Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2670
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Пациент холоден с родными, требователен к ним. Он не любит гостей беспокоится, когда в гости уходит жена.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины данного расстройства?
Задача 2
Борис 33 года, высоко одаренный молодой человек, программист. Отправился к врачу с довольно расплывчатыми жалобами соматического характера и общим мрачным взглядом на жизнь. Борис практически не общался с людьми. Он жил один, работал в маленьком офисе самостоятельно. На работе, как правило, он также ни с кем не виделся, если не считать, визитов начальника, который давал ему задания. Обедал в одиночестве, раз в неделю в хорошую погоду ходил погулять в зоопарк.
Всю жизнь Борис сторонился людей, в детстве у него было мало друзей. Он всегда предпочитал компаниям уединенные занятия. В школе никогда не встречался с девочками. В годы студенчества лишь однажды оказался в женском обществе после спортивного матча. Общался с одним относительно близким другом, главным образом они вместе выпивали, но когда тот переехал в другой город, связь прервалась.
Борис как о само собой разумеющемся рассказывал, что ему трудно завести друзей, он не умеет поддерживать беседу. Он сообщил, что подумывал стать «позитивнее», но стоило ему с кем-нибудь заговорить, как он терялся и был счастлив, когда оставался один.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 3
Пациентка 32 года не замужем, безработная жалуется на странные ощущения. Ее чувство отстраненности стало сильным и неприятным. Она ощущает, что будто следит сама за собой, идущей по жизни, и мир вокруг кажется нереальным. Особенно странные чувства возникают, когда она смотрит в зеркало. На протяжении многих лет больная ощущала в себе способность читать чужие мысли. Той же способностью обладают по ее словам еще несколько человек в ее семье. Она считает, что на нее возложена особая миссия, но не знает в чем она заключается.
Она очень застенчива, часто ощущает, что окружающие, что окружающие обращают на нее особое внимание, а иногда думает, что люди переходят на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с ней.
Пациентка говорит в неопределенной абстрактной манере, часто теряет нить разговора, но ее речь никогда не бывает бессвязной. Выглядит робкой и подозрительной. У нее не галлюцинаций или бреда. Она никогда не лечилась по поводу эмоциональных расстройств. Иногда она находила работу, но бросала ее из-за отсутствия интереса.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 4
22 летняя референт К. причиняла массу хлопот начальнику и сослуживцам. Если за ней не следить постоянно, она была не в состоянии выполнять свою работу. Беспомощная и зависимая с виду, она выдавала бурную реакцию на мелкие события и профессиональные требования, выказывая раздражение и разражаясь вспышками гнева. Если окружающие требовали от нее того, чего ей не хотелось делать, она жаловалась на физическое недомогание: тошноту или головную боль. Более того, она часто вообще не выходила на работу. Чтобы сгладить ситуацию К. кокетничала и вела себя с мужчинами в требовательной жеманной манере. В конце концов, после нескольких скандальных выходок она была уволена. На первую встречу с психологом она пришла, но последующие визиты проигнорировала.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 5
Бухгалтер 52 года. Гетеросексуальных контактов избегал. С юности демонстрировал гомосексуальное поведение. По словам близкого друга, предлагал ему гомосексуальный контакт. Критически отзывается о женщинах. В общении демонстративно закидывает голову. В общении излишне жестикулирует, демонстративно закидывает голову, когда смеется, рассказывает различные эпизоды, где он выглядит всегда выигрышно. Малознакомым людям представляется, что он из старинного польского рода, закончил престижное учебное заведение, неоднократно бывал за рубежом. В малознакомой компании и неподходящих общественных местах порой употребляет скабрезные выражения.
Недавно у него умер друг, с которым он жил вместе два года, Друг делал мелкий ремонт, работу по дому, следил за бытом. и который был, зависим от него в материальном и юридическом отношении. Говорит, что очень переживает по поводу его смерти, однако на похороны не поехал, а когда побывал на могиле, то решил, что похоронили не там где нужно.
Жалуется на одиночество и говорит что «не на ком сорвать зло». Окружающих обвиняет в необязательности. Каждого в отдельности критикует за тот или иной образ жизни или «неправильную жизненную позицию», недостаточную осведомленность или плохую одежду или отношения с другими. Любит рассказывать истории, где ему сделали комплимент или высоко оценили. Завидует другим по мельчайшим поводам, считая, что у кого-то больше свободного времени, или денег или кто-то живут за счет других. Делая любую бытовую покупку (продукты) вступает в контакт с продавцом, объясняя, зачем ему это нужно и чем это обусловлено.
Со служебными обязанностями справляется хорошо, но считает себя недооцененным начальством. Дружеские отношения осложнены постоянной саморекламой повышенными требованиями и безразличием к их мнению. Последнее время злоупотребляет алкоголем. От консультаций с психологом отказался.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 6
22-летний Ефим появился в клинике по постановлению суда. Он ожидал судебного разбирательства в связи с угоном автомобиля и вооруженным грабежом. Из материалов дела следовало, что он неоднократно попадал под арест, начиная с 9 лет, когда его задержали за вандализм. Из школы исключили за хулиганство и лживость. Он много раз убегал из дома и отсутствовал несколько дней или недель, всегда возвращаясь в «потрепанном» виде. Ни на одной работе он не задерживался, несмотря на то, что его обаятельные манеры позволяли ему с легкостью находить себе место. Однако вскоре он отталкивал от себя своим агрессивным эгоистичным поведением.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 7
Алена 35 лет, библиотекарь, вела сравнительно уединенную жизнь, у нее было мало знакомых и не было близких друзей. С детских лет она боялась, что ее обидят или подвергнут критике, а потому была очень робкой и воздерживалась от установления тесных отношений с окружающими. Как-то раз она направилась на свидание с человеком, с которым познакомилась в библиотеке, они были приглашены на вечеринку. Когда они прибыли на место она почувствовала себя крайне неуютно, потому что «плохо одета». Она быстро ушла и отказалась от дальнейших встреч со своим знакомым. Этот случай не давал ей покоя на протяжении двух лет
Попав к психотерапевту, она большую часть времени сидела молча и боялась, что ее будут осуждать. Когда Алена прониклась доверием к психотерапевту, она перечислила много случаев из детства, когда бывала «опустошена» отвратительным поведением на людях своего отца-алкоголика. Она старалась сделать все, чтобы ее школьные товарищи ничего не знали о ее домашних проблемах. Защищая себя от неловких ситуаций и критики, Алена ограничила круг друзей.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 8
Катерина 32 лет, мать двоих детей обратилась за помощью по поводу того, что ее бросил муж. Она выглядела крайне встревоженной и обеспокоенной своим будущим, ей хотелось узнать «как быть дальше». Она хотела, чтобы муж вернулся и казалось, что ее не волновала его склонность к рукоприкладству к тому же на тот момент муж был безработным.
Хотя Катерина хорошо зарабатывала, она сомневалась в своей самостоятельности. Она понимала, что «глупо» было зависеть от мужа, которого она сама называла «законченным неудачником». За последние месяцы Катерина несколько раз подавала на развод, но так и не решилась это сделать. Она грозилась мужу уйти, но когда наступало время переходить к действиям «застывала на пороге, чувствуя слабость во всем теле и пустоту в желудке при мысли жить без Федора.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?
Задача 9
Александр работал диспетчером на железной дороге и находился на своем месте. Был добросовестен, внимателен к любым мелочам. Однако с сослуживцами тесных отношений не поддерживал, те по их словам считали его немного «не в себе». Например, он сильно расстраивался при малейших изменениях в своем обыденном расписании (застревал в пробке, или мешали в выполнении графиков и планов).
Александр удовольствий от жизни получал мало и постоянно переживал из-за пустяков. Следовать своим жестким правилам он порой не мог из-за чего у него возникали головные боли.
Вопросы:
-
Как называется описанное расстройство? -
Какие признаки указывают на это расстройство? -
Какие методы психодиагностики можно использовать для подтверждения наличия данного расстройства? -
Каковы возможные пути психокоррекции? -
Каковы возможные причины шизоидного расстройства личности?