Файл: I. научнометодические основы обучения нападающему удару в волейболе 1 Техника выполнения нападающего удара.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прыжке отбить его в стену, мяч набрасывает партнер.
4. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки.
5. Передвижение вдоль сетки, лицом к ней, приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
6. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
7. Двое волейболистов стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия.
8. Нападающий с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно занять исходное положение и преградить блоком путь мячу.
Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. Всего было проведено 87 тренировок. Распределение учебного материала выглядело следующим образом: на каждом занятие проходило обучение технике волейбола и развития физических качеств, особенно прыгучести.
Конкретное решение задач (представленных выше) обучения нападающему удару было следующее:
Эффективность экспериментальной методики определялась в ходе педагогического эксперимента, о результаты которого представлены в следующем подразделе работы.
3.2 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № г. Воронежа с целью подтверждения выдвинутой гипотезы с волейболистками 12-13 лет. В экспериментальной группе (n=12) учебно-тренировочная работа проводилось с внедрением разработанной нами методики. В контрольной группе (n=13) применялась общепринятая методика. Эффективность разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.
В качестве определения эффективности овладения умениями и навыками игры в нападение нами использовалась апробированная методика регистрации количества и качества технико-тактических действий, разработанная М.Д. Ашибоковым [2]. В процессе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись следующие показатели, характеризующие эффективность нападающего удара.
1. Объем нападающих ударов (количество случаев атаки данным способом в партии).
2. Количественный показатель эффективности нападающих ударов (то количество атак в партии, после которых мяч попадал на площадку соперника, уходил от блока в аут или доигрывался).
3. Качественный показатель эффективности нападающих ударов (отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении).
В начале педагогического эксперимента нами были получены следующие результаты (табл. 1)
Таблица 1. Показатели эффективности нападающего удара девочек-волейболисток 12-13 лет в начале педагогического эксперимента
Анализ результатов исследования на стадии начала педагогического эксперимента выявил, что в экспериментальной и контрольной группах показатели характеризующие эффективность нападающего удара практически одинаковые. В экспериментальной группе объем нападающих ударов составил 59,3±2,3; количественный показатель эффективности нападающих ударов - 20,6±1,8; качественный показатель эффективности нападающих ударов - 34,7%. В контрольной группе показатели в аналогичных исследованиях составили соответственно: 59,9±2,5; 20,8±1,9; 34,6%.
В конце педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл.2).
Как мы видим, и в экспериментальной и контрольной группе произошли изменения в показателях характеризующих эффективность нападающего удара. Анализ этого улучшения представлен в следующей таблице, где изменения показаны в процентном улучшении.
По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%.
Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%
Наиболее важным показателем эффективности нападающего удара является качественный показатель как отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении. Здесь также можно констатировать, что по сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе этот показатель увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
Таким образом, можно констатировать, результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет.
1. Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.
2. В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
3. Важный вопрос начальной подготовки – одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование – после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).
4. При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.
5. Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. В экспериментальной методике использовался расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применялись подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически использовались подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста. В ходе экспериментальной работы применялась круговая тренировка на совершенствование нападающего удара (10 мин).
6. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности нападающего удара увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
ЛИТЕРАТУРА
4. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки.
5. Передвижение вдоль сетки, лицом к ней, приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
6. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
7. Двое волейболистов стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия.
8. Нападающий с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно занять исходное положение и преградить блоком путь мячу.
Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. Всего было проведено 87 тренировок. Распределение учебного материала выглядело следующим образом: на каждом занятие проходило обучение технике волейбола и развития физических качеств, особенно прыгучести.
Конкретное решение задач (представленных выше) обучения нападающему удару было следующее:
-
1-8 неделя: решение задачи 1; -
9-13 неделя: решение задачи 2; -
14-18 неделя: решение задачи 3 и решение тактической задачи 1; -
19-25 неделя: решение задачи 4 и решение тактической задачи 2 и 3; -
26-30 неделя: решение задачи 5 и решение тактической задачи 4 и 5.
Эффективность экспериментальной методики определялась в ходе педагогического эксперимента, о результаты которого представлены в следующем подразделе работы.
3.2 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № г. Воронежа с целью подтверждения выдвинутой гипотезы с волейболистками 12-13 лет. В экспериментальной группе (n=12) учебно-тренировочная работа проводилось с внедрением разработанной нами методики. В контрольной группе (n=13) применялась общепринятая методика. Эффективность разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.
В качестве определения эффективности овладения умениями и навыками игры в нападение нами использовалась апробированная методика регистрации количества и качества технико-тактических действий, разработанная М.Д. Ашибоковым [2]. В процессе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись следующие показатели, характеризующие эффективность нападающего удара.
1. Объем нападающих ударов (количество случаев атаки данным способом в партии).
2. Количественный показатель эффективности нападающих ударов (то количество атак в партии, после которых мяч попадал на площадку соперника, уходил от блока в аут или доигрывался).
3. Качественный показатель эффективности нападающих ударов (отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении).
В начале педагогического эксперимента нами были получены следующие результаты (табл. 1)
Таблица 1. Показатели эффективности нападающего удара девочек-волейболисток 12-13 лет в начале педагогического эксперимента
Группа | Объем нападающих ударов, кол-во | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, кол-во | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % |
ЭГ (n=12) | 59,3±2,3 | 20,6±1,8 | 34,7 |
КГ (n=13) | 59,9±2,5 | 20,8±1,9 | 34,6 |
Анализ результатов исследования на стадии начала педагогического эксперимента выявил, что в экспериментальной и контрольной группах показатели характеризующие эффективность нападающего удара практически одинаковые. В экспериментальной группе объем нападающих ударов составил 59,3±2,3; количественный показатель эффективности нападающих ударов - 20,6±1,8; качественный показатель эффективности нападающих ударов - 34,7%. В контрольной группе показатели в аналогичных исследованиях составили соответственно: 59,9±2,5; 20,8±1,9; 34,6%.
В конце педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл.2).
Таблица 2 Показатели эффективности нападающего удара девочек-волейболисток 12-13 лет в конце педагогического эксперимента
Группа | Объем нападающих ударов, кол-во | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, кол-во | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % |
ЭГ (n=12) | 64,8±2,2 | 27,2±1,7 | 41,9 |
КГ (n=13) | 62,1±2,6 | 23,3±2,1 | 37,5 |
Как мы видим, и в экспериментальной и контрольной группе произошли изменения в показателях характеризующих эффективность нападающего удара. Анализ этого улучшения представлен в следующей таблице, где изменения показаны в процентном улучшении.
Таблица 3. Сдвиги в показателях эффективности нападающего в ходе педагогического эксперимента
Группа | Объем нападающих ударов, % | Количественный показатель эффективности нападающих ударов, % | Качественный показатель эффективности нападающих ударов, % |
ЭГ (n=12) | 9,3 | 32,1 | 7,2 |
КГ (n=13) | 3,6 | 12,1 | 2,9 |
По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%.
Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%
Наиболее важным показателем эффективности нападающего удара является качественный показатель как отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении. Здесь также можно констатировать, что по сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе этот показатель увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
Таким образом, можно констатировать, результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет.
ВЫВОДЫ
1. Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.
2. В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
3. Важный вопрос начальной подготовки – одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование – после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).
4. При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.
5. Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 90 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. В экспериментальной методике использовался расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применялись подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически использовались подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста. В ходе экспериментальной работы применялась круговая тренировка на совершенствование нападающего удара (10 мин).
6. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару девочек 12-13 лет. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности нападающего удара увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
ЛИТЕРАТУРА
-
Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. – 2008 (№23). -
Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. – «Вестник АГУ», 2006. – №1 (20). – С. 290-293. -
Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. – 2007 (№13). -
Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. – М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. – 143 с.: ил. -
Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. – М., 1995. – 287 с. -
Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). – М. : ФИС, 2004. – №4. – С. 26. -
Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. – М. : АСТ : Астрель, 2004. – 170 с. -
Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с. -
Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – М. : Просвещение, 1989. – 110 с. -
Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. – М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 112 с. -
Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. -
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М. : Академия, 2001. – 376 с. -
Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. – М. : Академия, 2004. – 400 с. -
Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. – №6 (41), сентябрь. – С.260-262. -
Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. – Минск : Вышэйшая школа, 1985. – 261 с. -
Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. – 2009 (№3). -
Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. – 2007. – №1. – С. 20-22. -
Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе / Н. Кириллова // Спорт в школе. – 2001 (№8). -
Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. – М. : СпортАкадемия- Пресс, 2002. – 192 с. -
Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 231 с. -
Кузянина Е. Обучение навыкам игры в волейбол в 5-м классе / Е. Кузянина // Спорт в школе. – 2002 (№6). -
Легоньков, С.В. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации / С.В. Легоньков, В.В. Ермаков, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. – 2005. – N 7. – С. 31-32. -
Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с. -
Лепешкин В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20). -
Лопусова С Практика волейбола: «нападающий удар» / С. Лопусова //Спорт в школе. – 2005 (№15). -
Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. – Кишинев : «Карта Молдовеняскэ», 1975. – 46 с. -
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физич. культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – М. : ФиС, 1991. – 543 с. -
Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы / А.П. Андреев. – Биробиджана: ОблИУУ, 2007. – 24 с. -
Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 112 с. -
Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов. – Киев, 1993. – 88 с. -
Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 808 с. -
Савчук, В.А. Атакующие комбинации в волейболе / В.А Савчук. –(http://fivb.narod.ru/plan.html). -
Сластенина, Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие / Т.А. Сластенина. – Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2006. – 69 с. -
Сорокина, В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. – 60 с. -
Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Суханов. – Москва,2007. – 24 с. -
Суханов, А.В. Системно-структурный подход при анализе типичных вариантов нападающих ударов / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №11. – С. 59. -
Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. – Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. – С. 154-158. -
Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. – Минск : МЕТ, 2007. – 329 с. -
Хапко, В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учетом избирательных педагогических воздействий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Е. Хапко. – Киев, 1978. – 24 с. -
Черданцев, Н.И. Современные тенденции развития атакующих действий в волейболе / Н.И. Черданцев // Сб. ст. II межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. – Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. – С. 167-173.