Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2680
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6
Пациент П., мужчина 60 лет демонстрирует готовность к сотрудничеству. Известно, со слов пациента, что в наркологической больнице впервые. После ультимативного требования жены, сделал самостоятельный выбор на лечение. Предъявляемая проблема с алкоголем заключается в том, что не может контролировать дозу. Причину злоупотребления видит в снижении способности справляться с требованиями социума «на работе требования все растут, а у меня сил нет справляться, для семьи надо много зарабатывать, а я не могу … нервы сдают». В беседе пациент отметил, что алкоголь (в малых дозах) помогает снимать напряжение, снимает боль в желудке, поднимает настроение, проблемы кажутся не такими не разрешимыми и отступают на второй план, становится «все все равно», позволяет освободится от работы «или пойти с другими выпить, вроде как при деле, или работать, больше ничего не остается», «активизирует, приводит в тонус». Но в больших дозах «не могу остановиться, нужен индикатор, чтобы определить, когда хватит» алкоголь дает усталость, сонливость, усиливает боль в желудке, наступает апатия, злоба, черствость, пренебрежение чувствами близких, разрушает отношения в семье.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 7
Пациентка Н., женщина 52 лет. В контакт вступает пассивно, настороженно. Двигательно заторможена, говорит медленно, тщательно обдумывая слова. Сообщила, что в наркологической клинике впервые «из-за выпивки». Госпитализация организована сестрой, но пациентка соглашается с необходимостью лечения.
В переживаниях пациентки на первый план выступает чувство вины «сама во всем виновата, как могла до такого докатиться, как могло это случится, стыдно, что нахожусь в этой больнице, все от дури и расхлябанности». О характере употребления сообщила, что «просто иду мимо магазина, думаю дай-ка пивка выпью», после чего начинается период неконтролируемого употребления. Из высказываний следует высокая доля ответственности и «жертвенности», «всю жизнь жила для других, это для меня важно». Несколько лет назад у мужа был диагностирован рак, пациентка его «выхаживала», заботилась о нем, «выходила», сейчас состояние мужа стабильное. Пациентка работает, нянчит внука и организует хозяйство «два дома на мне». Считает, что сможет отказаться от употребления, путем ухода в работу «надо еще дополнительную работу поискать, тогда дурь выйдет». Вспоминает, что раньше «написала стихи, ходила в театр, выращивала цветы, ходила на лыжах».
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 8
Пациент Ф., мужчина 64 лет. Стаж употребления алкоголя более 15 лет, пьет запоями продолжительностью 5-7 дней, со светлыми промежутками не более месяца. Систематический характер алкоголизация приобрела с момента выхода на пенсию.
На первой сессии пациент– эмоционально и вербально выражает не желание вступать в контакт, но дважды терпеливо ждал беседы, не прерывал, хотя установить контакт было достаточно трудно. В начале, контакт носил формальный характер вопрос - краткий ответ «все понимаю, пить вредно, завяжу, помощь не нужна сам справлюсь». Категорически отрицалась возможность полного исключения употребления, пациент считал, что способен контролировать дозу и «знает, сколько надо выпить».
Ситуация изменилась, когда пациент диссоциировал часть своей личности «та которая хочет пить и пьет», установился живой диалог, в котором проявилась способность пациента к положительным эмоциям – радости, нежности и любви к внуку, удовольствию от жизни «начинаешь видеть снежинки, листочки и хочется жить». В ходе диалога пациент отстаивал свои права на жизнь без алкоголя, высказывал негативные стороны употребления и отказывался «так жить».
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9
Пациент Б., мужчина 45 лет. Консультирование проводилось после медикаментозного купирования делириозного нарушения сознания. Пациент имеет неоднократный опыт лечения зависимости от алкоголя, при этом обращение за помощью осуществляется самостоятельно с поиском различных традиционных и нетрадиционных методов. До последнего времени пациент сохраняет профессиональную продуктивность в качестве успешного бизнесмена. Имеет семью, детей. У пациента отмечается высокий уровень интернального контроля за своим поведением и жизнью в целом, считает, что все события в жизни зависят на «сто процентов» от него самого. За время злоупотребления пациент выстроил четкий стереотип приема алкоголя, в определенные дни (в конце недели), в определенные часы (не раннее 17 часов), определенная доза (не более 250 мл крепкого вина), определенная территория (выезжает на дачу), определенный алгоритм действий, определенные усилия по преодолению похмелья и договоренность с другом, о госпитализации в случае задержки с возвращением к определенной дате. На каждом этапе пациентом осуществляется жесткий контроль за своими действиями, несмотря на тяжелые соматические и психические осложнения в результате употребления (делирий), пациент убежден, что способен контролировать процесс.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 10
Пациент М., мужчина 28 лет. с хорошо развитой способностью к интроспекции активно и творчески участвовал в работе. Злоупотребление алкоголем связывает с фрустрирующей ситуацией «крушения надежд». После службы в армии «вынужден» был жениться на женщине, которая сообщила о беременности в позднем сроке. Считает, что с браком «рухнули все планы на будущее», предъявляет к себе высокие требования по содержанию семьи, употребление алкоголя помогает «отвлечься от проблем, необходимости их решения». Отмечает позитивные и негативные стороны употребления - «забываешь о проблемах», избавляет от депрессии, «освобождает голову», освобождает от чувства долга по отношению к семье; мешает самореализоваться, усиливает депрессию, увеличивает проблемы, разрушает семью. У пациента отмечена противоречивость в высказываниях и поведении, например потребность в заботе со стороны родителей и конфликтное поведение с ними, направленное на сепарацию и желание быть «свободным». Пациент может обозначить внешние провоцирующие ситуации на употребление алкоголя, такие как недовольство жены, по поводу выполнения им супружеских обязанностей, особенно в ситуации, когда пациент считает, что усилием воли проявлял заботу о семье, ситуации, когда родители звонят, интересуются делами, воспринимаются пациентом, как, контроль за поведением и лишение возможности самостоятельно делать выбор. Внутренние провоцирующие переживания – не готовность к ответственной семейной жизни, крушение надежд, одиночество, не возможность реализовывать намеченные раннее планы, сопровождающиеся «кручиной».
В ходе консультирования у пациента повысилась уверенность, что он может влиять на события своей жизни и корректировать планы в соответствии с реальностью. Пациентом осознана необходимость использовать прошлый опыт, даже негативный, вопреки решению «забыть все, что было до больницы».
Пациент самостоятельно делал записи относительно своих переживаний, в которых формулировал жизненные цели и способы их достижения.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОТИВАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается 2 теоретических вопроса на выбор.
Выбор:
-
Мотивационное консультирование, сущность. -
Стадии изменений.
В ходе изучения дисциплины каждый студент проводит как минимум 1 сессию с применением мотивационного интервью.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6
Пациент П., мужчина 60 лет демонстрирует готовность к сотрудничеству. Известно, со слов пациента, что в наркологической больнице впервые. После ультимативного требования жены, сделал самостоятельный выбор на лечение. Предъявляемая проблема с алкоголем заключается в том, что не может контролировать дозу. Причину злоупотребления видит в снижении способности справляться с требованиями социума «на работе требования все растут, а у меня сил нет справляться, для семьи надо много зарабатывать, а я не могу … нервы сдают». В беседе пациент отметил, что алкоголь (в малых дозах) помогает снимать напряжение, снимает боль в желудке, поднимает настроение, проблемы кажутся не такими не разрешимыми и отступают на второй план, становится «все все равно», позволяет освободится от работы «или пойти с другими выпить, вроде как при деле, или работать, больше ничего не остается», «активизирует, приводит в тонус». Но в больших дозах «не могу остановиться, нужен индикатор, чтобы определить, когда хватит» алкоголь дает усталость, сонливость, усиливает боль в желудке, наступает апатия, злоба, черствость, пренебрежение чувствами близких, разрушает отношения в семье.
Вопросы
-
В чем сущность мотивационного консультирования? -
Какой стиль межличностного взаимодействия предполагает мотивационное консультирование? -
На какой стадии изменений находится пациент? Обоснуйте свой выбор. -
Какие приемы мотивационного консультирования целесообразны на данной стадии? -
Предложите план дальнейшего сопровождения пациента в рамках мотивационного консультирования.