Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У педагога-психолога на каждый класс и на каждого ученика заведена папка, где в каждом учебном году вносится информация о динамике развития классного коллектива и ученика. Также в индивидуальной папке учащегося есть карта-информация по психолого-педагогическому статусу, уровню воспитанности и другим показателям.
Классные руководители ведут «Дневник классного руководителя», где содержится информация об учащихся, их родителях, социально-педагогическая характеристика классного коллектива, план работы с классом. На каждого учащегося состоящего на внутришкольном учете по различным причинам, классный руководитель ведет дневник индивидуальной работы, где имеются данные об учащемся и родителях, его характеристика, акты обследования семьи, индивидуальная работа с учащимся.
Социальный педагог школы проводит работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, ведет документацию на каждого учащегося, посещает семьи.
Медик проводит мониторинг физического развития учащихся. Своевременно доводит до сведения кл.руководителей и физическом неблагополучии ребенка.
Работа педагогического коллектива школы проходит в тесном взаимодействии всех служб образовательного учреждения. Итоги мониторинга подводятся на ежегодном плановом школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме по каждому классу и каждому ребенку класса. По результатам мониторинга психолого-педагогического и физического развития обучающихся на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, направленный на создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения, а так же для оказания помощи ребенку, имеющему проблемы в психофизическом развитии и обучении. Такой план (или программа) разрабатывается совместно со всеми заинтересованными специалистами (директором, заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР, классным руководителем, воспитателем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителем-предметником), что позволяет обеспечить и систематизировать их взаимодействие. Любой план индивидуальной работы с ребенком и его семьей подлежит обязательному утверждению на педагогическом совете, школьном ПМПК или Совете профилактики. При необходимости в план вносятся коррективы.
Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР активно взаимодействуют при диагностической работе по выявлению кризисных состояний и агрессивного и аутоагрессивного поведения у обучающихся.
Одним из направлений деятельности школьного ПМПК является реальная помощь ребенку и его семье. Помимо разработки и утверждения плана индивидуальной работы с детьми «группы риска» и их семьями, председатель школьного ПМПК – отслеживает выполнение решений консилиума и на последующих заседаниях информирует членов о ходе выполнения решений.
РАБОТА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
В МБОУ ДХСОШ используются разнообразные формы работы с семьей, способствующие активному взаимодействию детей и родителей. Проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.
Классные руководители и социальный педагог обращают особое внимание на индивидуальную работу с семьей. Общаются с родителями, посещают обучающихся на дому. Данная работа не сводится к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, а проводится с целью изучения условий жизни и воспитания в семье и при необходимости помочь и проконсультировать родителей по выявленным проблемам. Анализ деятельности классных руководителей и социального педагога, отчеты о проделанной работе кроме количественных показателей, содержат качественный анализ и результативность по данному направлению.
Педагог-психолог при работе с родителями стремится к решению следующих задач:
-
расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского и подросткового суицида; -
способствовать переоценке взаимоотношений с детьми; -
формировать уважение к личности ребенка и пониманию его проблем.
Формы работы с родителями:
-
групповые – семинары, лекции; беседы, анкетирование; -
индивидуальные – консультации, беседы, анкетирование; -
особой формой работы с родителями является создание и распространение информационно-методических материалов.
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ
Педагог-психолог при работе с педагогами стремиться к решению следующих задач:
-
ознакомление педагогов с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование информации в работе; -
формирование преставлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния); -
расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении; -
формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.
Основными формами работы педагога-психолога с педагогами являются:
-
групповые – лекции, теоретический семинар, семинар-практикум, беседы, анкетирование, тренинг, семинар-практикум с элементами психотерапевтических техник -
индивидуальные – консультации, беседы, анкетирование, элементы психотерапевтических техник, релаксация; -
особой формой работы с педагогами является создание и распространение информационно-методических материалов.
Работа педагога-психолога с учащимися
Работа педагога-психолога с учащимися состоит из нескольких этапов:
-
Информационный этап.
Создание базы данных об учащихся, их окружении является необходимым условием для успешной работы. На ребенка и его семью составляется «карта учащегося», где отражаются психологические особенности ученика, его адаптированность в условиях учебного учреждения, социометрический статус в классном коллективе, психологический климат в семье и данные о родителях или законных представителях.
-
Диагностический этап.
Диагностические мероприятия проводятся в соответствии с планом работы педагога-психолога. В случае возникновения проблем и по запросам педагогов, родителей проводится углубленная диагностика.
-
Организационный этап.
На основании полученных данных и результатов психодиагностики разрабатывается индивидуальный план сопровождения ребенка и его семьи.
-
Реабилитационный этап.
Осуществляются мероприятия в соответствии с индивидуальным планом сопровождения.
-
Завершающий этап.
Проводится психодиагностика с целью определения результативности проделанной работы и получения прогноза на будущее.
С 2014 года в МБОУ ДХСОШ введены уроки психологического развития для учащихся 1-9 классов. Для учащихся 1-4 классов психологические занятия представлены программой «Психологическая Азбука» (авторы:
По задачам и методам программа «Психологическая азбука» представляет собой развивающие групповые занятия, в ходе которых дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самосознания».
Основной принцип , лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.
Курс рассчитан на 4 года обучения. Продолжительность занятия 35-45 минут. В программу каждого года обучения включено по пять разделов.
В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:
-
Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям -
Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии -
Учить методам и приемам познания себя -
Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания -
Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира -
Познакомить детей с понятиями «чувства и эмоции» -
Научить детей осознавать и называть собственные переживания -
Помочь детям осознать свои задатки и способности
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.
Тематический план (1 класс)
№ | Название занятия | Количество часов | Дата |
РАЗДЕЛ 1. Теперь я школьник | |||
1 | Знакомство | 1 | |
2 | Я теперь школьник. Что значит быть школьником | 1 | |
3 | Знакомство с Пси-Магом | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. Введение в мир психологии | |||
4 | Королевство Внутреннего Мира | 1 | |
5 | Сказка о волшебных зеркалах | 1 | |
6 | Что я знаю о себе? | 1 | |
7 | Что я знаю о себе и о других? | 1 | |
8 | Я – это кто? | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. Психика и познание мира | |||
9 | Мои ощущения | 1 | |
10 | Мое восприятие мира | 1 | |
11 | Мое внимание | 1 | |
12 | Как быть внимательным? Развиваем внимание | 1 | |
13 | Я умею быть внимательным | 1 | |
РАЗДЕЛ 4. Темперамент и характер | |||
14 | Что такое темперамент | 1 | |
15 | Типы темперамента | 1 | |
16 | Разные люди – разные характеры | 1 | |
17 | Какой у меня характер | 1 | |
18 | Какой характер у других | 1 | |
19 | Мой характер: оценим недостатки | 1 | |
РАЗДЕЛ 5. Я и мои эмоции | |||
20 | Что такое эмоции? | 1 | |
21 | Какие бывают эмоции? | 1 | |
22 | Конкурс чувствоведов | 1 | |
23 | Что я знаю о своих эмоциях? | 1 | |
24-25 | Королевство внутреннего мира | 2 | |