Файл: Кафедра Общепрофессиональные и специальные дисциплины по юриспруденции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установленный порядок предоставления государственных гарантий и компенсаций за работу на Севере страны привел к снижению уровня материальной обеспеченности граждан и возникновению дискриминации прав граждан, работающих и проживающих в одних и тех же экстремальных природно-климатических условиях и получающих не одинаковый объем государственных гарантий и компенсаций. Так, предоставление ряда социальных гарантий и компенсаций предусмотрено законами большинства северных субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления, в то же время работники организаций, финансируемых из средств федерального бюджета, оказались лишены таких гарантий и компенсаций. В частности, такая норма как выплата молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, реализуется только в отношении работников организаций, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.97

Аналогичная ситуация складывается с выплатой процентной надбавки к стипендии студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Несмотря на то, что ассигнования федерального бюджета рассчитываются с целью компенсации студентам повышенных материальных затрат в связи с проживанием в тяжелых природно-климатических условиях, отсутствие такой нормы в законе не придает уверенности студенту в его предпочтении выбора такого учебного заведения. Вместе с тем, в Концепции долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из целевых ориентиров развития системы образования является предоставление стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения.

Проблема, возникшая в связи с исключением из Трудового кодекса Российской Федерации понятия «минимальный размер оплаты труда», что привело к снижению уровня оплаты труда в связи с включением в минимальный размер оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со статьями 10, 11 Закона от 19.02.1993г. № 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к заработной плате выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.98


Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении

изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, формулирующая понятие «минимальный размер оплаты труда», была признана утратившей силу.99

При этом статьей 5 данного Федерального закона было предусмотрено, что не допускается снижение доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в особых климатических условиях. Следовательно, в понятие «минимальный размер оплаты труда» не должны включаться «северные» доплаты: районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы.

Указанная правовая коллизия не нашла своего разрешения в генеральном и региональных трехсторонних соглашениях по регулированию социально­трудовых отношений.

Статья 297 Трудового кодекса РФ определяет вахтовый метод как особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено их ежедневное возвращение к месту постоянного проживания100. Вместе с тем, исходя из содержания названной статьи, можно выделить целый ряд признаков, характеризующих вахтовый метод. Во- первых, это (как уже было сказано) постоянное выполнение трудовой функции вне места постоянного проживания работника. Во-вторых, отсутствует объективная возможность обеспечить ежедневное возвращение работника к месту постоянного проживания. В-третьих, вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя. В- четвертых, вахтовый метод применяется в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения. В-пятых, такой метод организации работ применяется в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

Поскольку вахтовый метод организации работ широко применяется в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, достаточно актуальными представляются проблемы предоставления вахтовикам «северных» гарантий и компенсаций. Безусловно, изменения, внесенные в Трудовой кодекс в значительной степени снизили уровень государственных гарантий и компенсаций, лицам, работающим на Крайнем Севере, в том числе вахтовым методом, в организациях частной формы собственности. Это, прежде всего, коснулось порядка предоставления компенсаций за проезд к месту использования отпуска и обратно раз в два года, определения размеров надбавки за вахтовый метод работ и т.п. На практике возникают сложности при соотнесении отдельных норм, содержащихся в ч.2 и 3 ст. 302 ТК РФ.



С применением районного коэффициента к зарплате особых проблем не возникает. Исчисление процентной надбавки осуществляется по правилам, предусмотренным в ч. 3 ст. 302 ТК РФ, а именно, в стаж работы для исчисления этой надбавки включается лишь время работы в районах Крайнего Севера и фактические дни нахождения в пути. Более проблематичным является предоставление работникам вахтовым методом дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера.101 Закон определяет, что в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и фактические дни нахождения в пути. Следует ли это правило применять при расчете и предоставлении дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера?102

Одни работодатели (и их, вероятно, большинство) так и поступают, считая такой отпуск льготой и (или) компенсацией. Учитывая при этом и то, что частью 4 той же статьи иное правило (распространение общей нормы) установлено в части выплаты районного коэффициента.

Но, с другой стороны, отпуск — вид времени отдыха. Отпускные — гарантийная, а не компенсационная выплата. Кроме того, лицо, работающее вахтовым методом, за рабочий год отрабатывает норму рабочего времени (иногда ее и перерабатывает), причем в условиях Крайнего Севера. С точки зрения физиологической нагрузки (это общеизвестный и медицински установленный факт) работа вахтовым методом способна принести больший вред здоровью работника, чем работа на Севере, проживающих там постоянно. С этой точки зрения умаление прав на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера, определение его продолжительности пропорционально проведенному в этих районах времени, представляется не вполне справедливым и обоснованным.103

Статья 298 Трудового кодекса содержит нормы, ограничивающие, а по существу запрещающие, применение труда несовершеннолетних работников, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет и лиц, имеющих медицинские противопоказания на работах, осуществляемых вахтовым методом. И хотя такой запрет можно считать обоснованным и традиционным для российского трудового законодательства, применение на практике этой статьи может создать некоторые проблемы. А именно, если вахтовым методом работает женщина и работодателю становится известно о ее беременности (а об этом ему может стать известно очень не скоро, если женщина сама не предоставит соответствующую справку), то ей предложат перевод на легкий труд, на весь период такого перевода будут доплачивать до среднего заработка по прежнему месту работы.


Описанная ситуация, безусловно, создает у работодателя некоторые неудобства и дополнительные финансовые затраты, и тем не менее, она хотя бы урегулирована законом. Более серьезный правовой вопрос может возникнуть в отношении женщины, с которой был заключен трудовой договор о работе вахтовым методом, после прекращения у нее отпуска по беременности и родам. Такая работница может пожелать воспользоваться своим правом выхода на прежнее место работы после рождения ребенка до достижения им возраста 3-х лет. При этом, не оформляя отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 или 3­х лет вообще, либо использовав такой отпуск частично. 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ действующего законодательства и выявленные правовые проблемы оплаты труда лиц работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям позволяют сделать следующие выводы и предложения:

Действующая система стимулирования труда, основанная на районных коэффициентах и северных надбавках, нуждается в пересмотре. Новая система государственных гарантий должна обеспечивать повышение мотивации к труду в экстремальных условиях.

Исследование данного института труда приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой — расширение договорной сферы и судебной защиты, трудовых прав и свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.

В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ

претерпел значительные изменения Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Исключено правовое регулирование на федеральном уровне ряда гарантий и компенсаций, предусмотренных ранее для работающих и проживающих на северных территориях, по ряду гарантий изменен механизм реализации.

В законодательстве сложилась устойчивая тенденция, исключающая обязанности государства по возмещению им расходов, связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций, работникам северных территорий. Фактическое переложение государством своих обязанностей на другие субъекты негативно скажется и уже сказывается на состоянии бюджета северных субъектов федерации, муниципальных органов исполнительной власти и работодателей, а также на реализации основных правовых гарантий северян. Анализ нормативных актов, касающихся назначения, определения сумм социальных выплат, их выплаты, свидетельствует: и районный коэффициент, и северные надбавки влияют на суммы пенсий и многих пособий.


Подводя итог вышеуказанному, следует отметить: защищая интересы работника, осуществляющего трудовую деятельность в экстремальных природно­климатических условиях Севера, законодатель сохранил, а практика судов подтверждает его право на получение большей части северных льгот за работу в данных условиях. Однако, к сожалению, условия, порядок и размеры предоставления льгот и гарантий поставлены в зависимость от источника финансирования организации и формирования соответствующей нормативно­правовой базы.

Север - особый объект государственного регулирования, требующий специальных мер государственной поддержки.

Работа Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера по выработке эффективных законодательных механизмов реализации социальной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть направлена на решение общенациональной задачи - качественного повышения уровня жизни населения, значимый рост благосостояния граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] //

Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №5. — Ст. 410.

    3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.01.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Текст] // Российская газета. — 2001. — № 496.

    4. Федеральный Закон от 19.02.1993г. № 4520-1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1993. — № 36. — Ст. 149.

    5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Текст] // Российская газета. — 2001. — № 646.

    6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.11.2015) [Текст] // Российская газета. — 2001. — № 743.

    7. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О