Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35
Формы источников административного права
1 Правила
Чаще всего обязательны для обеих сторон управлен- ческого процесса, утверждаются, как правило, указом
Президента РФ или постановлением Правительства
РФ
2 Положения
•
предметные (группируются нормы, призванные регулировать отдельный спектр общественных отно- шений);
•
органические
3 Инструкции,
Порядки, Ме-
тодические
указания (ре-
комендации)
Принимаются органами исполнительной власти и для них в целях определения правовых границ в деятель- ности определенных властных субъектов, т.е. под- властный субъект управления (гражданин или юриди- ческое лицо) не обязан следовать такой инструкции или указаниям, хотя и может на них ориентироваться
4 Уставы
В данной форме группируется значи- тельное количество норм:
• нормы о дисциплинарной от- ветственности в системе орга- нов государства;
• нормы об организации управ- ления в той или иной сфере;
• нормы о порядке несения гос- ударственной (в том числе во- енной) службы и т.п.
5 Кодексы
• группируют нормы института административной от- ветственности (КоАП РФ);
• группируют нормы, регулирующие всю совокуп- ность общественных отношений в той или иной сфере
36
Систематизация норм административного права
Понятие система-
тизации норм
административного
права
Систематизация
–
это деятельность по упо- рядочению и совершенствованию нормативно- го материала путем его обработки и располо- жения по классификационным критериям, из- бираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами
Основная цель
систематизации
норм администра-
тивного права
Упорядочение накопленного нормативно- правового материала с его последующим ана- лизом, в результате чего определяются взаимо- связи законодательных актов, выявляются про- тиворечия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо не- скольких законов разрабатывается комплекс- ный закон в определенной сфере
Виды систематизации норм административного права
1 Инкорпорация
Понятие
Инкорпорация
–
это форма упорядочения норм администра- тивного права, основанная на объединительном подходе к су- ществующему нормативно-правовому материалу. Нормы ад- министративного права в процессе инкорпорации объединя- ются в зависимости от сферы их действия в сборники, собра- ния, своды и т.п. Внутри этих актов нормы систематизируют- ся по рубрикам и темам без изменения их содержания
Виды
•
официальная, заключается в утверждении собраний норма- тивных актов органами, их издавшими (например, собрание законов, издаваемых парламентами);
•
официозная, предполагает издание собраний нормативных ак- тов органами, на это уполномоченными (Бюллетень норматив- ных актов федеральных органов исполнительной власти Рос- сийской Федерации, издаваемый Министерством юстиции РФ);
37
•
неофициальная, может осуществляться любыми лицами либо организациями без специальных полномочий, в частности, университетами в учебных целях может производиться изда- ние правовых актов
2 Кодификация
Понятие
Кодификация
–
это сведение административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам и отраслям государственного управления. При принятии кодексов нормы систематизируемых актов подвер- гаются изменению, корректировке, некоторые упраздняются, другие появляются вновь и т.д. (Кодекс РФ об администра- тивных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ)
Виды
•
всеобщая, касается ведения международного сообщества и
Российской Федерации;
•
отраслевая, касается исключительно ведения Российской
Федерации;
•
специальная, касается предметов либо совместного ведения, либо предметов ведения субъектов Федерации
Действие административно-правовых норм на территории,
по кругу лиц и времени
Действие административно-правовых норм на территории
На территории всей
страны
Нормы, принятые на федеральном уровне
На определенной
территории
Нормы, принятые на уровне субъектов Феде- рации
Межтерриториальные
Нормы, регламентирующие деятельность международных российских организаций и граждан, находящихся на территории зару- бежных стран
38
Действие административно-правовых норм по кругу лиц
На всех граждан
Российской Федерации
Нормы, закрепленные Конституцией РФ, фе- деральными конституционными законами, федеральными законами и другими актами
На определенный круг
лиц
Положения о федеральных органах исполни- тельной власти, распространяющие свою юридическую силу только на эти органы
Действие административно-правовых норм во времени
Не ограниченные
определенными сроками
действия
Действуют до их официального изменения либо до их отмены. Законную силу админи- стративно-правовые нормы приобретают с момента подписания нормативных правовых актов либо в срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу
Срочные
Административно-правовые акты, действие которых рассчитано на определенный, ука- занный в норме срок или на время существо- вания чрезвычайных обстоятельств
39
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА – ЭТО
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РАЗЛИЧНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ,
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УРОВНИ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
КОНСТИТУЦИИ И УСТАВЫ, ЗАКОНЫ, ИНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
КОНСТИТУЦИЯ РФ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ И
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ,
ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ,
АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛОКАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
АКТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
40
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ПРАВОСОЗНАНИЕ
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – ЭТО
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОЙ НОРМЫ
ОСНОВНЫЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
ТОЛКОВАНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОЙ НОРМЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ПРАВОПОРЯДОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЗАИМНЫЕ ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ, ГАРАНТИИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ
ОПРЕДЕЛЕННОЕ
ПРАВИЛО
ПОВЕДЕНИЯ,
ВЫРАЖАЮЩЕЕ
ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬ-
НОЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-
ВЛАСТНОЕ
ВЕЛЕНИЕ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ И
ЗАЩИЩАЕТ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН
ПУТЕМ ЭФФЕКТИВНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
МЕРАМИ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ГО ПРИНУЖДЕНИЯ,
А ТАКЖЕ ДРУГИМИ
МЕРАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПРИНУЖДЕНИЯ
41
ВИДЫ ДИСПОЗИЦИЙ
ПРОСТАЯ
СЛОЖНАЯ
ОПИСАТЕЛЬНАЯ
ОТСЫЛОЧНАЯ
ВИДЫ САНКЦИЙ
АБСОЛЮТНО-
ОПРЕДЕЛЕННАЯ
СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ
ГИПОТЕЗА –
УСЛОВИЕ, ПРИ
КОТОРОМ
НАЧИНАЕТ
ДЕЙСТВОВАТЬ
АДМИНИСТРАТИВ-
НО-ПРАВОВАЯ
НОРМА
САНКЦИЯ – МЕРА
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЙ,
СФОРМУЛИРОВАН-
НЫХ В ДИСПОЗИЦИИ
ПРАВОВОЙ НОРМЫ
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
ДИСПОЗИЦИЯ –
ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
ПРЕДПИСЫВАЮЩЕГО,
ЗАПРЕЩАЮЩЕГО
ИЛИ ДОЗВОЛЯЮЩЕГО
ХАРАКТЕРА
БЛАНКЕТНАЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО-
ОПРЕДЕЛЕННАЯ
42
ПРОЦЕС-
СУАЛЬ-
НЫЕ –
ОПРЕДЕ-
ЛЯЮТ
ПОРЯДОК
РЕАЛИЗА-
ЦИИ
МАТЕРИ-
АЛЬНЫХ
НОРМ
ОБЩИЕ НОРМЫ –
РАСПРОСТРАНЯ-
ЮТСЯ НА ВСЕХ
СУБЪЕКТОВ,
УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕГУЛИРУЕМЫХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
МАТЕРИАЛЬ-
НЫЕ –
ЗАКРЕПЛЯЮТ
ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ
УЧАСТНИКОВ
УПРАВЛЕНЧЕ-
СКИХ
ОТНОШЕНИЙ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ
НОРМЫ –
РАСПРОСТРАНЯ-
ЮТСЯ НА
ОТДЕЛЬНУЮ
ГРУППУ
СУБЪЕКТОВ,
УЧАСТВУЮЩИХ
В РЕГУЛИРУЕМЫХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
УПРАВОМАЧИВАЮЩИЕ –
ЗАКРЕПЛЯЮТ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА
ОБЯЗЫВАЮЩИЕ – ЗАКРЕПЛЯЮТ
ПОЗИТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ
ОБЯЗАННОСТИ
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ – ЗАКРЕП-
ЛЯЮТ ПРАВОВЫЕ ЗАПРЕТЫ
И ОГРАНИЧЕНИЯ
СТИМУЛИРУЮЩИЕ – ОБЕСПЕЧИВАЮТ
С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНОГО
ИЛИ МОРАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ДОЛЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
ОТНОШЕНИЙ
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
ПО ПРЕДМЕТУ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПО КРУГУ ЛИЦ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ПРЕДПИСАНИЯ
43
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
ПО СРОКУ
ДЕЙСТВИЯ
ПО ОБЪЕМУ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПО ХАРАКТЕРУ
ЮРИДИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ
ПОСТОЯННЫЕ
НОРМЫ –
ДЕЙСТВУЮТ
ДО ИХ
ОТМЕНЫ В
УСТАНОВЛЕН-
НОМ ПОРЯДКЕ,
ДО ПРИЗНАНИЯ
ИХ
НЕДЕЙСТВИ-
ТЕЛЬНЫМИ
МЕЖОТРАСЛЕ-
ВЫЕ – РАСПРО-
СТРАНЯЮТСЯ
НА ОТДЕЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ
ГОСУДАР-
СТВЕННО-
УПРАВЛЕНЧЕ-
СКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КОТОРЫЕ
ЯВЛЯЮТСЯ
ОТДЕЛЬНЫМИ
ДЛЯ МНОГИХ
СФЕР И
ОТРАСЛЕЙ
ОТРАСЛЕВЫЕ –
РАСПРОСТРА-
НЯЮТСЯ НА
ТЕ ИЛИ ИНЫЕ
СТОРОНЫ
ГОСУДАР-
СТВЕННО-
УПРАВЛЕНЧЕ-
СКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ
В ГРАНИЦАХ
ОДНОЙ ОТРАСТИ
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ
ЗАЩИЩАЕМЫЕ
ДИСЦИПЛИНАРНЫМИ
САНКЦИЯМИ (СЛУЖЕБНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ)
ЗАЩИЩАЕМЫЕ АДМИНИСТРАТИВ-
НЫМИ САНКЦИЯМИ
(ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА)
ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЕ
НОРМЫ (КОАП РФ)
НОРМЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ
ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ
СРОЧНЫЕ
НОРМЫ –
ДЕЙСТВУЮТ
ДО
ОПРЕДЕ-
ЛЕННОГО
СРОКА
ОБЩИЕ – РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ
СФЕРЫ И ОТРАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
44
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ – ЭТО ПРАКТИЧЕСКОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОДЕРЖАЩИХСЯ В НИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В
ИНТЕРЕСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
ВИДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
административно-правовых норм
ИСПОЛНЕНИЕ –
ЭТО ТОЧНОЕ
СЛЕДОВАНИЕ
СТОРОН
РЕГУЛИРУЕМЫХ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ ТЕМ
ЮРИДИЧЕСКИМ
ПРЕДПИСАНИЯМ,
ЗАПРЕТАМ ИЛИ
ДОЗВОЛЕНИЯМ,
КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАЛИСЬ В
НОРМЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ –
ЭТО КОГДА
СУБЪЕКТ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
ПРИНИМАЕТ
РЕШЕНИЕ О ТОМ,
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ИЛИ НЕТ
ПРЕДОСТАВЛЕН-
НЫМ ЕМУ
СУБЪЕКТИВНЫМ
ПРАВОМ
СОБЛЮДЕНИЕ –
ЭТО
ВОЗДЕРЖАНИЕ
СУБЪЕКТА ОТ
СОВЕРШЕНИЯ
ЗАПРЕЩЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ
ТОЛКОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАР-
СТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ОТДЕЛЬНЫХ
ГРАЖДАН ПО УЯСНЕНИЮ И РАЗЪЯСНЕНИЮ СМЫСЛА И СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОЙ НОРМЫ
ВИДЫ УЯСНЕНИЙ
ГРАММАТИЧЕСКОЕ
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
ИСТОРИКО-
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
НЕОФИЦИАЛЬНОЕ
КАЗУАЛЬНОЕ
ДОКТРИНАЛЬНОЕ
КОМПЕТЕНТНОЕ
ОБЫДЕННОЕ
ПРИМЕНЕНИЕ –
ЭТО ИЗДАНИЕ
ПОЛНОМОЧНЫМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫ-
МИ ОРГАНАМИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ЮРИДИЧЕСКИХ
АКТОВ,
ОСНОВАННЫХ
НА ТРЕБОВАНИЯХ
НОРМЫ
ЛОГИЧЕСКОЕ
БУКВАЛЬНО
РАСШИРИ-
ТЕЛЬНОЕ
ВИДЫ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ОФИЦИАЛЬНОЕ
АУТЕНТИЧЕСКОЕ
ЛЕГАЛЬНОЕ
45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25