Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология Тема Синкретический характер первобытной культуры, неразделённостъ представлений о личности, коллективе и природе.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М инистерство науки и высшего образования Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ ВлГУ)
Факультет ФИТР
Кафедра СГПД
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Культурология
Тема: «Синкретический характер первобытной культуры, неразделённостъ представлений о личности, коллективе и природе»
Руководитель:
Кандидат культурологии,
доцент Романова Н.В.
(фамилия, инициалы)
____________________________________
(подпись) (дата)
Студент: ПЗ-119
(группа)
(фамилия, инициалы)
____________________________________
(подпись) (дата)
Муром 2023
Содержание
Введение | 3 |
1. Источники изучения первобытной культуры: находки археологов и сведения антропологов о современных племенах | 4 |
2. Синкретизм первобытной культуры | 7 |
3. Производство как культурная доминанта первобытного человека | 8 |
4. Общинная телесность | 10 |
5. Анимизм, тотемизм и фетишизм как первые формы религии | 12 |
6. Специфика мифологического восприятия мира в условиях жизни родовой общины | 15 |
Заключение | 17 |
Список использованной литературы | 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | 19 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | 20 |
Введение
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого общества.
Первобытная эпоха — это наибольший период в истории человечества от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру — что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земли (конец IV начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.
1. Источники изучения первобытной культуры: находки археологов и сведения антропологов о современных племенах
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле.
Прелесть археологии состоит в том, что буквально каждая находка меняет наше представление о предмете: как минимум углубляет наши знания о нем, как максимум - полностью меняет картину. Искусство каменной скульптуры (рельефы, барельефы), наскальной живописи (зоологические, антропоморфные изображения, культ матери), техника изготовления глиняной посуды и резьбы по камню и кости стали истоками зарождения культуры первобытного общества.
Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь — через подземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. На стенах и потолках пещер — многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды.
Подобные памятники находили в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры, во Франции (пещеры Фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире. Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни. Можно думать, что еще много находок предстоит впереди.
Антропология - наука, изучающая Человечество (вид Homo sapiens).
Центральным объектом изучения для антропологии является понятие культуры. Основной особенностью человечества в рамках антропологии является способность описания окружающего мира с помощью системы знаков и символов, что позволяет облегчать передачу информации от одного вида к другому. В настоящее время, по данным антропологов существуют такие племена, как
Масаи народ в пограничных районах Кении и Танзании. Традиционные занятия — кочевое скотоводство, ремёсла (копья, музыкальные инструменты).
Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Они свободно перемещаются по саванне с места на место, из страны в страну, невзирая на таможенные правила и государственные границы.
В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.
На Никобарских и Андаманских островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров.
Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени.
Племена Дани живут большими семьями, общим двором по 30-50 человек. Женщины и мужчины живут отдельно, женщины живут ближе к кухне.
Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром.
2. Синкретизм первобытной культуры
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
3. Производство как культурная доминанта первобытного человека
У различных племен и народов появление определенных форм труда и общественной жизни происходило в разные периоды. Вместе с тем для всех первобытных обществ характерно наличие ряда общих черт. Во-первых, основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ. Во-вторых, основой производственных отношений первобытного строя была коллективная, общинная собственность на орудия труда и средства производства.
Первыми формами хозяйственной деятельности человека были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки позволяют судить о приемах и объектах охоты. На первых порах она носила загонный, специализированный характер. Последнее связано с преобладанием определенного вида животных, например оленей, слонов, мамонтов и т.д. Практиковались коллективные приемы охоты. Копье было главным орудием охотников. Собирательство дополняло скудный рацион первобытного человека питательными злаками и кореньями.
Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень.
Суровый климат научил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Огонь согревал первобытных людей, защищал от зверей, помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека.
Основным занятием людей оставалась охота. Широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. При помощи гарпунов, сетей, примитивных рыболовных крючков они ловили рыбу
Высокого уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, часто встречающийся в природе. Его ножевидные пластины имели такие острые края, что ими можно было бриться.
Дальнейшее развитие получила обработка кости. Костяные изделия украшали резьбой - орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу
Обнаружены следы первых долговременных поселений. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет. Жилищем служили землянки, шалаши, переносные шатры-чумы.
Люди добывали пищу не только на охоте. Исчезновение или сокращение численности крупных животных заставило все чаще употреблять в пищу рыбу и моллюсков. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомашнивание животных.
Первые признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Здесь в X-IX тысячелетиях до н.э. жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительную часть времени на одном месте. Жили они в поселениях, состоявших из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш.