Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2680

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

Пациент П., мужчина 60 лет демонстрирует готовность к сотрудничеству. Известно, со слов пациента, что в наркологической больнице впервые. После ультимативного требования жены, сделал самостоятельный выбор на лечение. Предъявляемая проблема с алкоголем заключается в том, что не может контролировать дозу. Причину злоупотребления видит в снижении способности справляться с требованиями социума «на работе требования все растут, а у меня сил нет справляться, для семьи надо много зарабатывать, а я не могу … нервы сдают». В беседе пациент отметил, что алкоголь (в малых дозах) помогает снимать напряжение, снимает боль в желудке, поднимает настроение, проблемы кажутся не такими не разрешимыми и отступают на второй план, становится «все все равно», позволяет освободится от работы «или пойти с другими выпить, вроде как при деле, или работать, больше ничего не остается», «активизирует, приводит в тонус». Но в больших дозах «не могу остановиться, нужен индикатор, чтобы определить, когда хватит» алкоголь дает усталость, сонливость, усиливает боль в желудке, наступает апатия, злоба, черствость, пренебрежение чувствами близких, разрушает отношения в семье.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7

Пациентка Н., женщина 52 лет. В контакт вступает пассивно, настороженно. Двигательно заторможена, говорит медленно, тщательно обдумывая слова. Сообщила, что в наркологической клинике впервые «из-за выпивки». Госпитализация организована сестрой, но пациентка соглашается с необходимостью лечения.


В переживаниях пациентки на первый план выступает чувство вины «сама во всем виновата, как могла до такого докатиться, как могло это случится, стыдно, что нахожусь в этой больнице, все от дури и расхлябанности». О характере употребления сообщила, что «просто иду мимо магазина, думаю дай-ка пивка выпью», после чего начинается период неконтролируемого употребления. Из высказываний следует высокая доля ответственности и «жертвенности», «всю жизнь жила для других, это для меня важно». Несколько лет назад у мужа был диагностирован рак, пациентка его «выхаживала», заботилась о нем, «выходила», сейчас состояние мужа стабильное. Пациентка работает, нянчит внука и организует хозяйство «два дома на мне». Считает, что сможет отказаться от употребления, путем ухода в работу «надо еще дополнительную работу поискать, тогда дурь выйдет». Вспоминает, что раньше «написала стихи, ходила в театр, выращивала цветы, ходила на лыжах».
Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8

Пациент Ф., мужчина 64 лет. Стаж употребления алкоголя более 15 лет, пьет запоями продолжительностью 5-7 дней, со светлыми промежутками не более месяца. Систематический характер алкоголизация приобрела с момента выхода на пенсию.

На первой сессии пациент– эмоционально и вербально выражает не желание вступать в контакт, но дважды терпеливо ждал беседы, не прерывал, хотя установить контакт было достаточно трудно. В начале, контакт носил формальный характер вопрос - краткий ответ «все понимаю, пить вредно, завяжу, помощь не нужна сам справлюсь». Категорически отрицалась возможность полного исключения употребления, пациент считал, что способен контролировать дозу и «знает, сколько надо выпить».

Ситуация изменилась, когда пациент диссоциировал часть своей личности «та которая хочет пить и пьет», установился живой диалог, в котором проявилась способность пациента к положительным эмоциям – радости, нежности и любви к внуку, удовольствию от жизни «начинаешь видеть снежинки, листочки и хочется жить». В ходе диалога пациент отстаивал свои права на жизнь без алкоголя, высказывал негативные стороны употребления и отказывался «так жить».



Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.



СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9

Пациент Б., мужчина 45 лет. Консультирование проводилось после медикаментозного купирования делириозного нарушения сознания. Пациент имеет неоднократный опыт лечения зависимости от алкоголя, при этом обращение за помощью осуществляется самостоятельно с поиском различных традиционных и нетрадиционных методов. До последнего времени пациент сохраняет профессиональную продуктивность в качестве успешного бизнесмена. Имеет семью, детей. У пациента отмечается высокий уровень интернального контроля за своим поведением и жизнью в целом, считает, что все события в жизни зависят на «сто процентов» от него самого. За время злоупотребления пациент выстроил четкий стереотип приема алкоголя, в определенные дни (в конце недели), в определенные часы (не раннее 17 часов), определенная доза (не более 250 мл крепкого вина), определенная территория (выезжает на дачу), определенный алгоритм действий, определенные усилия по преодолению похмелья и договоренность с другом, о госпитализации в случае задержки с возвращением к определенной дате. На каждом этапе пациентом осуществляется жесткий контроль за своими действиями, несмотря на тяжелые соматические и психические осложнения в результате употребления (делирий), пациент убежден, что способен контролировать процесс.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10

Пациент М., мужчина 28 лет. с хорошо развитой способностью к интроспекции активно и творчески участвовал в работе. Злоупотребление алкоголем связывает с фрустрирующей ситуацией «крушения надежд». После службы в армии «вынужден» был жениться на женщине, которая сообщила о беременности в позднем сроке. Считает, что с браком «рухнули все планы на будущее», предъявляет к себе высокие требования по содержанию семьи, употребление алкоголя помогает «отвлечься от проблем, необходимости их решения». Отмечает позитивные и негативные стороны употребления - «забываешь о проблемах», избавляет от депрессии, «освобождает голову», освобождает от чувства долга по отношению к семье; мешает самореализоваться, усиливает депрессию, увеличивает проблемы, разрушает семью. У пациента отмечена противоречивость в высказываниях и поведении, например потребность в заботе со стороны родителей и конфликтное поведение с ними, направленное на сепарацию и желание быть «свободным». Пациент может обозначить внешние провоцирующие ситуации на употребление алкоголя, такие как недовольство жены, по поводу выполнения им супружеских обязанностей, особенно в ситуации, когда пациент считает, что усилием воли проявлял заботу о семье, ситуации, когда родители звонят, интересуются делами, воспринимаются пациентом, как, контроль за поведением и лишение возможности самостоятельно делать выбор. Внутренние провоцирующие переживания – не готовность к ответственной семейной жизни, крушение надежд, одиночество, не возможность реализовывать намеченные раннее планы, сопровождающиеся «кручиной».


В ходе консультирования у пациента повысилась уверенность, что он может влиять на события своей жизни и корректировать планы в соответствии с реальностью. Пациентом осознана необходимость использовать прошлый опыт, даже негативный, вопреки решению «забыть все, что было до больницы».

Пациент самостоятельно делал записи относительно своих переживаний, в которых формулировал жизненные цели и способы их достижения.
Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.




ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Студенту предлагается 2 теоретических вопроса на выбор.
Выбор:


  1. Мотивационное консультирование, сущность.

  2. Стадии изменений.


В ходе изучения дисциплины каждый студент проводит как минимум 1 сессию с применением мотивационного интервью.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6

Пациент П., мужчина 60 лет демонстрирует готовность к сотрудничеству. Известно, со слов пациента, что в наркологической больнице впервые. После ультимативного требования жены, сделал самостоятельный выбор на лечение. Предъявляемая проблема с алкоголем заключается в том, что не может контролировать дозу. Причину злоупотребления видит в снижении способности справляться с требованиями социума «на работе требования все растут, а у меня сил нет справляться, для семьи надо много зарабатывать, а я не могу … нервы сдают». В беседе пациент отметил, что алкоголь (в малых дозах) помогает снимать напряжение, снимает боль в желудке, поднимает настроение, проблемы кажутся не такими не разрешимыми и отступают на второй план, становится «все все равно», позволяет освободится от работы «или пойти с другими выпить, вроде как при деле, или работать, больше ничего не остается», «активизирует, приводит в тонус». Но в больших дозах «не могу остановиться, нужен индикатор, чтобы определить, когда хватит» алкоголь дает усталость, сонливость, усиливает боль в желудке, наступает апатия, злоба, черствость, пренебрежение чувствами близких, разрушает отношения в семье.

Вопросы

  1. В чем сущность мотивационного консультирования?

  2. Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование?

  3. На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор.

  4. Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии?

  5. Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.