Файл: I. научнометодические основы обучения нападающему удару в волейболе 1 Техника выполнения нападающего удара.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.
Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.
Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:
1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.
2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.
З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.
4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.
6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.
7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.
8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.
11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
12.Удар начинается с движения плеча вперед.
13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.
14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной
ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.
16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз [15].
При выполнении нападающего удара возможны ошибки:
Ошибки при разбеге:
-
Недостаточная длина разбега. -
При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег. -
При ударе из 2-ой зоны косой разбег. -
Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега. -
Низкая скорость разбега. -
Не хватает скоростных качеств. -
Количество шагов не соответствует расстоянию. -
Ранний разбег. -
Поздний разбег.
-
Руки на старте опущены. -
Размахивание или скрещивание рук при разбеге. Подготовительная фаза: -
Нет вращения рук. -
Вращение излишне согнутыми руками. -
Высокое вращение рук. -
Вращение прямыми руками. -
Напрыгивание на две ноги одновременно. -
Напрыгивание на носки.
-
Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей. -
Левая нога приставляется поздно.
-
Левая нога ставится далеко вперед. -
Вялое напрыгивание. -
Излишне высокое напрыгивание. -
Напрыгивание боком. -
Прыжок в длину. -
Прыжок не в полную силу. -
Не хватает прыгучести. -
Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются). -
Низкая скорость взмаха руками. -
Прогиб в пояснице. -
Корпус завален влево. -
Поворот боком к сетке. -
Рука не зафиксирована в замахе. -
Рука завалена влево. -
Низко предплечье. -
Низко локоть. -
Кисть не закреплена при замахе. -
Кисть развернута. -
Пальцы разведены. -
Не отведен большой палец.
Рабочая фаза:
-
При ударе нет посыла локтя вверх. -
Удар согнутой рукой. -
Не дорабатывает предплечье. -
Не дорабатывает кисть. -
Излишний уход руки назад после удара. -
Излишний уход руки влево после удара. 45. Недостаточная скорость руки при ударе.
-
Удар поздно по ритму. -
Удар чрезмерно круто вниз. -
При обманном ударе нет имитации замаха.
-
При обманном ударе опускается локоть. -
При обманном ударе заброшена кисть. -
При обманном ударе расслаблены пальцы. -
При обманном ударе излишнее сопровождение. -
Обманный удар по низкой траектории. -
Недостаточно резкий обманный удар. -
Потеря высоты удара при переводе. -
При переводе кисть недостаточно накрывает мяч. -
При ударе выше блока недостаточный накат. -
Удар через сильнейшего блокирующего игрока. -
Необоснованная попытка "чисто" обвести блок. -
Удар в зону сильнейшего защитника. -
Удар в защитника. -
Перевод в линию с узкой передачи. -
Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке). -
Обманный удар в руки. -
Нападение без плана. -
Нападение без учета обстановки. -
Отказ от выполнения удара в сложной обстановке. -
Необоснованный риск при выборе нападающих действий.
Завершающая фаза:
-
Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти. -
При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу. -
Приземление на одну ногу. -
Жесткое приземление. -
Игрок не готов к следующим действиям [15].
Подводящие упражнения для нападающего удара:
Обучение разбегу и прыжку:
-
Одиночные и серийные взмахи руками на месте. -
Прыжок на месте с взмахом рук. -
Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук. -
Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук. -
Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке. -
Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке
преподавателя (партнера).
7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку
-
с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп". -
с высокого подбрасывания преподавателя (партнера). -
с собственного набрасывания.
Обучение ударному движению:
8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.
Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
9.Взмах руками и постановка руки в замах:
-
на месте -
в прыжке
10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:
-
по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки -
по мячу в левой руке -
без мяча с опусканием руки -
пол - стена с руки -
пол - стена после подбрасывания
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:
11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):
-
в пол -
через сетку
12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.
п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:
-
с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп" -
с высокого набрасывания преподавателя (партнера) -
с собственного набрасывания
13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.
При совершенствование нападающего удара рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах [11].
Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:
- следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;
- обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;
- тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;
- в любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;
- если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;
- откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок [35].
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследований
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.
2. Разработать методику педагогического контроля за эффективностью нападающего удара юных волейболистов.
3. Разработать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
4. Экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
2.2 Методы исследований
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научных исследований:
-
Теоретический анализ и изучение литературных источников. -
Метод наблюдения. -
Метод бесед. -
Метод оценки эффективности нападающего удара. -
Педагогический эксперимент. -
Метод математической обработки данных.
Теоретический анализ и изучение литературных источников применялся с целью изучения научно-методической литературы по проблеме технической подготовки в волейболе. Особое внимание уделялось анализу техники и тактики нападающего удара. Применение метода дало возможность проанализировать и систематизировать научно-методические взгляды по затронутой проблеме, и на этом основание сформулировать гипотезу, объект и предмет исследования,
В процессе работы было переработано 40 литературных источников, включая научные и методические статьи, монографии, авторефераты диссертаций, методические работы.
Наблюдение проводилось за организацией и методикой проведения учебных и секционных занятий по волейболу с юными спортсменами. Отмечались особенности применения подводящих и подготовительных упражнений в тренировке юных волейболистов, наиболее типичные ошибки при выполнении нападающего удара. Наблюдение проводилось по заранее разработанному плану с письменной фиксацией ошибок спортсменов.
Метод бесед использовался для фактического сбора информации по постановке учебно-тренировочной работы с юными волейболистами, а также методике обучения и совершенствования нападающего удара. По итогам бесед и наблюдений намечались конкретные пути совершенствования методики обучения нападающему удару.