Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1536

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

294 помощью любых способов и образов. Главное, укажите на ней всё то самое ценное и важное для вас, о чём говорили с вами сегодня. Подпишите, пожалуйста, каждый из «объектов» вашей карты, назвав его каким- то именем. Вам не нужно будет показывать вашу карту, если вы не захотите, так что нарисуйте её как можно более подробно и полно.
Давайте обсудим:
- Как вы себя чувствовали в ходе выполнения упражнения?
- Изменилось ли ваше состояние?
- Посмотрите ещё раз на свою карту. Где бы вам сейчас больше всего хотелось находиться сейчас? Можете как-то отметить свою фигурку на рисунке.
Теперь я попрошу вас сесть удобно, чтобы вам было комфортно. Закройте глаза, дышите спокойно и размеренно. Представьте, что вы сейчас оказались в своей ресурсной стране. В том месте, где вам больше всего хотелось бы сейчас быть. Оглядитесь вокруг, что вы видите? Что вас окружает? Что вы чувствуете, находясь в этом месте?
Вы можете перемещаться по своей стране куда угодно.
Сейчас я прошу вас перенестись в то место на вашей карте, которое больше всего даёт вам ощущение комфорта, расслабления, успокоения… Прочувствуйте это состояние. Прикоснитесь к чему-либо в этом месте, и почувствуйте, как волны спокойствия, тепла и комфорта проходят по вашему телу, вы пропитываетесь этим ощущением, ваше тело расслабляется.
Перенесёмся дальше, к тому месту, которое напитывает вас ощущением поддержки и любви к дорогим вам людям. Тут вы можете встретиться с вашими близкими людьми, почувствовать их

295 поддержку и заботу. Возможно, они скажут вам тёплые напутственные слова. Поблагодарите их за это.
Перенесёмся дальше. Теперь вы в том месте, в котором вы чувствуете себя максимально уверенным, сильным, наполненным энергией.
Оглядитесь вокруг, почувствуйте, что здесь может стать для вас сейчас источником силы. Прикоснитесь к этому предмету, почувствуйте, как его сила и энергия переходит в вас.
Почувствуйте, как ваши ноги твёрдо и уверенно опираются на землю, вы чувствуете силу, которая идёт из земли.
Вам спокойно и комфортно. Вы чувствуете себя сильным и уверенным. Поблагодарите за это вашу ресурсную страну. Запомните, что отсюда вы всегда можете черпать необходимые для вас силы и возможности. Эта страна может меняться, её ландшафт может становиться другим: что-то, возможно, уйдёт, но на его месте обязательно появится что-то новое. Это ваш мир, который вы сами создаёте.
А теперь, если вы готовы, сделайте несколько глубоких вдохов, и открывайте глаза!
- Как вы себя чувствуете?
- Как вы считаете, сможете ли вы использовать ресурсы, о которых мы сегодня говорили, в своей жизни?
- Что поможет вам не забывать о ресурсах в вашей жизни?
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Заключительный этап группового психопрофилактического занятия (подведение итогов)
Действия
Речь ведущего
Комментарии
Сбор
обратной
связи
в
форме
совместного подведения итогов и
результатов проделанной работы
*
.
Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось получить от вас обратную связь по прошедшему занятию.
- Чем было полезно данное занятие?
- Что нового узнали, освоили, приобрели?
*
На
заключительном
психопрофилактическом занятии в
рамках
данного
этапа
важно
подвести общий итог и получить
обратную связь по всем проведенным

296
- Какие дальнейшие действия, изменения это может повлечь?
- Какие из полученных знаний вы можете применять в вашей работе?
- Каковы ваши ожидания от последующих занятий?
- Есть ли у вас еще вопросы?
занятиям.
Завершение занятия.
Наше занятие завершено. Благодарю вас за работу и встречу. До свидания.

Приложение 7
Перечень методик для оценки актуального
функционального состояния
1. Анкета
2. Методика «Шкала оценки субъективной комфортности».
3. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард в адаптации
А. Леоновой.
4. Вариационная кардиометрия (УПФТ 1/30 «Психофизиолог»).
1. Анкета
ФИО ________________________________________________ Возраст_____
Структурное подразделение ___________________ Должность_____________
Вредные привычки / Хронические заболевания _____________/____________
Экспериментальное исследование
Высокий Приемлемый Сниженный Низкий
ВКМ
ЧСС тахикардия брадикардия
Уровень функционального состояния
5-4 3
2 1-0
Шкала оценки субъективной комфортности
Уровень субъективного комфорта
≥54 48-53 41-47
<41
Шкала дифференциальных эмоций
ПЭМ
>36 29-36 20-28
≤19
НЭМ
>32 25-32 15-24
≤14
ТДЭМ
>30 21-30 12-20
≤11
Примечание
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Дополнительные данные:
Перенесенные заболевания за ближайший период (предшествующая неделя): простудные заболевания, кожные заболевания, травмы, иное ______________
Преобладает настроение:
нейтральное, бодрость, беспокойство, апатия, иное ______________________
Мышечное напряжение психогенного характера (область локализации): голова, шея, плечи, живот, иное ______________________________________
Болевой синдром психогенного характера: головы, спины, в области желудка, в области сердца, иное ________________
Общее состояние: активность, усталость, сонливость, иное _______________________________
Другие жалобы психогенного характера: _______________________________
Рекомендована программа № 1, № 2, № 3 (нужное подчеркнуть)


298
2. Методика «Шкала оценки субъективной комфортности»
Инструкция: прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколько-нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа – обычно первое ощущение, которое приходит в голову, оказывается наиболее точным.
1
Сильный
3 2 1 0 1 2 3
Слабый
2
Веселый
3 2 1 0 1 2 3
Грустный
3
Сонный
3 2 1 0 1 2 3
Бодрый
4
Спокойный
3 2 1 0 1 2 3
Взволнованный
5
Счастливый
3 2 1 0 1 2 3
Несчастный
6
Ленивый
3 2 1 0 1 2 3
Энергичный
7
Свежий
3 2 1 0 1 2 3
Усталый
8
Расслабленный
3 2 1 0 1 2 3
Собранный
9
Полный сил
3 2 1 0 1 2 3
Истощенный
10
Скучный
3 2 1 0 1 2 3
Заинтересованный
Обработка и интерпретация результатов
При подсчете результатов тестирования шкала трансформируется от 7 до
1 баллов.
7 баллов присваивается максимально позитивной оценке признака, а 1 балл – максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «0».
Прямые шкалы: 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Обратные: 3, 6, 8, 10.
Индекс субъективной комфортности (ИСК) рассчитывается как общая сумма баллов по всем шкалам.
Интерпретация результатов:
ИСК ≥ 54 баллам
Высокий уровень субъективного комфорта, хорошее самочувствие
48 ≤ ИСК < 54 баллов
Приемлемый уровень субъективного комфорта, нормальное самочувствие
41 ≤ ИСК < 48 баллов
Сниженный уровень субъективного комфорта, пониженное самочувствие
ИСК < 41 балла
Низкий уровень субъективного комфорта, плохое самочувствие

299
3. Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
К. Изард в адаптации А. Леоновой
Инструкция:
Перед вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до 5,
– соответствующих по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается ваше первое ощущение!
Ваши возможные оценки:
1 — «переживание полностью отсутствует»;
2 — «переживание выражено незначительно»;
3 — «переживание выражено умеренно»;
4 — «переживание выражено сильно»;
5 — «переживание выражено в максимальной степени»
I
1 2
3
Внимательный
Сконцентрированный
Собранный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
II
1 2
3
Наслаждающийся
Счастливый
Радостный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
III
1 2
3
Удивленный
Изумленный
Пораженный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
IV
1 2
3
Унылый
Печальный
Сломленный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
V
1 2
3
Взбешенный
Гневный
Яростный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
VI
1 2
3
Чувствующий неприязнь
Чувствующий отвращение
Чувствующий омерзение
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
VII
1 2
3
Презрительный
Пренебрежительный
Надменный
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
VIII
1 2
3
Напуганный
Боязливый
Паникующий
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
IX
1 2
Застенчивый
Робкий
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5


300 3 Стыдливый
1 2 3 4 5
X
1 2
3
Сожалеющий
Виноватый
Раскаивающийся
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Обработка и интерпретация результатов.
Индекс положительных эмоций характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации.
Подсчитывается: ПЭМ = I, II, III (Интерес + Радость + Удивление).
Индекс острых негативных эмоций отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации.
Подсчитывается: НЭМ = IV, V, VI, VII (Горе + Гнев + Отвращение +
Презрение).
Индекс тревожно-депрессивных эмоций отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличествующей ситуации.
Подсчитывается: ТДЭМ = VIII, IX, X (Страх + Стыд + Вина).
Для интерпретации данных по обобщенным показателям ШДЭ используются следующие градации по каждому из названных индексов:
ПЭМ
НЭМ
ТДЭМ
≤19 баллам
≤14 баллам
≤11 баллам от 20 до 28 баллов от 15 до 24 баллов от 12 до 20 баллов от 29 до 36 баллов от 25 до 32 баллов от 21 до 30 баллов
>36 баллов
>32 баллов
>30 баллов
4. Методика «Вариационная кардиометрия»
Методика вариационной кардиометрии (ВКМ) проводится для оценки функционального состояния вегетативной нервной системы по параметрам ритма сердечной деятельности, а также для оценки общего функционального состояния.
41>