Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие административно-правового отношения.
Субъекты и объекты административно-правового отношения
Понятие админи-
стративно-
правового
отношения
Административно-правовые отношения
–
это общественные отношения, возникающие в сфе- ре исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами адми- нистративного права
Основные харак-
теристики адми-
нистративно-
правовых
отношений
• представляют собой разновидность правовых
отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, воз- никновение правоотношения на основе нормы права и в связи с ней и т.д.;
• являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный обще- ственный, государственный интерес. Его выра- зителем является властный субъект государ- ственного управления как одна из сторон адми- нистративного правоотношения. Администра- тивные правоотношения непосредственно свя- заны с реализацией задач и функций исполни- тельной ветви государственной власти в процес- се государственного управления;
• носят властный характер, поскольку в про- цессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализует- ся государственное управление;
• обладают обширной сферой возникновения
–
это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти госу-
46 дарства. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и госу- дарственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе соци- альной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов про- водится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого ад- министративно-правовые отношения часто не похожи между собой;
• являются организационными, возникают, из- меняются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организа- цией в широком смысле. Для того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворился в жизнь, необходимо организовать его участников для совершения тех или иных действий, организовать материальное, финансо- вое, техническое сопровождение процесса и т.д.
Таким образом, государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере ад- министративных правоотношений;
• отличаются особым
административно-
правовым порядком разрешения споров участ- ников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существова- ния административного правоотношения, может осуществляться в рамках других администра- тивно-правовых отношений, возникающих меж- ду лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной сторо-
47 ны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли
–
в ве- дение судебной инстанции, то в административ- ном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы;
• обладают своеобразным механизмом действия
института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих со- держание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско- правовой наступает не перед стороной правоот- ношения, права которой нарушены, а непосред- ственно перед государством. В целом админи- стративная ответственность родственна уголов- ной. Различие между основаниями для привле- чения к уголовной или административной от- ветственности зачастую лежит в плоскости сте- пени тяжести совершенного правонарушения
(большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).
\
48
Структура административно-правовых отношений
Структура административно-правовых отношений
Структуру адми-
нистративно-
правовых
отношений
составляют
четыре взаимосвя-
занных элемента
. субъект административно-правового отноше- ния;
. объект административно-правового отношения;
. права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
. юридические факты (условия возникновения административно-правовых отношений)
Субъект административно-правовых отношений
Понятие субъекта
административно-
правовых
отношений
Субъект административно-правовых отно-
шений
– это участник общественных отноше- ний, которого юридическая норма наделяет пра- вами и обязанностями.
Субъектом административно-правового от-
ношения являются два и более участника, как минимум, один из которых выражает публич- ный (государственный) интерес в правоотноше- нии, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления
Виды субъектов
административно-
правовых
отношений
•
индивидуальные (к их числу относятся все физические лица, обладающие различными ад- министративно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные слу- жащие, должностные лица, пенсионеры, студен- ты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти);
•
коллективные (как правило, наделенные ка- ким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные госу- дарственные органы)
Особенности
• должен отвечать требованиям административ-
49
субъектов админи-
стративно-
правовых
отношений
ной правоспособности, т.е. потенциальной воз- можности участвовать в административно- правовых отношениях, иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность);
• должен отвечать требованиям специальной ад-
министративной правоспособности, т.е. ему необходим специальный административно- правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в администра- тивно-правовые отношения, становится лицен- зиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.
Объект административно-правовых отношений
Понятие объекта
административно-
правовых отношений
Объектом
административно-правовых
отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязан- ности участников административно- правовых отношений
–
Ю. М. Козлов, P.O. Халфина и др. в каче- стве единственного объекта любого правоот- ношения признают действия, поведение лю-
дей. См.: Административное право : учебник
/ под ред. Л. Л. Попова.
–
Москва, 2002.
–
С. 80. Общее учение о правоотношении.
–
Москва, 1974 ; Козлов Ю. М. Администра- тивные правоотношения.
–
Москва, 1976.
–
Н.Г. Александров, В.М. Манохин,
Г.И. Петров и др. выделяют два вида объек- тов правоотношения: объект имуществен-
ных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материаль-
50
Подходы к определе-
нию объекта админи-
стративно-правовых
отношений
ные ценности и вещи, и объект неимуще-
ственных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. См. : Александров Н. Г.
Право и законность в период развернутого строительства коммунизма.
–
Москва, 1961 ;
Манохин В. М. Советская государственная служба.
–
Москва, 1966; Петров Г. И. Совет- ское административное право.
–
Москва,
1961.
- Д.Н. Бахрах выделяет непосредственные
(действия и поведение) и отдаленные объек- ты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) админи- стративно-правовых отношений. См. :
Бахрах Д. Н. Административное право Рос- сии : учебник для вузов.
–
Москва, 2000.
–
С. 48.
У каждого из участников конкретного административно-правового от- ношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций
Юридические факты
Юридические факты являются условиями возникновения админи-
стративно-правовых отношений, т.е. это фактические обстоятель- ства, служащие основанием возникновения, изменения или прекраще- ния конкретных административно-правовых отношений
51
Содержание административно-правового отношения.
Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений.
Юридические факты как основание возникновения,
изменения и прекращения отношений
Содержание административно-правового отношения
1 Субъективные права
Предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, преду- смотренные объективным правом
2 Юридические обязан-
ности
Предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государ- ства в целом)
Необходимые предпосылки возникновения, изменения и
прекращения административных отношений
1 Наличие
административно-
правовых норм
Административно-правовая норма
–
это правило поведения, установленное государ- ством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирова- ния механизма исполнительной власти или государственного управления
2 Наличие
Административной
правосубъектности
его участников
Административная правосубъектность – это способность лица иметь и осуществлять субъективные права и юридические обязан- ности, которую образуют:
административная правоспособность
(это признаваемая за личностью возмож- ность быть субъектом административного
52 права, способность иметь права и обязанно- сти административно-правового характера);
административная дееспособность (это способность лица своими личными действи- ями осуществлять права, выполнять обязан- ности, предусмотренные административно- правовыми нормами, и нести ответствен- ность в соответствии с этими нормами)
3 Наличие юридического
факта
Юридический факт
–
это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение
Юридические факты в административном праве
Понятие
юридического
факта
Юридический факт
–
это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требова- ниями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, изме- ниться или прекратить свое существование кон- кретное правоотношение
Элементы
содержания
юридического
факта
1 Деяния (действия и бездействия)
2 События
Элементы содержания юридического факта
Действие
–
это юридический факт, который связан с волей субъектов пра-
Правомерные
Основаны на положе- ниях норм админи- стративного права и соответствуют им
(например, в связи с
53
1 Дея-
ния
воотношения.
Это поведение людей и внешнее выражение воли человека.
наступлением
14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Россий- ской Федерации. По- лучая паспорт, это лицо вступает в кон- кретные администра- тивно-правовые от- ношения с соответ- ствующим государ- ственным органом)
Неправомерные
Нарушают предписа- ния норм администра- тивного права. Непра- вомерные действия влекут за собой воз- никновение ряда про- цессуальных правоот- ношений по привле- чению к администра- тивной
(дисципли- нарной), ответствен- ности
(например, нарушение правил дорожного движения является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и
54 уполномоченным гос- ударственным орга- ном)
Бездействие
Волевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездей- ствие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в от- ношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания)
2 Собы-
тия
Понятие
события
События
–
это явления, независимые от воли людей (например, смерть стихий- ное бедствие и т.п.). Нормами админи- стративного законодательства преду- сматривается возникновение, изменение или прекращение административно- правовых отношений, в том числе в свя- зи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения (например, смерть гражданина влечет за собой прекраще- ние все правоотношений, субъектом ко- торых он выступал)
Особенности
события
• прямое их юридическое последствие
–
возникновение, изменение или прекра- щение конкретного административно- правового отношения, т.е. они являются условиями возникновения конкретного административно-правового отношения;
• представляют собой результат актив- ного волеизъявления субъекта правоот- ношения;
55
• основным видом правомерных дей- ствий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие инди- видуальный, т.е. относящийся к кон- кретному адресату и делу, характер
Виды административно-правовых отношений
1 По правовым последствиям
Правообразующие
обусловливают возникновение правоот- ношений (например, совершение право- нарушения, заключение административ- ного договора и т.п.)
Правоизменяющие
вызывают изменение правовых отношений
(например, перевод на другую работу и т.д.)
Правопрекращающие
вызывают прекращение отношений
(например, смерть человека)
2 По управляющему воздействию субъекта отношений
Основные
Непосредственно выражают формулу
«субъект
–
объект», в которой проявля- ется властная природа государственно- управленческой деятельности. Они воз- никают между вышестоящими и ниже- стоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненны- ми и т.д.
Неосновные
Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управля- ющее воздействие субъекта управления
Понятие административно-правового отношения.
Субъекты и объекты административно-правового отношения
Понятие админи-
стративно-
правового
отношения
Административно-правовые отношения
–
это общественные отношения, возникающие в сфе- ре исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами адми- нистративного права
Основные харак-
теристики адми-
нистративно-
правовых
отношений
• представляют собой разновидность правовых
отношений, из чего следует, что к основным свойствам административных правоотношений относятся и наличие корреспондирующих друг другу прав и обязанностей его субъектов, воз- никновение правоотношения на основе нормы права и в связи с ней и т.д.;
• являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный обще- ственный, государственный интерес. Его выра- зителем является властный субъект государ- ственного управления как одна из сторон адми- нистративного правоотношения. Администра- тивные правоотношения непосредственно свя- заны с реализацией задач и функций исполни- тельной ветви государственной власти в процес- се государственного управления;
• носят властный характер, поскольку в про- цессе возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений реализует- ся государственное управление;
• обладают обширной сферой возникновения
–
это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти госу-
46 дарства. Административно-правовые отношения могут возникнуть и в области обороны и госу- дарственной безопасности, и в сфере культуры, науки, образования, и в сфере экономических отношений, и применительно к системе соци- альной защиты, т.е. везде, где государством средствами своих исполнительных органов про- водится работа по управлению общественными процессами и явлениями. Вследствие этого ад- министративно-правовые отношения часто не похожи между собой;
• являются организационными, возникают, из- меняются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организа- цией в широком смысле. Для того чтобы более или менее сложный управленческий процесс претворился в жизнь, необходимо организовать его участников для совершения тех или иных действий, организовать материальное, финансо- вое, техническое сопровождение процесса и т.д.
Таким образом, государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере ад- министративных правоотношений;
• отличаются особым
административно-
правовым порядком разрешения споров участ- ников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существова- ния административного правоотношения, может осуществляться в рамках других администра- тивно-правовых отношений, возникающих меж- ду лицом, инициирующим спор, и вышестоящей административной инстанцией, с одной сторо-
47 ны, и между лицом, к которому предъявляются претензии (это всегда государственный орган или должностное лицо), и этой же вышестоящей административной инстанцией. Таким образом, если в других отраслях права (гражданском, уголовном) решение спора всегда выносится за рамки правоотношений внутри отрасли
–
в ве- дение судебной инстанции, то в административ- ном праве допустимо разбирательство и внутри самой системы;
• обладают своеобразным механизмом действия
института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих со- держание правоотношения. Административная ответственность в отличие от гражданско- правовой наступает не перед стороной правоот- ношения, права которой нарушены, а непосред- ственно перед государством. В целом админи- стративная ответственность родственна уголов- ной. Различие между основаниями для привле- чения к уголовной или административной от- ветственности зачастую лежит в плоскости сте- пени тяжести совершенного правонарушения
(большего или меньшего вреда, нанесенного общественным интересам).
\
48
Структура административно-правовых отношений
Структура административно-правовых отношений
Структуру адми-
нистративно-
правовых
отношений
составляют
четыре взаимосвя-
занных элемента
. субъект административно-правового отноше- ния;
. объект административно-правового отношения;
. права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
. юридические факты (условия возникновения административно-правовых отношений)
Субъект административно-правовых отношений
Понятие субъекта
административно-
правовых
отношений
Субъект административно-правовых отно-
шений
– это участник общественных отноше- ний, которого юридическая норма наделяет пра- вами и обязанностями.
Субъектом административно-правового от-
ношения являются два и более участника, как минимум, один из которых выражает публич- ный (государственный) интерес в правоотноше- нии, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления
Виды субъектов
административно-
правовых
отношений
•
индивидуальные (к их числу относятся все физические лица, обладающие различными ад- министративно-правовыми статусами (беженцы, иностранные граждане, государственные слу- жащие, должностные лица, пенсионеры, студен- ты и т.д.), а также должностные лица органов исполнительной власти);
•
коллективные (как правило, наделенные ка- ким-либо административно-правовым статусом юридические лица, в том числе различные госу- дарственные органы)
Особенности
• должен отвечать требованиям административ-
49
субъектов админи-
стративно-
правовых
отношений
ной правоспособности, т.е. потенциальной воз- можности участвовать в административно- правовых отношениях, иметь установленные административно-правовыми нормами права и обязанности, и требованиям административной дееспособности (включая деликтоспособность);
• должен отвечать требованиям специальной ад-
министративной правоспособности, т.е. ему необходим специальный административно- правовой статус, поскольку каждое физическое или юридическое лицо, вступая в администра- тивно-правовые отношения, становится лицен- зиатом, государственным служащим, заявителем и т.д.
Объект административно-правовых отношений
Понятие объекта
административно-
правовых отношений
Объектом
административно-правовых
отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязан- ности участников административно- правовых отношений
–
Ю. М. Козлов, P.O. Халфина и др. в каче- стве единственного объекта любого правоот- ношения признают действия, поведение лю-
дей. См.: Административное право : учебник
/ под ред. Л. Л. Попова.
–
Москва, 2002.
–
С. 80. Общее учение о правоотношении.
–
Москва, 1974 ; Козлов Ю. М. Администра- тивные правоотношения.
–
Москва, 1976.
–
Н.Г. Александров, В.М. Манохин,
Г.И. Петров и др. выделяют два вида объек- тов правоотношения: объект имуществен-
ных отношений (предмет правоотношения), в качестве которого выступают материаль-
50
Подходы к определе-
нию объекта админи-
стративно-правовых
отношений
ные ценности и вещи, и объект неимуще-
ственных отношений, т.е. те самые действия, поведение людей. См. : Александров Н. Г.
Право и законность в период развернутого строительства коммунизма.
–
Москва, 1961 ;
Манохин В. М. Советская государственная служба.
–
Москва, 1966; Петров Г. И. Совет- ское административное право.
–
Москва,
1961.
- Д.Н. Бахрах выделяет непосредственные
(действия и поведение) и отдаленные объек- ты (материальные предметы, информация, продукты духовного творчества) админи- стративно-правовых отношений. См. :
Бахрах Д. Н. Административное право Рос- сии : учебник для вузов.
–
Москва, 2000.
–
С. 48.
У каждого из участников конкретного административно-правового от- ношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций
Юридические факты
Юридические факты являются условиями возникновения админи-
стративно-правовых отношений, т.е. это фактические обстоятель- ства, служащие основанием возникновения, изменения или прекраще- ния конкретных административно-правовых отношений
51
Содержание административно-правового отношения.
Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений.
Юридические факты как основание возникновения,
изменения и прекращения отношений
Содержание административно-правового отношения
1 Субъективные права
Предоставляемая и охраняемая государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять интересы, преду- смотренные объективным правом
2 Юридические обязан-
ности
Предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государ- ства в целом)
Необходимые предпосылки возникновения, изменения и
прекращения административных отношений
1 Наличие
административно-
правовых норм
Административно-правовая норма
–
это правило поведения, установленное государ- ством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирова- ния механизма исполнительной власти или государственного управления
2 Наличие
Административной
правосубъектности
его участников
Административная правосубъектность – это способность лица иметь и осуществлять субъективные права и юридические обязан- ности, которую образуют:
административная правоспособность
(это признаваемая за личностью возмож- ность быть субъектом административного
52 права, способность иметь права и обязанно- сти административно-правового характера);
административная дееспособность (это способность лица своими личными действи- ями осуществлять права, выполнять обязан- ности, предусмотренные административно- правовыми нормами, и нести ответствен- ность в соответствии с этими нормами)
3 Наличие юридического
факта
Юридический факт
–
это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение
Юридические факты в административном праве
Понятие
юридического
факта
Юридический факт
–
это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требова- ниями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, изме- ниться или прекратить свое существование кон- кретное правоотношение
Элементы
содержания
юридического
факта
1 Деяния (действия и бездействия)
2 События
Элементы содержания юридического факта
Действие
–
это юридический факт, который связан с волей субъектов пра-
Правомерные
Основаны на положе- ниях норм админи- стративного права и соответствуют им
(например, в связи с
53
1 Дея-
ния
воотношения.
Это поведение людей и внешнее выражение воли человека.
наступлением
14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Россий- ской Федерации. По- лучая паспорт, это лицо вступает в кон- кретные администра- тивно-правовые от- ношения с соответ- ствующим государ- ственным органом)
Неправомерные
Нарушают предписа- ния норм администра- тивного права. Непра- вомерные действия влекут за собой воз- никновение ряда про- цессуальных правоот- ношений по привле- чению к администра- тивной
(дисципли- нарной), ответствен- ности
(например, нарушение правил дорожного движения является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и
54 уполномоченным гос- ударственным орга- ном)
Бездействие
Волевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездей- ствие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в от- ношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания)
2 Собы-
тия
Понятие
события
События
–
это явления, независимые от воли людей (например, смерть стихий- ное бедствие и т.п.). Нормами админи- стративного законодательства преду- сматривается возникновение, изменение или прекращение административно- правовых отношений, в том числе в свя- зи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения (например, смерть гражданина влечет за собой прекраще- ние все правоотношений, субъектом ко- торых он выступал)
Особенности
события
• прямое их юридическое последствие
–
возникновение, изменение или прекра- щение конкретного административно- правового отношения, т.е. они являются условиями возникновения конкретного административно-правового отношения;
• представляют собой результат актив- ного волеизъявления субъекта правоот- ношения;
55
• основным видом правомерных дей- ствий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие инди- видуальный, т.е. относящийся к кон- кретному адресату и делу, характер
Виды административно-правовых отношений
1 По правовым последствиям
Правообразующие
обусловливают возникновение правоот- ношений (например, совершение право- нарушения, заключение административ- ного договора и т.п.)
Правоизменяющие
вызывают изменение правовых отношений
(например, перевод на другую работу и т.д.)
Правопрекращающие
вызывают прекращение отношений
(например, смерть человека)
2 По управляющему воздействию субъекта отношений
Основные
Непосредственно выражают формулу
«субъект
–
объект», в которой проявля- ется властная природа государственно- управленческой деятельности. Они воз- никают между вышестоящими и ниже- стоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненны- ми и т.д.
Неосновные
Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управля- ющее воздействие субъекта управления