Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа второго класса направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребенка, что реализуется через развитие его познавательной деятельности. Одной из важнейших задач начальной школы является формирование базового умения учиться, предполагающего развитие целого комплекса необходимых качеств. В этот комплекс входит:
-
Умение наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач -
Осознание способов выполнения действий -
Сформированные навыки самоконтроля, самооценки и рефлексии -
Волевые качества, произвольность внимания, памяти и мышления -
Достаточно высокий уровень саморегуляции -
Творческое воображение -
Развитые мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и классификация.
Программы третьего и четвертого классов направлены на развитие соответствующих возрасту качеств личности учащихся.
Известно, что в подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. В этот возрастной период происходит и изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями в развитии все эти проблемы проявляются гораздо острее.
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками отдается предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину
, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Программа работы с учащимися 5-6 классов составлена на основе авторской программы «Уроки общения для младших подростков». Она представлена несколькими разделами:
-
I — развитие самопознания и рефлексии; -
II — обучение навыкам позитивного общения; -
III — разрешение проблем общения; -
IV — обучение навыкам культуры поведения.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.
На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.
Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку и рефлексию.
Программа работы с учащимися 7-8 классов составлена на основе авторской программы
Микляевой А. "Я - подросток. Программа уроков психологии»
Тематический план курса
«Мир эмоций» (7 класс)
№ | Название занятия | Количество часов | дата | ||
1 | Что значит «Я-подросток»? | 1 | | ||
2 | Как узнать эмоцию? | 1 | | ||
3 | Я - наблюдатель | 1 | | ||
4 | Мои эмоции | 1 | | ||
5 | Эмоциональный словарь | 1 | | ||
6 | Чувства «полезные» и «вредные» | 1 | | ||
7 | Сказка «Страна чувств» | 1 | | ||
8 | Нужно ли управлять своими эмоциями | 1 | | ||
9 | Что такое «запретные» чувства | 1 | | ||
10 | Какие чувства мы скрываем? | 1 | | ||
11 | Маска | 1 | | ||
12 | Я в «бумажном зеркале» | 1 | | ||
13 | «Бумажное отражение» | 1 | | ||
14 | Что такое страх? | 1 | | ||
15 | Страхи и страшилки | 1 | | ||
16 | Страшная-страшная сказка | 1 | | ||
17 | Побеждаем все тревоги | 1 | | ||
18 | А что они об мне подумают? | 1 | | ||
19 | Страх оценки | 1 | | ||
20 | Злость и агрессия | 1 | | ||
21 | Как справиться со злостью | 1 | | ||
22 | Лист гнева | 1 | | ||
23 | Обида | 1 | | ||
24 | Как простить обиду? | 1 | | ||
25 | Ах, чем я виноват? | 1 | | ||
26 | Что такое эмпатия? | 1 | | ||
27 | Зачем мне нужна эмпатия | 1 | | ||
28 | Развиваем эмпатию | 1 | | ||
29 | Еще раз про эмпатию | 1 | | ||
30 | Эмпатия в действии | 1 | | ||
31 | Способы выражения чувств | 1 | | ||
32 | Тренировка «Я-высказываний» | 1 | | ||
33 | Комплименты | 1 | | ||
34 | Подведение итогов | 1 | |
Тематический план курса
«Встречи с самим собой» (8 класс)
№ | Название занятия | Количество часов | дата |
1 | Наедине с собой | 1 | |
2 | Что я знаю о себе? | 1 | |
3 | Мое имя | 1 | |
4 | Мои имена | 1 | |
5 | Мое уникальное «я» | 1 | |
6 | Я глазами других | 1 | |
7 | Как меня видят другие? | 1 | |
8 | Мои достоинства и недостатки | 1 | |
9 | Мои «плюсы» и «минусы» со стороны | 1 | |
10 | Мои недостатки | 1 | |
11 | Как превратить недостатки в достоинства | 1 | |
12 | Мои ценности | 1 | |
13 | Наши ценности | 1 | |
14 | Я в бумажном зеркале | 1 | |
15 | «Отражение» | 1 | |
16 | Планирование времени | 1 | |
17 | Время взрослеть | 1 | |
18 | Моя будущая профессия | 1 | |
19 | Как я выгляжу? | 1 | |
20 | Как я выгляжу? | 1 | |
21 | Моя семья | 1 | |
22 | «Трудные дети» и «трудные родители» | 1 | |
23 | Мои права в семье | 1 | |
24 | Что такое дружба | 1 | |
25 | Мужчины и женщины | 1 | |
26 | Я -… | 1 | |
27 | Что такое любовь? | 1 | |
28 | Рисковать или не рисковать? | 1 | |
29 | Что такое уверенность в себе | 1 | |
30 | Тренируем уверенность в себе | 1 | |
31 | Уверенное выступление | 1 | |
32 | Умение сказать «нет» | 1 | |
33 | Чем уверенность отличается от самоуверенности | 1 | |
34 | Подведение итогов | 1 | |
Учащиеся 9 классов входят в новый период возрастного развития. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Учащимся важно получить оценку окружающих, сравнить ее с самооценкой.
Групповые занятия «Познавая себя и других» является своеобразным мостиком в личностном развитии учащихся , обеспечивает прошлого и преемственность прошлого и будущего.
Цели занятий:
-
Формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь -
Развитие социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими) -
Развитие рефлексии -
Развитие эрудиции
Задачи:
-
Обеспечение участников теоретической психологической информацией -
Обеспечение участников средствами познания других людей и самопознания -
Развитие навыков групповой работы -
Формирование мотивов самоактуализации
Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.
Тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение к курсу занятий | 1 |
2 | Что такое тренинг. | 1 |
3-4 | Самопрезентация | 2 |
5 | Правила тренинговых занятий | 1 |
6 | Понятие о личности | 1 |
7-8 | Методы психологии | 2 |
9-10 | Ценностные ориентации личности | 2 |
11-12 | Воображение. Групповая оценка | 2 |
13 | Отношение к окружающим людям | 1 |
14-15 | Конструктивное взаимодействие | 2 |
16-17 | Темперамент | 2 |
18-19 | Характер | 2 |
20 | Характеристика человека | 1 |
21 | Потребности человека | 1 |
22 | Интеллект | 1 |
23-24 | Эмоции и мимика | 2 |
25-26 | Жесты и наблюдательность | 2 |
27-28 | Навыки распознавания эмоций и чувств | 2 |
29-30 | Умение понимать других | 2 |
31-32 | Безусловно позитивное отношение к окружающим | 2 |
33 | Итоговое занятие | 1 |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ ШКОЛЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ СКЛОННОСТИ К АУТОАГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Диагностика обучающихся 7-11 классов проводится не реже двух раз в учебном году в соответствии с планом мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся склонных к аутоагрессивному поведению. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление негативных эмоциональных состояний и суицидального риска у учащихся, а так же позволяет оценить эффективность психолого - педагогического сопровождения и коррекции детей «группы риска».