Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В приложении № 3 представлены образцы используемых методик.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых результатов представлены в таблице.
Показатель эффективности | Диагностический инструментарий |
Эффективность психолого – медико-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся группы риска кризисных состояний, обучающихся с агрессивным и аутоагрессивным поведением и их семей. | Анкетирование родителей (анкета в приложение 2) |
Снижение количества обучающихся, имеющих склонность к аутоагрессивному поведению. | Шкала депрессии Зунге Опросник Бека (Приложение 3) |
Снижение количества обучающихся, имеющих высокий уровень агрессии, враждебности и склонности к девиантному поведению. | Методика самооценки психических состояний (по Айзенку) Тест «НВС-10» (Приложение 3) |
Снижение количества обучающихся, с негативным психическим состоянием. | Методика самооценки психических состояний (приложение 3) |
Список литературы
1. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.
2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.
3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.
4. Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.
5. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. – М., 1989.
6. Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001.
7. Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983.
8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
9. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.
10. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.
11. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000.
12. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987.
Ожидаемый результат
Организованная, таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с аутоагрессивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде
Достоинства настоящей программы видится:
- В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
- Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Приложение 1
Планируемые мероприятия на 2015-2016 учебный год
Просвещение и профилактика | ||
Учащиеся | ||
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | В течение года | Классные руководители педагог-психолог соц.педагог |
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям. | Сентябрь | Классные руководители Соц.педагог педагог-психолог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение учебного года | Классные руководители педагог-психолог соц.педагог |
Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | В течение года по отдельному плану | Заместитель директора по ВР Соц.педагог |
Организация работы по профилактике профессионального выгорания. | В течение года | Педагог-психолог |
Психологические классные часы | В течение года | Классные руководители Соц.педагог Педагог-психолог |
Правовые классные часы: | В течение года по плану | Классные руководители Соц.педагог |
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (9-11 класс) | В течение года | Классный руководитель педагог-психолог |
Уроки психологии для учащихся 1-9 классов | В течение года еженедельно | педагог-психолог |
Месячники психологического здоровья (по отдельному плану) | Ноябрь, март | Педагог-психолог Заместитель директора по ВР Кл.руководители |
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе». | В течение года | Педагог-психолог Заместитель директора по ВР |
Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними». | В течение года | Педагог-психолог Заместитель директора по ВР |
Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов». | В течение года | Педагог-психолог Заместитель директора по ВР |
Родительский лекторий:
| В течение года | Классные руководители |
Диспут «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться». | В течение года | Классные руководители |
Диагностика | ||
Учащиеся | ||
Исследование социального статуса | В течение года | Педагог-психолог |
Исследование уровня адаптации учащихся 1, 5 классов | I полугодие | Педагог-психолог |
Методика самооценки психических состояний. Шкала депрессии Зунге. Тест Бека | Ноябрь, март | Педагог-психолог |
Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов | октябрь | Педагог-психолог Кл.руководители |
Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации. | В течение года | Классные руководители педагог-психолог |
Склонность к отклоняющемуся поведению. | В течение года | Классные руководители |
Оценка уровня мотивации учащихся 5-7 классов | Первое полугодие | Педагог-психолог |
Приложение 2
Анкета для родителей
Вопросы | Ответы | ||
да | нет | Трудно сказать | |
1. Считаете ли Вы, что специалисты школы в достаточном объеме информируют о факторах способствующих агрессивному, аутоагрессивному поведению и кризисным состояниям ребенка (тематические стенды, родительские собрания, индивидуальные консультации, общие родительские собрания, распространение информационно-методических материалов)? | | | |
2. Получаете ли Вы достаточную информацию о результатах психологического исследования Вашего ребёнка? | | | |
3. Проводятся ли с вашим ребенком профилактические и коррекционно-развивающие занятия в школе? | | | |
4. Удовлетворенны ли Вы результатами психолого-медико-педагогического сопровождения вашего ребенка? | | | |
5. Удовлетворенны ли Вы тематическими родительскими собраниями, психологическими семинарами по психолого-педагогическому просвещению с участием узких специалистов школы: педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом? | | | |
6.Считаете ли Вы необходимым проведение тематических родительских собраний, психологических семинаров, тренингов? | | | |
Приложение 3
Комплекс психодиагностических методик
для выявления группы риска по суицидальному поведению
Предлагаемый комплекс психодиагностического инструментария представляет собой комплекс психологических методик и тестов, используемых педагогом-психологом для выявления детей группы риска по суицидальному поведению.
Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.
| Психическое состояние | Подходит | Подходит, но не очень | Не подходит |
1 | Не чувствую в себе уверенности | 2 | 1 | 0 |
2 | Часто из-за пустяков краснею | 2 | 1 | 0 |
3 | Мой сон беспокоен | 2 | 1 | 0 |
4 | Легко впадаю в уныние | 2 | 1 | 0 |
5 | Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях | 2 | 1 | 0 |
6 | Меня пугают трудности | г | 1 | 0 |
7 | Люблю копаться в своих недостатках | 2 | 1 | 0 |
8 | Меня легко убедить | 2 | 1 | 0 |
9 | Я мнительный | г | 1 | 0 |
10 | С трудом переношу время ожидания | 2 | 1 | 0 |
11 | Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход | 2 | 1 | 0 |
12 | Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом | 2 | 1 | 0 |
13 | При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя | 2 | 1 | 0 |
14 | Несчастья и неудачи ничему меня не учат | 2 | 1 | 0 |
15 | Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной | 2 | 1 | 0 |
16 | Я нередко чувствую себя беззащитным | 2 | 1 | 0 |
17 | Иногда у меня бывает состояние отчаяния | 2 | 1 | 0 |
1S | Чувствую растерянность перед трудностями | 2 | 1 | 0 |
19 | В трудные минуты жизни иногда веду себя по- детски, хочу, чтобы меня пожалели | 2 | 1 | 0 |
20 | Считаю недостатки своего характера неисправимыми | 2 | 1 | 0 |
21 | Оставляю за собой последнее слово | 2 | 1 | 0 |
22 | Нередко в разговоре перебиваю собеседника | 2 | 1 | 0 |
23 | Меня легко рассердить | 2 | 1 | 0 |
24 | Люблю делать замечаний другим | 2 | 1 | 0 |
25 | Хочу быть авторитетом для окружающих | 2 | 1 | 0 |
26 | Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего | 2 | 1 | 0 |
27 | Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю | 2 | 1 | 0 |
28 | Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять | 2 | 1 | 0 |
29 | У меня резкая, грубовата» жестикуляция | 2 | 1 | 0 |
30 | Я мстителен | 2 | 1 | 0 |
31 | Мне трудно менять привычки | 2 | 1 | 0 |
32 | Нелегко переключаю внимание | 2 | 1 | 0 |
33 | Очень настороженно отношусь ко всему новому | 2 | 1 | 0 |
34 | Меня трудно переубедить | 2 | 1 | 0 |
35 | Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться | 2 | 1 | 0 |
36 | Нелегко сближаюсь с людьми | 2 | 1 | 0 |
37 | Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана | 2 | 1 | 0 |
38 | Нередко я проявляю упрямство | 2 | 1 | 0 |
39 | Неохотно иду на риск | 2 | 1 | 0 |
40 | Резко переживаю отклонения от принятого мною режима | 2 | 1 | 0 |
Интерпретация тестирования
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.
I. Тревожность (вопросы 1-10)
0-7 баллов Низкая тревожность
8-14 баллов Тревожность средняя, допустимого уровня
15-20 баллов Высокая тревожность
П. Фрустрация (вопросы 11 –20)
0-7 баллов Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей
8-14 баллов Средний уровень, фрустрация имеет место
15-20 баллов У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач
111. Агрессивность (вопросы 21-30)
0-7 баллов Вы спокойны, выдержанны
8-14 баллов Средний уровень
15-20 баллов Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми
IV. Ригидность (вопросы 31-40)
0-7 баллов Ригидности нет, легкая переключаемость
8-14 баллов Средний уровень
15-20 баллов Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны резкие изменения в жизни (учебе, работе, семье)
Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)
№ | Утверждения | Никогда | Иногда | Часто | Посто- янно |
1. | Я чувствую подавленность | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Утром я чувствую себя лучше всего | 4 | 3 | 2 | 1 |
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | У меня плохой ночной сон | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Аппетит у меня не хуже обычного | 4 | 3 | 2 | 1 |
6. | Мне приятно общаться с привлекательными лицами противоположного пола | 4 | 3 | 2 | 1 |
7. | Я замечаю, что теряю вес | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Меня беспокоят запоры | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Сердце бьется быстрей, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я устаю без всяких причин | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я мыслю так же ясно, как всегда | 4 | 3 | 2 | 1 |
12. | Мне легко делать то, что я умею | 4 | 3 | 2 | 1 |
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | У меня есть надежды на будущее | 4 | 3 | 2 | 1 |
15. | Я более раздражителен, чем обычно | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Мне легко принимать решения | 4 | 3 | 2 | 1 |
17. | Я чувствую, что полезен и необходим людям | 4 | 3 | 2 | 1 |
18. | Я живу достаточно полной жизнью | 4 | 3 | 2 | 1 |
19. | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда | 4 | 3 | 2 | 1 |