Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У педагога-психолога на каждый класс и на каждого ученика заведена папка, где в каждом учебном году вносится информация о динамике развития классного коллектива и ученика. Также в индивидуальной папке учащегося есть карта-информация по психолого-педагогическому статусу, уровню воспитанности и другим показателям.

Классные руководители ведут «Дневник классного руководителя», где содержится информация об учащихся, их родителях, социально-педагогическая характеристика классного коллектива, план работы с классом. На каждого учащегося состоящего на внутришкольном учете по различным причинам, классный руководитель ведет дневник индивидуальной работы, где имеются данные об учащемся и родителях, его характеристика, акты обследования семьи, индивидуальная работа с учащимся.

Социальный педагог школы проводит работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете, ведет документацию на каждого учащегося, посещает семьи.

Медик проводит мониторинг физического развития учащихся. Своевременно доводит до сведения кл.руководителей и физическом неблагополучии ребенка.

Работа педагогического коллектива школы проходит в тесном взаимодействии всех служб образовательного учреждения. Итоги мониторинга подводятся на ежегодном плановом школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме по каждому классу и каждому ребенку класса. По результатам мониторинга психолого-педагогического и физического развития обучающихся на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, направленный на создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения, а так же для оказания помощи ребенку, имеющему проблемы в психофизическом развитии и обучении. Такой план (или программа) разрабатывается совместно со всеми заинтересованными специалистами (директором, заместителем директора по УР, заместителем директора по ВР, классным руководителем, воспитателем, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителем-предметником), что позволяет обеспечить и систематизировать их взаимодействие. Любой план индивидуальной работы с ребенком и его семьей подлежит обязательному утверждению на педагогическом совете, школьном ПМПК или Совете профилактики. При необходимости в план вносятся коррективы.


Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по ВР активно взаимодействуют при диагностической работе по выявлению кризисных состояний и агрессивного и аутоагрессивного поведения у обучающихся.

Одним из направлений деятельности школьного ПМПК является реальная помощь ребенку и его семье. Помимо разработки и утверждения плана индивидуальной работы с детьми «группы риска» и их семьями, председатель школьного ПМПК – отслеживает выполнение решений консилиума и на последующих заседаниях информирует членов о ходе выполнения решений.

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
В МБОУ ДХСОШ используются разнообразные формы работы с семьей, способствующие активному взаимодействию детей и родителей. Проводятся родительские собрания с рассмотрением вопросов детско-родительских отношений, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.

Классные руководители и социальный педагог обращают особое внимание на индивидуальную работу с семьей. Общаются с родителями, посещают обучающихся на дому. Данная работа не сводится к простому информированию о неуспехах ребенка в учебе, пропусках школы, а проводится с целью изучения условий жизни и воспитания в семье и при необходимости помочь и проконсультировать родителей по выявленным проблемам. Анализ деятельности классных руководителей и социального педагога, отчеты о проделанной работе кроме количественных показателей, содержат качественный анализ и результативность по данному направлению.

Педагог-психолог при работе с родителями стремится к решению следующих задач:

  • расширить знания родителей о причинах, признаках и характере детского и подросткового суицида;

  • способствовать переоценке взаимоотношений с детьми;

  • формировать уважение к личности ребенка и пониманию  его проблем.


Формы работы с родителями:


  • групповые – семинары, лекции; беседы, анкетирование;

  • индивидуальные – консультации, беседы, анкетирование;

  • особой формой работы с родителями является создание и распространение информационно-методических материалов.


РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ

Педагог-психолог при работе с педагогами стремиться к решению следующих задач:



  • ознакомление педагогов с теоретическими аспектами проблемы аутоагрессивного поведения детей и подростков и использование информации в работе;

  • формирование преставлений о методах своевременного выявления обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в незамедлительной помощи (защите, экстренной помощи, обеспечении безопасности, снятии стрессового состояния);

  • расширение знаний педагогов о возрастных особенностях обучающегося на разных ступенях обучения с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, межличностном общении в классном коллективе и социуме, развитии и обучении;

  • формирование компетенций педагогов, обеспечивающих деятельность по улучшению детско-родительских отношений.


Основными формами работы педагога-психолога с педагогами являются:

  • групповые – лекции, тео­ретический семинар, семинар-практикум, беседы, анкетирование, тренинг, семинар-практикум с элементами психотерапевтических техник

  • индивидуальные – консультации, беседы, анкетирование, элементы психотерапевтических техник, релаксация;

  • особой формой работы с педагогами является создание и распространение информационно-методических материалов.



Работа педагога-психолога с учащимися

Работа педагога-психолога с учащимися состоит из нескольких этапов:

  • Информационный этап.

Созда­ние базы данных об учащихся, их окружении является необходимым условием для успешной работы. На ребенка и его семью составляется «карта учащегося», где отражаются пси­хологические особенности ученика, его адаптированность в усло­виях учебного учреждения, социометрический статус в классном коллективе, психологический климат в семье и данные о родителях или законных представителях.

  • Диагностический этап.

Диагностические мероприятия проводятся в соответствии с планом работы педагога-психолога. В случае возникновения проблем и по запросам педагогов, родителей проводится углубленная диагностика.

  • Организационный этап.

На основании полученных данных и результатов психодиагно­стики разрабатывается индивидуальный план сопровождения ребенка и его семьи.

  • Реабилитационный этап.

Осуществляются мероприятия в соответствии с индивидуаль­ным планом сопровождения.

  • Завершающий этап.

Проводится психодиагностика с целью определения результатив­ности проделанной работы и получения прогноза на будущее.


С 2014 года в МБОУ ДХСОШ введены уроки психологического развития для учащихся 1-9 классов. Для учащихся 1-4 классов психологические занятия представлены программой «Психологическая Азбука» (авторы:

По задачам и методам программа «Психологическая азбука» представляет собой развивающие групповые занятия, в ходе которых дети знакомятся с основными психологическими понятиями, получают возможность тренировать элементарные навыки рефлексии.

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самосознания».

Основной принцип , лежащий в основе обучения курсу, - принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Курс рассчитан на 4 года обучения. Продолжительность занятия 35-45 минут. В программу каждого года обучения включено по пять разделов.

В первом классе программа призвана решить следующие основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям

  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии

  • Учить методам и приемам познания себя

  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания

  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира

  • Познакомить детей с понятиями «чувства и эмоции»

  • Научить детей осознавать и называть собственные переживания

  • Помочь детям осознать свои задатки и способности

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.


Тематический план (1 класс)




Название занятия

Количество часов

Дата

РАЗДЕЛ 1. Теперь я школьник

1

Знакомство

1




2

Я теперь школьник. Что значит быть школьником

1




3

Знакомство с Пси-Магом

1




РАЗДЕЛ 2. Введение в мир психологии

4

Королевство Внутреннего Мира

1




5

Сказка о волшебных зеркалах

1




6

Что я знаю о себе?

1




7

Что я знаю о себе и о других?

1




8

Я – это кто?

1




РАЗДЕЛ 3. Психика и познание мира

9

Мои ощущения

1




10

Мое восприятие мира

1




11

Мое внимание

1




12

Как быть внимательным? Развиваем внимание

1




13

Я умею быть внимательным

1




РАЗДЕЛ 4. Темперамент и характер

14

Что такое темперамент

1




15

Типы темперамента

1




16

Разные люди – разные характеры

1




17

Какой у меня характер

1




18

Какой характер у других

1




19

Мой характер: оценим недостатки

1




РАЗДЕЛ 5. Я и мои эмоции

20

Что такое эмоции?

1




21

Какие бывают эмоции?

1




22

Конкурс чувствоведов

1




23

Что я знаю о своих эмоциях?

1




24-25

Королевство внутреннего мира

2