Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2673
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Расстройства личности, в гуманистических теориях -
Расстройства личности, в психодинамических теориях -
Расстройства личности, в теориях основанных на бихевиоризме. -
Расстройство личности, суть которой составляет совокупность представлений о самом себе -
Расстройство личности, суть которой составляет иерархия потребностей -
Обсессивно-компульсивное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Зависимое личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Параноидное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Нарциссическое личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Асоциальное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Шизоидное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Пассивно-агрессивное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Избегающее личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Истероидное личностное расстройство, признаки, девиации в поведении. -
Причинные факторы при личностных расстройствах. -
Условные категории личностных расстройств. -
Критерии личностных расстройств в МКБ-10 и DSM-IV/ -
Диагностика расстройств личности. Прототипы. -
Категории личностных расстройств. -
Коморбидность личностных расстройств с другими расстройствами. -
Методы диагностики личностных расстройств -
Подходы к лечению личностных расстройств. -
Асоциальное личностное расстройство и психопатии.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Структурной диагностики личностных расстройств. -
Использования и интерпретации психологических тестов в диагностике личностных расстройств. -
Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе. -
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с личностными расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.
«ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТИ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Задача 1
У больного отмечается чувство труднопреодолимой тяги к приему алкоголя. За сутки выпивает до 1,5 литров водки. Постоянные попытки контролировать прием алкоголя оказываются безуспешными. После 4-5 дней пьянства отмечается состояние выраженного похмелья. Употребление алкоголя продолжает, несмотря на явные признаки вредных последствий.
Вопросы:
-
К какому классу расстройств по МКБ -10 относится данное расстройство? -
Какой вид зависимого поведения имеется у больного? -
Какая стадия зависимости от алкоголя отмечается у больного? -
О какой стадии зависимости от алкоголя свидетельствует наличие состояния выраженного похмелья? -
Повышение толерантности к алкоголю является диагностическим признаком только второй стадии?
Задача 2
Больной обратился за консультацией к клиническому психологу. Два дня назад бросил курить по собственному желанию, Жалуется на сильное желание употребить табак, чувство недомогания, слабость, тревогу, Днем не может сосредоточиться на работе, сонливость днем сопровождается бессонницей по ночам. Стал раздражительным, резко усилился кашель утром.
Вопросы:
-
Какой вид зависимого поведения имеется у больного? -
К какому классу расстройств по МКБ -10 относится данное расстройство? -
Какая стадия зависимости от никотина отмечается у больного? -
О какой стадии зависимости от алкоголя свидетельствует наличие состояния выраженного синдрома отмены? -
Повышение толерантности к никотину является диагностическим признаком только второй стадии?
Задача 3
Больной обратился к врачу с жалобами на сильное влечение к азартным играм, не поддающееся его контролю. В течение 5 лет регулярно играет в разные виды азартных игр (спортивный тотализатор, игровые автоматы, казино). С работы уволен из- за того, что проиграл в казино 50 тысяч рублей, принадлежащих фирме. Влечение к азартным играм интенсифицируется под влиянием стрессов, прием алкоголя во время азартной игры приводит к потере контроля над игрой и чувства реальной стоимости денег («деньги становятся фантиками для игры»). Жена больного более двух лет не живет с ним из – за того, что влечение к азартным играм доминирует в жизни больного, он потерял интерес к семье, продал за бесценок ювелирные изделия, принадлежащие супруге. Долги составляют 176000 рублей. Значимость редких выигрышей преувеличивает, проигрыши объясняет случайностью, невезением, склонен к нарушению закона ради приобретения денег на игру. Невозможность осуществить запланированную игру вызывает усиление тревоги и депрессивное настроение.
Вопросы:
-
Какой вид зависимого поведения имеется у больного? -
К какому классу расстройств по МКБ -10 относится данное расстройство? -
Какие признаки зависимости от азартных игр отмечаются у больного? -
Какие проявления социальной дезадаптации отмечаются у больного? -
Чем отличается данный вид зависимости от зависимости психоактивных веществ?
Задача 4
Мама 15 летнего подростка обратилась к наркологу по поводу поведенческих проблем у сына. В течение 8 месяцев фактически не посещает занятия в школе, за компьютером проводит 7- 9 часов в сутки, предпочтение отдает компьютерным играм, посещению порнографических сайтов. Личной гигиеной пренебрегает, питается кое – как, часто во время сеанса. Режим сна нарушен, беспокоят головные боли, боли в спине, ухудшилось зрение и снизился аппетит. С одноклассниками межличностных отношений фактически не имеет, предпочитает общаться анонимно в Интернете, изменяя свой реальный возраст, пол и статус. Интернет стал для подростка смыслом жизни. В предвкушении общения с компьютером улучшается настроение, становится более общительным. Препятствия к общению в Интернете вызывают приступы раздражения, озлобленности. За последние 6 месяцев частота сеансов и продолжительность пребывания в Интернете увеличилась в несколько раз. Мысли о посещении сайта, возможности поиграть на компьютере постоянно преследуют подростка. Интереса к противоположному полу не проявляет.
Вопросы:
-
Какой вид зависимости имеется у подростка? -
Какие признаки социальной дезадаптации отмечаются у подростка? -
Какие признаки свидетельствуют о росте толерантности? -
В чем отличие Интернет – зависимости и зависимости от алкоголя? -
К какому виду расстройств отнесена Интернет-зависимость в МКБ- 10.
Задача 5
Вследствие нарастания негативных последствий потребления алкоголя больной начал взвешивать недостатки потребления алкоголя на прежнем уровне, а также преимущества и недостатки изменения образа жизни, в том числе снижения потребления или полного отказа от алкоголя. Пациент ощущает двойственное отношение к потреблению спиртных напитков и необходимости изменений.
Вопросы:
-
На какой стадии модели поэтапных изменений находится пациент? -
Как называется двойственное отношение к потреблению спиртных напитков? -
Что такое баланс решений? -
Какой вид психотерапии показан больному? -
Какова цель мотивационной психотерапии на стадии изменения поведения «размышления»?
Задача 6
Больной с зависимостью от героина поступил на лечение в связи с угрозой развода. В отделении жалуется на нарастающие боли в костях, подавленное настроение, физический и психический дискомфорт, выраженное желание принять героин. Не считает себя больным, считает, что может контролировать употребление наркотиков. К лечению относится формально, пассивно, ответственность за результат лечения возлагает на врача. Режим не нарушает, готов находиться на лечении в отделении столько времени, сколько сочтет целесообразным лечащий врач. Избегает обсуждения вопроса о возможных путях разрешения проблемы наркотизации. Считает бесполезным свое пребывание в больнице и согласен , что не способен контролировать употребление героина.
Вопросы:
-
Какой вид мотивации на лечение имеется у больного? -
Какие признаки синдрома отмены отмечается у больного? -
К какому классу расстройств относится зависимость от героина? -
Как Вы оцениваете приверженность терапии у данного пациента? -
Какая стадия зависимости от героина у больного?
Задача 7
Больной с патологическим влечением к азартным играм занимается азартными играми в течение 2х лет, не может контролировать интенсивное влечение к игре, имеет долг в 4000 долларов, возникший в результате игры в казино. В попытке разрешить проблему с долгом, пришел к выводам, что: 1) если бы смог занять у кого–нибудь сумму в 4000 долларов, то смог бы вернуть долг и снова начать играть и выигрывать; 2) заработать быстро 4000 долларов он не сможет, но он может выиграть эти деньги, играя в казино. Постоянно фиксирован на мыслях об азартной игре в казино. Психокоррекционная работа клинического психолога направлена на идентификацию ложных мыслей и установок и их реконструкцию.
Вопросы:
-
К какому классу расстройств по МКБ -10 относится данное расстройство? -
Какой вид психотерапии применялся при работе с данным пациентом? -
Чем отличается данный вид зависимости от зависимости от психоактивных веществ? -
Какие проявления социальной дезадаптации отмечаются у больного? -
Как какие признаки зависимости от азартных игр отмечаются у больного?
Задача 8
Психотерапевт в процессе работы с больным с зависимостью от алкоголя пытался помочь клиенту продуцировать и осуществлять реалистичные альтернативные стратегии разрешения проблем и поведения в ответ на затруднительные ситуации, сопряженные с высоким риском потребления спиртных напитков. Врач помогал больному определить ситуации высокого риска рецидива, в чем именно заключается его проблема, давал возможность методом мозгового штурма выработать возможности ее разрешения, выбрать лучшую из них, создать реальный план действий, реализовать его, оценить полученные результаты.
Вопросы:
-
Какой вид психотерапии использовал врач в работе с пациентом, зависимым от алкоголя? -
Какие навыки пытался сформировать психотерапевт у пациента? -
С какой целью больной обучался определению ситуаций высокого риска рецидива? -
Какими стратегиями предупреждения рецидива пользовался больной? -
У кого пытался найти социальную поддержку больной?
Задача 9
Больной с зависимостью от алкоголя в течение 23 месяцев после лечения не употреблял спиртные напитки. За этот период улучшились семейные взаимоотношения, зарекомендовал себя положительно на новой работе, завел новых, не злоупотребляющих алкоголем друзей. 3 месяца назад был уволен по сокращению штатов. Увольнение воспринял как катастрофу, на фоне сниженного настроения в течении двух дней употреблял спиртные напитки. В связи с возможностью трудоустройства на новую работу выпивки прекратил. Неделю назад на фоне подавленного настроения и обострения навязчивого влечения к алкоголю начал выпивать снова, на работу не ходит, самостоятельно прекратить прием алкоголя не может. Во время беседы раздражительный, погружен во внутренние переживания, испытывает чувство вины перед семьей.
Вопросы:
-
В каком состоянии находился пациент последние 2 года? -
Какие признаки социальной адаптации отмечались у больного в период ремиссии? -
Чем завершилось состояние ремиссии? -
Какая стадия зависимости от алкоголя отмечается у больного? Что стало пусковым фактором срыва? -
Как охарактеризовать настоящее состояние больного?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТИ»