Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2612

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»




Задача 4

Пациентка чрезмерно почтительна, даже подобострастна. Порою категорична в суждениях и слишком резка.

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?

  2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена?

  3. Какая психологическая теория описывает данный феномен?

  4. Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом?

  5. Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?


Задача 5

Ирвин Ялом пишет: «Я считаю естественным постоянно высказывать позитивные мысли и чувства о своих пациентах по самым разнообразным поводам… Только опасайтесь пустых комплиментов».

Вопросы:

  1. Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


Задача 6

«Если пациент предпринимает важный и смелый психотерапевтический шаг, поздравьте его с этим. Если я сильно увлечен сеансом и мне жаль, что он подходит к концу, я говорю, что очень сожалею о завершении сеанса. И я не колеблюсь высказать это без помощи слов, продлив сеанс на несколько минут».

Вопросы:

  1. Представителем какого психологического направления является Ирвин Ялом?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


Задача 7

Майкл все еще изводился повторяющимися образами и страстным желанием к своей последней любовнице.

Психотерапевт: «Вы знаете, Майкл, вид испытываемой вами страсти не улетучивается в мгновение ока. Конечно же, вы и дальше будете чувствовать сильное желание. Это неминуемо. Это – часть вашей человечности».

«Часть моей слабости, Вы хотите сказать? Я хотел бы стать стальным человеком и навсегда забыть ее». - ответил Майкл.


«У нас есть название для подобных стальных людей: роботы. И, слава Богу, вы – не робот. Чувствительность и творчество натуры – ваши богатейшие активы. Но эти же черты имеют и обратную сторону. Давайте подумаем об обеих сторонах».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


Задача 8

Пациентка спрашивает у психотерапевта-мужчины: «Нравлюсь ли я мужчинам? Если бы вы не были моим психотерапевтом, могли бы вы сблизиться со мной?»

Вопросы:

  1. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?

  2. Какие вопросы необходимо задать, чтобы изучить природу феномена?

  3. Какая психологическая теория описывает данный феномен?

  4. Какие психологические теории можно использовать для работы с этим феноменом?

  5. Какая тактика работы с феноменом на Ваш взгляд эффективнее?


Задача 9

«Смотрите из окна другого. Попытайтесь увидеть мир таким, каким видит его ваш пациент».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


Задача 10

Пятьдесят лет назад Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную» эмпатию как одну из наиболее значимых черт профессионального психотерапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью») и положил начало области психотерапевтического исследования, которое в конечном счете привело к четкому доказательству практической эффективности сочувствия».

Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. В чём отличие эмпатии от пустых комплиментов?

  5. Какой ожидаемый эффект поддерживающей психотерапии?


Задача 11

«Боб, вот что я понимаю, когда думаю о ваших взаимоотношениях с Мэри. Вы говорите, что убеждены в вашей с ней несовместимости, что вы очень хотели бы расстаться с ней, что вас очень утомляет ее общество, и вы избегаете проводить с ней наедине целые вечера. Но сейчас, когда она сама поступила так, как вы хотели, и оставила вас, вы снова мечтаете о ней, но не можете примириться с мыслью, что она не будет доступна тогда, когда может понадобиться вам. Я прав?»



Вопросы:

  1. Какое психологическое направление представлено?

  2. Какие психологические приемы используются?

  3. Какой вид психотерапии применяется?

  4. С точки зрения ещё какого подхода можно рассматривать ситуацию?

  5. Какие приёмы свидетельствуют об этом подходе?


Задача 12

Пациент с трудом рассказывает о себе. Он не хочет вспоминать свое прошлое и тем более детство.

Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию?

  2. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?

  3. Какой структурный критерий показан в этом примере?

  4. Какой механизм психологической защиты представлен?

  5. Какой тип личностной организации (по О. Кернбергу) представлен?


Задача 13

Пациентка во время интервью выражала свое отвращение к мужчинам, которые используют женщину, как сексуальный объект, рассказывала, как она защищалась от домогательств своего предыдущего начальника и как ей приходится избегать социальных контактов с людьми из-за грубости похотливых мужчин. Но в то же время она рассказала, что какое-то время работала «крошкой» в мужском клубе, и была крайне изумлена, когда терапевт указал на противоречия между ее взглядами и выбором работы.

Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данную ситуацию?

  2. Какой психологический феномен демонстрирует пациент?

  3. Какой структурный критерий показан в этом примере?

  4. Какой механизм психологической защиты представлен?

  5. Какой тип личностной организации (по О.Кернбергу) представлен?



Задача 14

Терапевт предложил пациентке рассказать о себе, она сначала как будто удивилась, а затем начала говорить о том, как относится к ней муж. Позднее, когда терапевт спросил, есть ли у нее проблемы во взаимоотношениях с мужем в данных обстоятельствах и почему она привела этот пример, она заговорила о других сторонах поведения мужа. Когда терапевт предлагал рассказать о себе она автоматически отвечала, о том как относится к ней муж. Пациентка понимает удивление терапевта и отвечает, что она настолько озабочена взаимоотношениями с мужем, что как бы не вправе думать о том, что чувствует по отношению к себе самой.


Вопросы:

  1. С позиции какого психологического направления можно рассматривать данный случай?

  2. Какой структурный критерий показан в данном примере?

  3. Нарушена ли способность к тестированию реальности?

  4. Какой тип личностной организации? (по О.Кернбергу)

  5. Если бы это был пример психотической личностной организации, какой бы был ответ пациентки на «удивление» терапевта?


Задача 15

Психологу предстоит работа с группой детей с различными расстройствами: двигательной расторможенностью, страхом замкнутого пространства, агрессивным поведением, страхом общения.

Вопросы:

  1. Сколько детей возможно включать в групповую психотерапию?

  2. Возможно ли соединять детей с агрессивным поведением и со страхами в одну группу?

  3. С каким возрастом детей можно работать в групповой психотерапии?

  4. Какие базовые теории целесообразно использовать в построении игрового процесса?

  5. Сколько занятий предполагается в групповой психотерапии с детьми?


Задача 16

Наблюдая за новорожденными детьми, Уотсон описал три основные врожденные эмоции – гнев, страх и любовь. Например, страх (вздрагивание, плач) возникает всего на два исходных стимула: потерю опоры и громкий звук.

Вопросы:

  1. Как с помощью механизма обусловливания можно экспериментально вызвать страх?

  2. Как преодолеть страх?

  3. О какой базовой теории идёт речь?

  4. Что лежит в основе разнообразия человеческого поведения?

  5. Какой вид психотерапии необходимо применить?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Цели, задачи и подходы в психотерапии.

  2. Теория и процесс психотерапии. Функции теорий психотерапии. Теории психотерапии как концептуальные структуры. Теории психотерапии как языки.

  3. Фазы психотерапии и структура взаимоотношений психотерапевта и клиента.

  4. Факторы лечебного действия психотерапии.

  5. Факторы эффективности психотерапии. Интегративный характер психотерапии.

  6. Психотерапия в системе видов психологической помощи.

  7. Психотерапия как предмет исследования.

  8. Процесс психотерапии (фазы психотерапевтических отношений, психотерапевтический контракт).

  9. Стратегия и тактика психотерапии.

  10. Основные положения и концепция психопатологии в гештальт-терапии Ф. Перлза.

  11. Уровни невроза по Ф. Перлзу.

  12. Основные технические процедуры гештальт-терапии Ф. Перлза.

  13. Аналитическая психотерапия К.Г. Юнга: общая характеристика.

  14. Трансперсональная психотерапия: общая характеристика.

  15. Психосинтез Р. Ассаджиоли: общая характеристика.

  16. Экзистенциальная философия, экзистенциальная психология и экзистенциальная психотерапия.

  17. «Конечные данности» в экзистенциальной психотерапии (по И. Ялому).

  18. Концепция психопатологии и направления работы в экзистенциальной психотерапии.

  19. Логотерапия В. Франкла: общая характеристика.

  20. Дазайн-анализ Л. Бинсвангера: общая характеристика.

  21. Клиент-центрированная психотерапия К.Р. Роджерса: общая характеристика.

  22. Экспириенциальная психотерапия: общая характеристика.

  23. Классическое, инструментальное и викарное обусловливание как основа поведенческой психотерапии.

  24. Основные положения и применение поведенческой психотерапии.

  25. Основная концепция, теория личности и содержание эмоциональных расстройств в когнитивной психотерапии А. Бека.

  26. Основные стратегии и техники в когнитивной психотерапии А. Бека.

  27. Характеристика рационально-эмотивной поведенческой психотерапии А. Эллиса.

  28. Иррациональные установки и иррациональные идеи в рационально-эмотивной поведенческой психотерапии.

  29. Этапы становления психоаналитической техники З. Фрейда (гипнотерапия, суггестивная техника, катарктический метод, психоаналитический метод).

  30. Основные понятия ортодоксального психоанализа (сопротивление, трансфер, контртрансфер).

  31. Техническая процедура, терапевтический процесс, методы, инструменты, техники, применяемые в ортодоксальном и неопсихоанализе.

  32. Основные понятия традиционной психоаналитической психотерапии (интрапсихический конфликт, природа тревоги, защитные механизмы).

  33. Невротический конфликт в теории З. Фрейда. Цель психоаналитической терапии. Основные направления психоаналитической терапии.

  34. Показания, противопоказания к ортодоксальной психоаналитической терапии. Правила психоаналитической терапии Гринсона. Требования к личности психоаналитика.

  35. Этапы ортодоксального психоанализа. Техника анализа сопротивления.

  36. Основные положения анализа сновидений. Этапы анализа сновидений.

  37. Основные принципы, лежащие в основе психоаналитической терапии (по З. Фрейду). Основные отличия ортодоксального и нео-психоанализа.

  38. Основные положения теории М. Кляйн. Позиции – как основные этапы развития личности.

  39. Структурное интервью О. Кернберга (содержание, сущность, фазы).

  40. Неопсихоанализ О. Кернберг (структурные критерии личностной организации).