Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В приложении № 3 представлены образцы используемых методик.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых результатов представлены в таблице.


Показатель эффективности


Диагностический инструментарий

Эффективность психолого – медико-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся группы риска кризисных состояний, обучающихся с агрессивным и аутоагрессивным поведением и их семей.

Анкетирование родителей

(анкета в приложение 2)


Снижение количества обучающихся, имеющих склонность к аутоагрессивному поведению.

Шкала депрессии Зунге

Опросник Бека (Приложение 3)

Снижение количества обучающихся, имеющих высокий уровень агрессии, враждебности и склонности к девиантному поведению.

Методика самооценки психических состояний (по Айзенку)

Тест «НВС-10» (Приложение 3)

Снижение количества обучающихся, с негативным психическим состоянием.

Методика самооценки психических состояний (приложение 3)


Список литературы

1. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.

3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.

4. Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.

5. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. – М., 1989.

6. Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001.

7. Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.

9. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.

10. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.

11. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000.


12. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987.

Ожидаемый результат

Организованная, таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с аутоагрессивным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде

Достоинства настоящей программы видится:

- В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

- В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

- В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

- Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Приложение 1

Планируемые мероприятия на 2015-2016 учебный год


Просвещение и профилактика

Учащиеся

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители

педагог-психолог

соц.педагог

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям.

Сентябрь

Классные руководители

Соц.педагог

педагог-психолог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение учебного года

Классные руководители

педагог-психолог

соц.педагог

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

В течение года по отдельному плану

Заместитель директора по ВР

Соц.педагог

Организация работы по профилактике профессионального выгорания.

В течение года

Педагог-психолог

Психологические классные часы


В течение года

Классные руководители

Соц.педагог

Педагог-психолог

Правовые классные часы:


В течение года по плану

Классные руководители

Соц.педагог

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (9-11 класс)

В течение года

Классный руководитель

педагог-психолог

Уроки психологии для учащихся 1-9 классов

В течение года еженедельно

педагог-психолог

Месячники психологического здоровья (по отдельному плану)

Ноябрь, март

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

Кл.руководители

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе».

В течение года

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними».

В течение года

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов».

В течение года

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

Родительский лекторий:

  • Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник).

В течение года

Классные руководители

Диспут «Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться».

В течение года

Классные руководители

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса

В течение года

Педагог-психолог

Исследование уровня адаптации учащихся 1, 5 классов

I полугодие

Педагог-психолог

Методика самооценки психических состояний. Шкала депрессии Зунге. Тест Бека

Ноябрь, март

Педагог-психолог

Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов

октябрь

Педагог-психолог

Кл.руководители

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.

В течение года

Классные руководители

педагог-психолог

Склонность к отклоняющемуся поведению.

В течение года

Классные руководители

Оценка уровня мотивации учащихся 5-7 классов

Первое полугодие

Педагог-психолог



Приложение 2

Анкета для родителей


Вопросы

Ответы

да

нет

Трудно сказать

1. Считаете ли Вы, что специалисты школы в достаточном объеме информируют о факторах способствующих агрессивному, аутоагрессивному поведению и кризисным состояниям ребенка (тематические стенды, родительские собрания, индивидуальные консультации, общие родительские собрания, распространение информационно-методических материалов)?










2. Получаете ли Вы достаточную информацию о результатах психологического исследования Вашего ребёнка?










3. Проводятся ли с вашим ребенком профилактические и коррекционно-развивающие занятия в школе?










4. Удовлетворенны ли Вы результатами психолого-медико-педагогического сопровождения вашего ребенка?










5. Удовлетворенны ли Вы тематическими родительскими собраниями, психологическими семинарами по психолого-педагогическому просвещению с участием узких специалистов школы: педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом?










6.Считаете ли Вы необходимым проведение тематических родительских собраний, психологических семинаров, тренингов?











Приложение 3
Комплекс психодиагностических методик

для выявления группы риска по суицидальному поведению
Предлагаемый комплекс психодиагностического инструментария представляет собой комплекс психологических методик и тестов, используемых педагогом-психологом для выявления детей группы риска по суицидальному поведению.
Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.




Психическое состояние

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

1

Не чувствую в себе уверенности

2

1

0

2

Часто из-за пустяков краснею

2

1

0

3

Мой сон беспокоен

2

1

0

4

Легко впадаю в уныние

2

1

0

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

2

1

0

6

Меня пугают трудности

г

1

0

7

Люблю копаться в своих недостатках

2

1

0

8

Меня легко убедить

2

1

0

9

Я мнительный

г

1

0

10

С трудом переношу время ожидания

2

1

0

11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2

1

0

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

2

1

0

13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

2

1

0

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

2

1

0

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

2

1

0

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

2

1

0

1S

Чувствую растерянность перед трудностями

2

1

0

19

В трудные минуты жизни иногда веду себя по- детски, хочу, чтобы меня пожалели

2

1

0

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

2

1

0

21

Оставляю за собой последнее слово

2

1

0

22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

2

1

0

23

Меня легко рассердить

2

1

0

24

Люблю делать замечаний другим

2

1

0

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

2

1

0

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

2

1

0

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять

2

1

0

29

У меня резкая, грубовата» жестикуляция

2

1

0

30

Я мстителен

2

1

0

31

Мне трудно менять привычки

2

1

0

32

Нелегко переключаю внимание

2

1

0

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

2

1

0

34

Меня трудно переубедить

2

1

0

35

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

2

1

0

36

Нелегко сближаюсь с людьми

2

1

0

37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

2

1

0

38

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

39

Неохотно иду на риск

2

1

0

40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

2

1

0




Интерпретация тестирования

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.

I. Тревожность (вопросы 1-10)

0-7 баллов Низкая тревожность

8-14 баллов Тревожность средняя, допустимого уровня

15-20 баллов Высокая тревожность

П. Фрустрация (вопросы 11 –20)

0-7 баллов Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8-14 баллов Средний уровень, фрустрация имеет место

15-20 баллов У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

111. Агрессивность (вопросы 21-30)

0-7 баллов Вы спокойны, выдержанны

8-14 баллов Средний уровень

15-20 баллов Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность (вопросы 31-40)

0-7 баллов Ригидности нет, легкая переключаемость

8-14 баллов Средний уровень

15-20 баллов Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны резкие изменения в жизни (учебе, работе, семье)

Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)



Утверждения

Никогда

Иногда

Часто

Посто-

янно

1.

Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2.

Утром я чувствую себя лучше всего

4

3

2

1

3.

У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4.

У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5.

Аппетит у меня не хуже обычного

4

3

2

1

6.

Мне приятно общаться с привлекательными лицами противоположного пола

4

3

2

1

7.

Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8.

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9.

Сердце бьется быстрей, чем обычно

1

2

3

4

10.

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11.

Я мыслю так же ясно, как всегда

4

3

2

1

12.

Мне легко делать то, что я умею

4

3

2

1

13.

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14.

У меня есть надежды на будущее

4

3

2

1

15.

Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16.

Мне легко принимать решения

4

3

2

1

17.

Я чувствую, что полезен и необходим людям

4

3

2

1

18.

Я живу достаточно полной жизнью

4

3

2

1

19.

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20.

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

4

3

2

1