Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Элементы предмета
науки «админи-
стративное право»
1) административное право как отрасль права
(административно-правовое законодательство);
2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управле- ния;
3) система административно-правовых катего- рий и понятий (категориальный аппарат);
4) история развития административного права;
5) правоприменительная практика субъектов ад- министративного права;
6) зарубежное административное право (сравни- тельное правоведение);
7) прогнозы и рекомендации по совершенство- ванию и развитию административного права
Задача админи-
стративно-правовой
науки
Выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управлен- ческой деятельности
Административное право как учебная дисциплина
Административное право как учебная дисциплинапредставляет собой учебный курс, признанный обязательным предметом для всех высших и средних юридических учебных заведений. Он содержит си- стему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации
Отличие науки административного права от учебной дисциплины
Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Со- держание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения ис- следованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизи-

25 рованными, в науке возможны пробелы, неисследованность определен- ных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным.
Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые но- веллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится по- полнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докла- дах, а содержание курса административного права раскрывается в учеб- никах, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты науч- ных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся поло- жения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельно- сти органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных моногра- фий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе
Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки

система- тизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнооб- разных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподава- ния, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведе- ния, выводы, рекомендации
Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведе- ниях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как пра- вило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных иссле-
дований детерминировано существующими административно- правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов со-


26 ставителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников
Понятие и особенности административно-правовой нормы
Понятие админи-
стративно-
правовой нормы
Административно-правовая норма

это пра- вило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращаю- щихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления
Назначение
административно-
правовых норм
Правовое обеспечение механизма исполнитель- ной власти (государственного управления) с це- лью упорядоченности организации и эффектив- ного функционирования всей системы исполни- тельной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режи- ма законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности
Особенности
административно-
правовых норм
• являются нормативной базой для регулирова- ния общественных отношений, служащих пред- метом обеспечения других отраслей права

фи- нансового, налогового, предпринимательского и др.;
• определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;
• имеют прямое действие;
• подзаконны: создаются на основе и во испол- нение Конституции РФ, законов, указов Прези- дента РФ;
• вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, опре-

27 деленных в законах;
• императивны, т.е. имеют обязательный харак- тер и должны исполняться в одностороннем по- рядке;
• административно-правовые нормы в основном устанавливаются не органами законодательной власти, а самими субъектами системы исполни- тельной власти;
• система административно-правовых норм в от- личие от подавляющего большинства других отраслей права имеет собственный арсенал средств юридического принуждения к их испол- нению;
• совокупность административно-правовых норм отличается гигантским их количеством, не под- дающимся более или менее точному исчисле- нию и единой кодификации

28
Структура административно-правовой нормы.
Способы осуществления реализации (формы реализации)
административно-правовых норм
Структура административно-правовой нормы
Структу-
ра адми-
нистра-
тивно-
правовой
нормы
Гипотеза
• указывает на условия применения того или иного правила поведения;
• содержит конкретные фактические условия применения нормы права;
• содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована;
• является общей как для одного акта, так и для других однородных актов
Диспозиция
Основная часть нормы, в которой опре- деляется само правило поведения, пред- писывающего, запрещающего или доз- воляющего характера
Санкция
• всегда закрепляется в нормах, преду- сматривающих конкретные составы ад- министративных правонарушений;
• указывает на меры возможного госу- дарственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в дис- позиции правовой нормы
САНКЦИЙ СУЩЕСТВУЮТ В ВИДЕ:
 дисциплинарного воздействия;
 административного воздействия
Способы и формы реализации административно-правовых норм
Реализация административно-правовых норм означает проведе- ние в жизнь содержащихся в административно-правовых нормах воле- изъявлений (правил поведения).


29
Формы реализации административно-правовых норм
1 Исполнение
Точное следование участников регулируемых управ- ленческих отношений юридическим предписаниям, за- претам или дозволениям, которые в них содержатся.
Исполнение

одна из важнейших форм реализации ад- министративно-правовых норм, в рамках которой орга- ны исполнительной власти практически обеспечивают выполнение предписаний, установленных в законах
(например, исполнение различных приказов)
2 Применение
Издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, приказ о зачислении в высшее учебное заведение, регистрация общественного объединения и т.д.)
3 Соблюдение
Соблюдение

это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещен- ных нормой (например, исполнение требований дорож- ного знака)
4 Использова-
ние
Выбор одного из предоставляемых административно- правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (напри- мер, использование оружия при остановке транспорт- ного средства)
Классификация (виды) административно-правовых норм
1 По юридической
силе
• законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти
Российской Федерации, субъектов РФ, нормативных актах представительных органов местного само- управления;
• подзаконные, содержащиеся в указах Президента
Российской Федерации, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ и правительств субъектов РФ, нормативных актах

30 губернаторов, глав администраций субъектов РФ, глав местных администраций;
• отраслевые (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;
• локальные, содержащиеся в нормативных акты ор- ганизаций
2 По целевому
назначению
• регулятивные, которые регулируют правила пове- дения участников административно-правовых от- ношений, определяют обстоятельства, условия и по- рядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;
• охранительные, которые обеспечивают защиту
(охрану) урегулированных общественных отноше- ний
3 По предмету
регулирования
• материальные, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отноше- ний, правила поведения, права, обязанности и ответ- ственность их участников и др.;
• процессуальные, которые регламентируют поря- док (процедуру) организации административно- правовых отношений, реализации участниками от- ношений, установленных материальными нормами их прав и обязанностей, т.е. определяют, как, в ка- ком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы
4 По методу
воздействия на
поведение
субъектов
• обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определен- ных условиях те или иные действия;
• запрещающие, которые содержат запрет на совер- шение тех или иных действий;
• уполномочивающие, в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается воз- можность субъекта административно-правовых от- ношений действовать с учетом требований нормы


31 по своему усмотрению;
• стимулирующие (поощрительные), которые с по- мощью средств материального и морального воз- действия обеспечивают должное поведение участ- ников регулируемых общественных отношений
5 По форме
предписания
• императивные (категорические), подлежащие обя- зательному, безусловному исполнению;
• рекомендательные, которые не имеют обязатель- ного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений
6 По содержанию
• нормы, регламентирующие административно- правовой статус граждан;
• нормы, регламентирующие организацию и дея- тельность органов исполнительной власти и адми- нистративно-правовой статус государственных слу- жащих;
• нормы, регламентирующие организацию и дея- тельность органов местного самоуправления, кото- рые осуществляют исполнительно-распоряди- тельные функции (например, местной администра- ции), и административно-правовой статус муници- пальных служащих;
• нормы, регламентирующие вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
• нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государствен- ных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц;
• нормы, регламентирующие организацию и дея- тельность общественных объединений. Это требо- вания к уставу общественных объединений, вопросы создания и ликвидации общественных объединений,

32 отдельные (регулируемые государством) вопросы их деятельности;
• нормы, регламентирующие отдельные (регулиру- емые государством) вопросы организации и дея- тельности негосударственных структур, включая частные
7 По пределу
действия
(кругу лиц)
• общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отно- шений;
• внутриаппаратные, адресованные государствен- ным и муниципальным служащим
8 По террито-
рии действия
• общефедеральные, действующие на всей террито- рии России;
• нормы субъектов РФ, действующие на территории одного субъекта Российской Федерации;
• местные, содержащиеся в нормативных актах ор- ганов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на терри- тории муниципального образования;
• межтерриториальные, действующие в нескольких территориальных образованиях
9 По объему
регулирования
• общие, регулирующие вопросы организации и дея- тельности во всех отраслях экономики, социально- культурной и административно-политической сферах;
• межотраслевые, регулирующие вопросы организа- ции и деятельности нескольких отраслей;
• отраслевые (ведомственные), регулирующие орга- низацию и деятельность одной отрасли;
• локальные, установленные для конкретной орга- низации, предприятия, учреждения
10 По сроку
действия
• срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
• постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;


33
• чрезвычайные, рассчитанные лишь на время суще- ствования чрезвычайных обстоятельств (например, чрезвычайного положения)
11 По уровню
обобщенности
диспозиции
• общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;
• специальные, которые являются исключениями из общих правил и, действуя лишь при наличии допол- нительных, указанных в ее гипотезе фактов, регули- руют отдельные, специфические моменты правоот- ношений
Источники административного права и их виды.
Действие административно-правовых норм во времени
Источники административного права–это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются раз- личные по юридической силе нормативные правовые акты.
Виды источников административного права
1 Общепризнанные прин-
ципы и нормы междуна-
родного права и междуна-
родные договоры Россий-
ской Федерации
Включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного пра- ва и международные договоры Россий- ской Федерации являются составной ча- стью ее правовой системы
2 Конституция РФ, а также
конституции и уставы
субъектов
Федерации
Содержат нормы, имеющие определен- ную административно-правовую направ- ленность, например нормы, устанавлива- ющие основы организации и функциони- рования исполнительной власти и др.

34
3 Законы (федеральные
конституционные, феде-
ральные, а также законы
субъектов Федерации)
Определяют различные вопросы, касаю- щиеся организации и деятельности феде- ральных органов исполнительной власти, правовые режимы в различных сферах общественных отношений и др.
4 Указы Президента РФ и
нормативные правовые
акты глав субъектов
Федерации
Определяют правовой статус федераль- ных органов исполнительной власти, ко- торые находятся под руководством Пре- зидента РФ
5 Постановления Прави-
тельства РФ и норматив-
ные правовые акты прави-
тельств (администраций)
субъектов Федерации
Утверждаются различного рода правила и порядок осуществления той или иной дея- тельности в сфере государственно- управленческой деятельности
6 Нормативные правовые
акты федеральных и реги-
ональных органов испол-
нительной власти, а также
органов местного
самоуправления
Регулируют различные сферы обществен- ных отношений в соответствии с пере- данными государственно-властными пол- номочиями
7 Публичные договоры
Регулируют общественные отношения, на которые распространяются (федератив- ные, административные договоры, согла- шения между общефедеральными объ- единениями профсоюзов, работодателей и
Правительством РФ либо администраци- ями субъектов Федерации)