Файл: Программа профилактики аутоагрессивного поведения учащихся мбоу дхсош вид программы профилактическая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) “Я не хочу туда идти, возвращаться (в школу, домой)”; 4) “Моя жизнь - это ад”; 5) “Настроение у меня паршивое”; 6) “Мое терпение закончилось”; 7) “Впереди у меня ничего хорошего”.
Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.
В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам, несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.
Проективный тест “Рисунок семьи”
Инструкция: Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-30 минутами.
Примечание: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.
Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.
Для интерпретации надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.
Обработка проводится по следующей схеме:
№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Общий размер рисунка (его площадь)
2 Количество членов семьи
3 Соответствующие размеры членов семьи
Мать
Отец
сестра
Брат
дедушка
бабушка и т.д.
4 Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо предметов между ними
5 Наличие животных
6 О виде изображения:
схематическое изображение
реалистическое изображение
эстетическое изображение
в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
метафорическое изображение
в движении, действии
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)
Степень аккуратности исполнения (1,2,3)
Тест направлен на исследование межличностных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.
Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить:
1) Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности, низкой самооценки, чувстве неполноценности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления, значимости изображенного;
2) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены).
Проективная методика «Человек и дерево»
Использование психографических методик П.И.Юнацкевича “Человек” и “Дерево” в выявлении группы риска.
Использование психографических методик “Человек” и “Дерево” предполагает владение общей методикой психографологического и проективного исследования личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска (лиц, склонных к суицидным реакциям) основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию-признаку. Он был выведен из опыта использования данных методик на экспериментальной (105 суицидентов) и контрольной группе (525 человек). Суть данного признака состоит в незавершенном рисунке нижних
конечностей “Человека” и корневой основы “Дерева”. Выявление этого признака дает основание утверждать о недостаточно развитых способностях обследуемого адаптироваться в среде и склонностях к различного рода срывам в поведении, в том числе и суицидным поступкам.
Инструкция: Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите ручку или карандаш, как вам удобнее и нарисуйте картинку. На рисунке обязательно должны присутствовать человек, дерево.
Интерпретация
Особенности изображения “суицидного человека”
Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.
Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.
Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.
Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.
Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.
Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.
Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.
Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.
Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.
Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.
Основания для предварительного заключения о выявленном суици-дальном состоянии обследуемого:
повышенное психическое напряжение;
оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;
повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);
упадок сил и настроения;
штриховка и затушевка рисунка;
самооценка завышена или занижена;
Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.
В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам, несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.
Проективный тест “Рисунок семьи”
Инструкция: Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-30 минутами.
Примечание: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.
Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.
Для интерпретации надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.
Обработка проводится по следующей схеме:
№ Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Общий размер рисунка (его площадь)
2 Количество членов семьи
3 Соответствующие размеры членов семьи
Мать
Отец
сестра
Брат
дедушка
бабушка и т.д.
4 Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо предметов между ними
5 Наличие животных
6 О виде изображения:
схематическое изображение
реалистическое изображение
эстетическое изображение
в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
метафорическое изображение
в движении, действии
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)
Степень аккуратности исполнения (1,2,3)
Тест направлен на исследование межличностных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.
Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить:
1) Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности, низкой самооценки, чувстве неполноценности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления, значимости изображенного;
2) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены).
Проективная методика «Человек и дерево»
Использование психографических методик П.И.Юнацкевича “Человек” и “Дерево” в выявлении группы риска.
Использование психографических методик “Человек” и “Дерево” предполагает владение общей методикой психографологического и проективного исследования личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска (лиц, склонных к суицидным реакциям) основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию-признаку. Он был выведен из опыта использования данных методик на экспериментальной (105 суицидентов) и контрольной группе (525 человек). Суть данного признака состоит в незавершенном рисунке нижних
конечностей “Человека” и корневой основы “Дерева”. Выявление этого признака дает основание утверждать о недостаточно развитых способностях обследуемого адаптироваться в среде и склонностях к различного рода срывам в поведении, в том числе и суицидным поступкам.
Инструкция: Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите ручку или карандаш, как вам удобнее и нарисуйте картинку. На рисунке обязательно должны присутствовать человек, дерево.
Интерпретация
Особенности изображения “суицидного человека”
Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.
Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.
Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.
Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.
Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.
Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.
Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.
Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.
Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.
Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.
Основания для предварительного заключения о выявленном суици-дальном состоянии обследуемого:
повышенное психическое напряжение;
оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;
повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);
упадок сил и настроения;
штриховка и затушевка рисунка;
самооценка завышена или занижена;