Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2675
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Каждый студент представляет на зачетном занятии отчет по самостоятельной работе с пациентом, план коррекционных мероприятий, проводится собеседование.
Протокол индивидуального психологического обследования ребёнка
дошкольного возраста.
Ф.И. ребёнка_______________________________________________________
Общая характеристика (контактность, установка на исследование, работоспособность)________________________________________________
Дата исследования ____________2007г. Группа №
| Результаты исследования | |
1.ВОСПРИЯТИЕ | | |
Цвета | | |
Формы | | |
Времён года | | |
Пространства | | |
2.Мышление и мате- матические способности | | |
Нагл.-действ. | | |
Образное | | |
Логическое | | |
Классификация | | |
Аналогия | | |
Общая осведомлённость | | |
Понятливость | | |
Счёт прямой | | |
Счёт обратный | | |
Понятие числа | | |
3.ВНИМАНИЕ | | |
Зрительное | | |
Слуховое | | |
4.ПАМЯТЬ | | |
Зрительная | | |
Слуховая | | |
5.МОТОРИКА | | |
Крупная | | |
Мелкая | | |
Ведущая рука | | |
6.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | | |
Связная речь по 1 картине | | |
Связная речь по серии | | |
7.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА | | |
Сензитивность | | |
Агрессия | | |
Тревога | | |
Страхи | | |
8.СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | | |
Общая семейная ситуация | | |
Со взрослыми | | |
Со сверстниками | | |
9.ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА | | |
Произвольность | | |
Самооценка | | |
Уровень притязаний | | |
СУММА БАЛЛОВ: | | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР_плана_коррекционных_групповых_занятий'>ПРИМЕР
плана коррекционных групповых занятий
Коррекционная работа рассчитана на работу с агрессивными детьми дошкольного возраста 5-6 лет с ЗПР, собирающихся поступать в школу на следующий или в этот же год.
Критерий отбора детей:
1 Жалобы родителей (воспитателей) на агрессивность, раздражительность детей.
2 Возраст
Коррекционная работа содержит в себе 3 блока и 9 занятий – ориентировочный (занятия 1,2), терапевтический (занятия 3-7), обучающий (занятия 8,9). На последнем блоке подразумевается включение родителей в занятия.
Цели коррекционной работы:
1 Коррекция агрессивного поведения
2 Коррекция вербальной агрессии
3 Развитие адекватных форм проявления эмоций
4 Коррекция страхов
5 Развитие навыков эмпатии
Форма работы - групповая
Количество участников группы 4-6 человек (желательно четное количество, т.к. некоторые упражнения подразумевают работу в паре).
Количество ведущих два (один ведущий, второй соведущий, оказывающий поддержку в работе с агрессивными детьми)
ПРИМЕР
плана индивидуальной психокоррекционной работы.
Запрос: мальчик (6 лет) с повышенным уровнем личностной тревоги, боится темноты, засыпать один из-за «чудовища под кроватью», в целом ребенок неуверен в себе, застенчив.
Занятие 1. Цель – исследование эмоциональной сферы ребенка в рамках индивидуального занятия, вербализация негативных переживаний, проговаривание и принятие эмоций ребенка.
Беседа с игрушками: «Смотри к нам в гости пришли звери: Мишутка, Зайка и Белочка. Они хотят рассказать нам о своих страшилках. По одному им страшно говорить о них, поэтому они собрались вместе и пришли к нам.»
Техника раскрашивания фигур: «Давай раскрасим Мишутку так, чтобы увидеть, что он чувствует, когда боится»(дифференциация эмоций).
Беседа: «Расскажи, когда ты радуешься
, что приносит тебе удовольствие».
Рисунок позитивных эмоций: «А теперь нарисуем радостного Мишутку таким, чтобы все видели, как он радуется» (переход к ресурсному состоянию).
Занятие 2. Цель – объединение детей в группу, раскрепощение, создание доверительной атмосферы.
В начале занятия психолог предлагает каждому ребенку выбрать из множества мягких игрушек на полках ту, которая ему больше нравится. Сев в круг, дети называют свои имена и то положительное качество, которое, по их мнению, есть и у игрушки, и у него. Психолог подчеркивает, что в каждом всегда можно найти что-то положительное, и предлагает, чтобы игрушки сопровождали ребят на протяжении каждого занятия (создание ритуала для начала занятия).
Игра «Дует сильный ветер»
Стулья ставятся в круг. Их хватает на всех кроме одного. Ведущий встает в центр и говорит: «Сильный ветер сдувает всех кто в черных ботинках, (всех кто не любит чистить зубы и т.д.)» Те у кого есть названный признак вскакивают и меняются местами. В это время ведущий должен занять пустующий стул. Тот кто остался в центре круга становится ведущим.
«Картины вдвоем» (сотрудничество, эмпатия). Обсуждение.
Минутка шалости.
«Дождь»(релаксация). Дети садятся на полу в круг и закрывают глаза. Ведущий начинает изображать шум легкого дождика, потирая ладони друг о друга. Группа повторяет. «Теперь дождь усиливается, - говорит ведущий, постукивая пальцами по полу, - так капли дождя стучат по крыше дома». Непогода усиливается, гремит гром – ведущий стучит по полу ладонями и ногами. Затем непогода начинает стихать и все действия выполняются в обратном порядке. Заканчивается упражнение в совершенной тишине.
Занятие 3. Цель – развитие выражения эмоций, принятие эмоций.
Дети находят своих «сопровождающих» игрушек и придумывают короткий рассказ про них (включение в работу, раскрепощение).
Игра «Лес» (произвольность). Дети двигаются по кругу. По сигналу ведущего «Кочки» они должны остановиться и присесть, по сигналу «Деревья» -- поднять руки вверх и покачать ими. Эти движения выполняются до тех пор, пока ведущий не скажет «Тропинка», после чего движение по кругу продолжается.
«Ромашка» (пантомимика). Заранее заготавливаются картонные листы – лепестки ромашки. Психолог пишет на них ту или иную эмоцию или персонажа (пугливый зайчик, удивленный мальчик и т.п). Ребята по очереди подходят к «ромашке» и «отрывают» наугад лепесток, после чего каждый должен изобразить то, что там написано, а группа отгадать.
«ПРАКТИКУМ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ»
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
формулирование задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни); -
составлять программу экспериментально-психологического исследования; -
владеть основными методиками диагностики нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности; -
применять методики для экспериментально-психологического исследования больного; -
вести протокол экспериментально-психологического исследования; -
устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе экспериментального исследования отдельными феноменами и интерпретировать полученные данные; -
составлять заключение экспериментально-психологического исследования.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психическим расстройством, их родственниками, медицинским персоналом.
ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Каждый студент представляет Заключение патопсихологического исследования, выполненного самостоятельно, проводится обсуждение.
План (схема) заключения патопсихологического исследования
Экспериментально-психологического исследования
Ф.И.О. пациента______________________________
Диагноз_____________________________________
Дата исследования____________________________
-
Введение (данные клинической беседы и наблюдения за поведением пациента) -
Дается общая характеристика поведения пациента, его отношение к исследованию, к своему психическому здоровью, жалобы.
-
Общая характеристика психической деятельности (по результатам выполнения сенсомоторных проб) – темп, реакция на успех-неуспех, общая продолжительность работы.