Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2677

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

  1. Понятия «психосоматическая медицина» и «психосоматические расстройства». Психосоматика как область междисциплинарных исследований психосоматической проблемы.

  2. Психосоматика и соматопсихика. Проблема связи психической и соматической «сферы».

  3. Психосоматические и соматоформные расстройства.

  4. Основные положения психосоматического подхода. Особенности современной психосоматики.

  5. Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств. Конверсионная модель З.Фрейда.

  6. Понятие «конверсионное расстройство». Механизм конверсии в возникновении психосоматических расстройств. Вторая модель возникновения психосоматического расстройства по З.Фрейду.

  7. Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств.

  8. Специфичность психосоматических расстройств. Четыре типа теорий специфичности.

  9. Теория неспецифичности психосоматических расстройств.

  10. Понятие «алекситемия», его характеристика и связь с теорией неспецифичности.

  11. Теория специфических для болезни психодинамических конфликтов Ф.Александера. Современная оценка теории Ф.Александера.

  12. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и психосоматическая медицина. Влияние условных рефлексов на соматические функции.

  13. Гипотеза о кортико- висцеральном происхождении психосоматический заболеваний К.М.Быкова, И.Т.Курцина.

  14. Достоинства и недостатки учения И.П. Павлова и кортико – висцеральной теории К.М.Быкова, И.Т.Курцина.

  15. Теории конституций, их недостатки и значение для психосоматической медицины

  16. Гуморальные теории темпераментов Гиппократа – Галена.

  17. Теория биологических типов конституции Э.Кречмера.

  18. Теория конституционных типов и типов темперамента У.Шелдона

  19. Недостатки теорий конституционной специфичности личности.

  20. Концепция профиля личности Ф.Данбар.

  21. Психологическая характеристика поведенческого типа А. и типа Б.

  22. Критика концепции превалирования поведенческого типа А.

  23. Современные взгляды на роль структуры личности в возникновении психосоматических расстройств.

  24. Понятие об интегративных моделях. Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г.Вайнеру

  25. Различная природа болезни, чувства болезни и страдания.

  26. Биопсихосоциальная модель Т.Икскюля и В.Везиака

  27. Внутренняя картина здоровья.

  28. Понятие о внутренней картине болезни. Модели ВКБ А.Гольдшейдера и А.Р.Лурия.

  29. Структура ВКБ (по В.В.Николаевой). Модель ВКБ А.Ш.Тхостова, - Г.А.Ариной.

  30. Теоретическая модель ВКБ В.М.Смирнова – Т.Н.Резниковой. Понятие о церебральном информационном поле болезни. Определение ВКБ и «роль детектора» в данной модели.

  31. Модель прогноза заболевания, модель ожидаемых результатов лечения и модель полученных результатов лечения

  32. Взгляды отечественных и зарубежных авторов на определение понятий « отношение к болезни», «реакция на болезнь» и их типология (Е.А.Шевалев, А.Б.Квасенко, Ю.Г.Зубарев; Р.Конечный, Р.Конечный, М.Боухал).

  33. Роль ВКБ и факторы, влияющие на ее формирование.

  34. ВКБ при соматических заболеваниях.

  35. Динамика реакций на болезнь и факторы, влияющие на возникновение реакций на болезнь.

  36. Реакции личности на ишемическую болезнь сердца (по И.К.Шхвацабая). Реакции личности на инфаркт миокарда (по В.П.Зайцеву).

  37. ВКБ при нервно – психических заболеваниях.

  38. ВКБ при неврозах.

  39. Классификация психосоциальных реакций на болезнь З.Липовски.

  40. Личность в условиях хронического соматического заболевания.

  41. Современные взгляды на проблему субъективной картины болезни: состояние и проблемы.




ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

  • обоснованного выбора адекватных психодиагностических методик и психокоррекционного подхода;

  • овладения принципами и методами психологического консультирования, психокоррекции больных с психосоматическими заболеваниями;

  • взаимодействия клинического психолога с пациентами, имеющими психосоматические заболевания и их ближайшим микросоциальным окружением;

  • организации работы клинического психолога и взаимодействия с медицинским персоналом в психосоматической клинике;

  • навыки рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с больными, имеющими психосоматическую патологию.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психосоматическими расстройствами, их родственниками, медицинским персоналом.



ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


1. Психоаналитическая концепция возникновения психосоматических расстройств. Конверсионная модель З.Фрейда.
2. Структура ВКБ (по В.В.Николаевой). Модель ВКБ А.Ш.Тхостова, - Г.А.Ариной.
Задача 4

Ребенок в возрасте 5,6 месяцев был госпитализирован в больницу в связи с впервые развившимся у него приступом бронхиальной астмы. После попадания в больницу мальчик выглядит напуганным, стал демонстрировать потерю уже ранее приобретенных им навыков (самостоятельное питание и одевание, засыпание, навыки общения со взрослыми) и настаивал на том, чтобы маме разрешили постоянно находиться у него в палате. На вопросы палатной медсестры отвечает кратко или не отвечает совсем. Она вынуждена кормить, ежедневно одевать ребенка после сна и раздевать перед сном.

Вопросы:

  1. Какое психосоматическое расстройство отмечается у ребенка?

  2. К какому классу расстройств (с точки зрения культурно – исторического подхода в психосоматике) может быть отнесено данное расстройство?

  3. В ответ, на какие события может возникнуть данный вариант психосоматического дизонтогенеза?

  4. Объясните возможный механизм возникновения данного расстройства?

  5. С какой целью может использовать ребенок проявления психосоматического регресса?

«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


Задача 1

Антон, 14 лет: жалобы при обращении на замкнутость, раздражительность, угрозы уйти из дома. При попытках заговорить с ним раздражается, грубит, легко впадает в бешенство. Провоцирует брата (10 лет) на драки, ссоры. Во время драк с братом или сверстниками бледнеет, испытывает слабость, перед глазами появляются цветные пятна.


Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможные диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?

Задача 2

Аня, 7 лет. Жалобы при обращении: на непоседливость, утомляемость, на уроках занимается посторонними делами. Программу усваивает с трудом. Плохо переносит замечания, легко огорчается при неудачах, временами бывает капризной. В школу пошла с 6-ти лет, адаптировалась хорошо. Отношения с одноклассниками устанавливает, но часто обижается на них и плачет

Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?


Задача 3

Лиза, 8 лет. Жалобы при обращении на нарушения поведения (на уроке может отключиться и перестать выполнять задания), плохое настроение, конфликты с мамой. Травма головы в 2 года (автоавария). С раннего детства была беспокойной, тревожной. С 5-ти лет появились головные боли (особенно после детского сада или после нагрузки). Девочка эмоциональна, чувствительна, не уверенна в себе, часто плачет.

Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?

Задача 4

Никита, 9 лет. Жалобы при обращении: на малообщительность, отказ разговаривать с учителями и сверстниками. Рос угрюмым, замкнутым. В школу пошел с 7-ми лет, неохотно. На уроках отказывался отвечать или отвечал еле слышно. Со временем перестал разговаривать в школе, исключение делал только для матери, двоюродного брата и девочки-соседки.


Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?

Задача 5

Катя, 4 года. Жалобы при обращении: на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто вовремя сессии отправляют ребенка к бабушке. Бабушку девочка очень любит и хочет жить у нее. Задание: определить стратегию диагностического обследования.

Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?


Задача 6

Андрей, 10 лет. Жалобы при обращении на: неуверенность , лень, безволие, неспособность прилагать усилия для достижения цели. Учится в школе плохо. В свободное время нечего не делает или играет в компьютерные игры. Друзей нет. В ответ на любое новое предложение (какая-либо деятельность) сначала загорается, но после первой неудачи все бросает.

Вопросы:

  1. Какие основные объекты (сферы) психодиагностики?

  2. Какие диагностические средства (методики) могут быть использованы в данном случае?

  3. Какие возможны диагностические гипотезы?

  4. Возможно ли использование диагностических средств смежных специалистов (врачей, физиологов, педагогов)?

  5. Какие дополнительные источники информации можно использовать при организации диагностического процесса в данном случае?