от груза дел и ответственности; любимое блюдо может напоминать о детских годах, и создавать ощущение тепла и уюта; надевание тёплых носков перед сном может давать ощущение защищенности и т.д.)
После составления списка ведущий предлагает
участникам по желанию озвучить список ресурсов
физической сферы и их положительное воздействие.
Третья ступень цикла - теория, которая
озвучивается
ведущим
по
итогам
тематической групповой дискуссии.
Ресурсы физической сферы изменяют эмоциональное состояние, позволяют достичь определенных переживаний или ощущений. За счёт удовлетворения физических потребностей и желаний, выполнения простых действий человек может почувствовать себя намного более счастливым и довольным жизнью. Тело для человека может быть постоянным источником ресурсов и опорой, особенно если заботиться о нём.
Чем лучше человек осознаёт, в чём он нуждается, тем более эффективно может удовлетворять свои потребности и получать больше радости и энергии для жизни.
Первая ступень цикла – актуализация
личного опыта каждого из участников
группы.
Помимо физической сферы источником ресурсов могут являться отношения с другими людьми.
Прежде чем мы перейдём к обсуждению социальной сферы, предлагаю выполнить упражнение.
Распределитесь на пары. Встаньте спиной к спине.
Ощутите контакт в области лопаток. Устройтесь максимально удобно, ориентируйтесь только на свое ощущение комфорта, найдите максимально удобное для вас положение тела. Попробуйте зафиксировать это максимально удобное положение тела, полностью расслабиться в этом положении. Ваша задача – простоять в этом положении не менее 5 минут. Если вы вместе с партнером нашли действительно удобное
Упражнение «Спина к спине»
Цель:
актуализация
одного
из
аспектов
экологичных
межличностных
отношений
(оказание и принятие поддержки;
чувство баланса).
Продолжительность упражнения:
10 минут.


288 положение, то таким образом вы можете простоять довольно долго. Побудьте в этом состоянии. Отследите свои ощущения в теле, эмоциональное состояние.
А сейчас осторожно, медленно расходитесь, чтобы у каждого была возможность спокойно найти равновесие.
Давайте обсудим, предлагаю высказаться каждой паре участников:
- Удалось ли найти комфортное положение?
- Изменились ли как-то ваши ощущения? Как бы вы описали свои ощущения сейчас?
- Почувствовали ли вы опору и поддержку? Было ли это переживание ценным?
Вторая ступень цикла - осмысление и
обдумывание опыта.
В данном упражнении мы смогли увидеть и почувствовать только такой аспект человеческих отношений, как чувство поддержки и опоры.
- Вообще важно ли для вас ощущать поддержку в человеческих отношениях?
- А что ещё могут давать отношения с другими людьми? Чем ценны отношения?
- Как вам кажется, все ли отношения дают чувство радости, удовлетворения? Может быть так, что отношения, напротив, делают человека несчастным, забирают силы?
- От чего зависит, будут ли отношения давать радость и счастье, или нет?
- Как можно сделать отношения более наполненными, тёплыми?
- Как вы считаете, могут ли быть ресурсными отношения в коллективе? Что они могут давать?
-
Можете привести примеры, в которых вы чувствовали, что в команде вам легче, комфортнее, чем в одиночку? Примеры того, когда удавалось вместе чего-то достичь?

289
Третья ступень цикла - теория, которая
озвучивается
ведущим
по
итогам
тематической групповой дискуссии.
Во время общения люди устанавливают между собой контакт, благодаря которому могут обмениваться информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. В зависимости от того, насколько налажен контакт между людьми, общение может оказывать различное воздействие на состояние человека.
Условно межличностные отношения можно разделить на два типа:
Первый тип – «экологичные» отношения, наполненные эмоциональной близостью и открытостью, взаимным интересом и принятием друг друга, непринужденным и спонтанным общением. В таких отношениях человек может получать и отдавать другому человеку любовь, заботу, поддержку и иные ресурсы, которые делают жизнь более наполненной и счастливой.
Второй тип отношений – «токсичные» отношения, то есть такие, которые ухудшают самочувствие и настроение, негативно воздействуют на самооценку.
Это отношения, в которых человек может испытывать опустошенность или напряженность, необходимость соответствовать ожиданиям партнера в ущерб собственным актуальным потребностям и ценностям.
Если удаётся установить по-настоящему близкие и открытые отношения с другим человеком, то общение заряжает, наполняет энергией, дают силу и поддержку.
Причём ресурсное состояние можно переживать не только при получении тепла и поддержки от другого человека, но и когда мы сами проявляем теплоту и заботу по отношению к другому.
Четвертая ступень цикла - практика.
Применение новых знаний на практике с
помощью отработки упражнений.
Сейчас каждому из вас я раздам небольшие листочки.
Пожалуйста, напишите на листочке своё имя, а затем сверните листочек, и положите в общую коробку.
Теперь каждый из вас вытащит по листочку, не называя указанное имя вслух, если вы случайно
Упражнение «Пожелание»
Цель:
выражение
и
принятие
эмоциональной поддержки и заботы.
Продолжительность упражнения:10
минут.


290 вытянете своё имя, то верните его обратно в коробку, и вытащите другой листочек.
Сейчас каждому из вас я дам по открытке, на обратной стороне открытки есть пустое место. Только что мы с вами говорили о том, как важно находить ресурс и поддержку в близких нам людях, поэтому сейчас я предлагаю попробовать ощутить, каково это.
Я попрошу на открытке написать то имя, которое указанно вашем листочке, и продолжить фразой «я желаю тебе…», а дальше указать, что вам хотелось бы пожелать хорошего, приятного, положительного данному человеку. Можете также указать не только пожелания, но и то, чем этот человек вам нравится, что хорошего в нём вы видите. Напишите сюда то, что первое приходит в голову, это может быть всего одно предложение, или даже одно слово. Можете нарисовать что-либо, чтобы сделать вашу открытку более уникальной.
Готовы? Сейчас я заберу у вас открытки, и раздам каждому ту открытку, которая ему предназначается.
Если хотите, можете поделиться тем, что написано на вашей открытке.
Давайте обсудим:
- Что вы чувствовали, когда писали пожелания?
- Каково вам было получить пожелание? Было ли оно приятным?
- Изменилось ли ваше настроение после прочтения пожелания?
- Изменилось ли ваше настроение, когда вы писали пожелания?
- Что было приятнее: писать пожелание другому или читать своё пожелание?
Необходимые материалы: заготовки
в виде «открыток», маленькие
листочки, ручки, коробочка для
жребия.
Примечание: если в группе будут
тёзки,
можно
попросить
их
написать на листочках имя и
фамилию
Первая ступень цикла – актуализация
личного опыта каждого из участников
И ещё одной важной сферой в жизни человека является сфера деятельности, и это не только профессиональная
Упражнение «Незаконченные
предложения»

291
группы.
деятельность. К данной сфере относятся те действия, которые мы совершаем, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей.
В течение жизни человек ставит перед собой различные цели, прилагает усилия для их достижения, получает положительный или отрицательный результат, который в любом случае становится определённым жизненным опытом человека.
Сейчас давайте выполним упражнение. Я вам раздам листы бумаги, на которых написаны незаконченные предложения. Вы читаете предложение и пишите его окончание. Если у вас будет несколько вариантов завершения предложения, я прошу вас написать все.
Список незаконченных предложений:
-У меня лучше всего получается…
- Я помог другим тем, что…
- Мое самое лучшее решение, которое я когда-либо принял…
- Если я хочу, то могу…
- Окружающие считают, что у меня хорошо получается…
- Я недавно научился делать…
-
Момент, вызывающий у меня наибольшую гордость…
- Самое сложное дело, которое я сделал…
- Мое самое любимое занятие…
Цель:
- осознание своих сильных сторон,
проявляющихся в деятельности;
- повышение самооценки.
Продолжительность упражнения:10
минут.
Стимульный
материал:
список
незаконченных
предложений
на
листах формата А4, ручки.
Вторая ступень цикла - осмысление и
обдумывание опыта.
Давайте обсудим:
- Были ли сложности при выполнении данного упражнения?
- Какие предложения завершить было легко, а какие сложнее?
- Многие предложения были связаны с теми или иными достижениями в вашей жизни. Как вы считаете, что помогало вам достигать те или иные цели?


292
- Что для вас было особенно важным достижением в жизни?
- Чем вы гордитесь?
- В каких случаях достигнутая цель вызывает у вас чувство радости и гордости?
- На что вы полагаетесь при решении различных задач вашей жизни?
- Что является вашими сильными сторонами?
Третья ступень цикла - теория, которая
озвучивается
ведущим
по
итогам
тематической групповой дискуссии.
Вы выполнили упражнение, которые помогло осознать ваш личный опыт, какие способности и таланты скрыты в вас, чем достигнутым вы уже можете гордиться, что поможет вам преуспеть в следующих начинаниях и делах.
К этим способностям могут относиться личностные качества (сила воли, общительность, доброта и т.д.), умения и навыки, а также умение правильно ставить перед собой цели, и достигать их. Знание своих сильных сторон, своих возможностей даёт человеку силы и ресурсы для того, чтобы браться за новые задачи.
Четвертая ступень цикла - практика.
Применение новых знаний на практике с
помощью отработки упражнений.
Сейчас предлагаю выбрать одну из достигнутых вами целей, которая принесла вам ощущение удовлетворения. Постарайтесь снова прочувствовать момент достижения цели: чувства удовлетворения и удовольствия, свои эмоции и ощущения в теле.
Побудьте в этом состоянии, запомните его. Это состояние станет для вас хорошим ресурсом, к которому можно обращаться в разных жизненных ситуациях.
Первая ступень цикла – актуализация
личного опыта каждого из участников
группы.
- Скажите, как вам кажется, есть ли нечто общее в ресурсах всех трёх сфер, которые мы с вами уже обсудили сегодня?
- Было ли в упражнениях что-то важное для вас?
Изменился ли у вас взгляд на ваши ресурсы?
Вторая ступень цикла - осмысление
размышление, обдумывание опыта.

293
- Можно ли выделить одинаковые для всех людей ресурсы? Действительно ли все люди будут воспринимать эти ресурсы одинаково?
- От чего зависит, будет ли что-либо для вас ресурсом, или нет?
Третья ступень занятия - теория,
которая озвучивается ведущим по
итогам
тематической
групповой
дискуссии.
Упражнения, которые вы сегодня выполняли, тем или иным способом помогали осознать, какие ресурсы есть именно у вас, и чем они для вас важны.
Всё, что человек делает в своей жизни, будет для него ресурсным тогда, когда он вкладывает в это свой особенный, личный смысл. Почему важен именно этот близкий человек, почему я горжусь именно этим достижением, почему я выбираю эту профессию, за что я ценю всё, что имею?
Чем более осознанно человек подходит к ответам на эти вопросы, тем больше у него возможностей сделать свою жизнь более полной и счастливой.
Четвертая ступень занятия - практика.
Применение новых знаний на практике с
помощью отработки упражнений.
Поэтому сейчас я предлагаю снова оценить всю ту большую работу, которую вы сегодня проделали. Все ресурсы в вашей жизни, на которые вы сегодня обратили внимание, способны помочь вам в трудных ситуациях, и просто сделать жизнь более счастливой.
Поэтому, чтобы не забывать о них, предлагаю выполнить следующее упражнение.
Каждому из вас я раздам листы бумаги и цветные карандаши. Ещё раз вспомните, пожалуйста, все упражнения, которые вы выполнили за сегодняшний день, и все наши обсуждения.
Мы говорили о том, какие вещи доставляют радостные и приятные ощущения на уровне тела, о том, что важно в близких отношениях, вспоминали то, чем можно гордиться в жизни.
Сейчас я предлагаю на листе бумаге создать вашу
«Карту ресурсов». Вы можете изобразить её с
Упражнение «Страна ресурсов»
Цель:
- интеграция ресурсов из различных
сфер жизни,
- достижение ресурсного состояния
участниками группы.
Продолжительность упражнения:
20-30 минут.
Стимульный
материал:
листы
формата А4, цветные карандаши.