Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2678
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
На вопрос экспериментатора: «А может, можно по-другому разложить?» больной отвечает утвердительно, разрушает прежние группы, складывает в одну группу куст, кастрюлю, козла, объясняя: «Все начинается на букву к».
Вопросы:
-
Какие особенности мышления наблюдаются? -
С чем связаны наблюдаемые особенности мышления? -
Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности? -
У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления? -
С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?
Задача 5
Выполнение методики «Пиктограмма» вызывает у испытуемого К. значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания предъявляемых понятий ему трудно оторваться от их конкретного содержания. Например, подбирая рисунок для слова "развитие" он говорит: "Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?" Также он затрудняется придумать рисунок для запоминания слова "разлука". "По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?" Рисуя, испытуемый пытается почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, для запоминания выражение "веселый праздник" больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг. Спустя некоторое время испытуемый не может правильно воспроизвести значительную часть выражений-стимулов, описывая вместо них сделанные им рисунки.
Вопросы:
-
Какие расстройства можно предположить у этого испытуемого, в какой сфере? -
С чем могут быть связаны подобные расстройства? -
У каких больных могут быть подобные расстройства? -
Как можно проверить имеющиеся предположения? -
С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?
Задача 6
При исследовании уровня притязаний испытуемый В. проявил к нему живой интерес и сразу же выбрал задание высокого уровня сложности. Не справившись с ним, был слегка обескуражен, снова выбрал задание такой же сложности, опять не смог его выполнить и выбрал совсем легкое задание. Быстро решив легкую задачу, испытуемый снова выбрал самый сложный уровень, но не справившись с ним стал терять интерес к эксперименту. Под давлением экспериментатора продолжил работу и опять выбрал очень легкую задачу.
Исследования памяти и мышления испытуемого В. не выявило никаких нарушений в данной сфере.
Вопросы:
-
В какой сфере личности наблюдается расстройство? -
У каких пациентов могут быть подобные расстройства? -
Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче? -
Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов? -
С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?
Задача 7
На протяжении нескольких месяцев у пациентки Л. наблюдалось сниженное, тоскливое настроение. Она могла расплакаться при виде грязной посуды, оставленной в мойке детьми, или накричать на них ни с того, ни с сего. Стала плохо спать, засыпала с трудом далеко за полночь и с трудом просыпалась утром на работу, не имея сил подняться. Весь день пациентка чувствовала вялость и разбитость, и только к вечеру самочувствие несколько улучшалось. Пациентка стала плохо справляться со своими служебными и домашними обязанностями. Помощь близких только усугубляла ее плохое самочувствие, ей начинало казаться, что она стала обузой для всех, что она не заслуживает хорошего отношения к себе доставляющей всем неприятности и лишние хлопоты, которых она совершенно не заслуживает.
Вопросы:
-
В какой сфере личности наблюдается расстройство? -
У каких пациентов могут быть подобные расстройства? -
Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче? -
Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов? -
С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?
Задача 8
Пациентку С. привел к психологу муж, так как устал от ее чрезмерной активности и странных поступков в последние 2 недели. Он отметил, что жена стала очень говорливой и суетливой. Начиная одно дело, тут же его бросала и принималась за другое, при этом была очень воодушевлена, что-то весело напевала, при малейшем поводе начинала смеяться. Глядя телевизор, она все время переключала телеканалы, не смотря толком ни одной передачи и не давая посмотреть полноценно телевизор другим. На критику ее поведения со стороны окружающих реагировала или смехом или вспышками гнева. Пациентка стала мало спать и разбудить, например, всю семью в 5 утра, затеяв неожиданно уборку с перестановкой мебели. Потратила значительную сумму денег, записавшись сразу не несколько курсов: по изучению иностранных языков, овладению компьютерной грамотностью и курсы парикмахеров. При этом пациентка объяснила мужу, что собирается открыть свой собственный салон красоты, а в дальнейшем и целую сеть салонов, хотя неплохо и до этого зарабатывала.
Вопросы:
-
В какой сфере личности наблюдается расстройство? -
У каких пациентов могут быть подобные расстройства? -
Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче? -
Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов? -
С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?
Задача 9
Во время патопсихологического исследования у пациента Д. наблюдается некоторое снижение продуктивности непосредственного запоминания (на кривой запоминания наблюдается сначала подъем, а потом снижение и плато). Опосредованное запоминание по методике «Пиктограмма» не нарушено, хотя пациент испытывает трудности при подборе опосредующих стимулов, ассоциативный ряд беден, пациент работает медленно, хотя в итоге подбирает адекватные обобщающие образы. Исследование мышления не выявило нарушений на операциональном уровне.
Вопросы:
-
В какой сфере личности наблюдается расстройство? -
У каких пациентов могут быть подобные расстройства? -
Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче? -
Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов? -
С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
-
Предмет патопсихологии. -
Отличия патопсихология от психопатологии. -
Методы патопсихологии. -
Задачи патопсихологии. -
Понятие психического здоровья. Основные подходы к пониманию нормы и патологии. -
Основные классификации психических болезней. -
Основные особенности патопсихологического эксперимента. -
Принципы построения патопсихологического исследования в клинике. -
Этапы клинико-психологической беседы. -
Нарушения восприятия на различных уровнях: ощущения, восприятия, представления. -
Нарушения предметного восприятия: агнозии и псевдоагнозии при деменциях. -
Нарушение мотивационного компонента восприятия. -
Психологические исследования слуховых галлюцинаций. -
Основные виды расстройств памяти. -
Нарушения непосредственной памяти. -
Нарушение динамики мнестической деятельности. -
Нарушения опосредованной памяти. -
Нарушения мотивационного компонента памяти. -
Методы исследования нарушений памяти. -
Основные виду расстройств мышления. -
Нарушения операционального уровня мышления. -
Нарушение мотивационного уровня мышления. -
Нарушение динамики мыслительной деятельности. -
Расстройства решения проблем. -
Методы исследования нарушений мышления. -
Использование методики «пиктограмма» для дагностики нарушений мышления. -
Основные расстройства настроения (депрессии, мании и др.). -
Роль когнитивной переработки в возникновении эмоциональных расстройств (основные категории ошибок мышления, ведущие к эмоциональным расстройствам). -
Основные виды тревожных расстройств. -
Посттравматическое стрессовое расстройство. -
Основные методы диагностики расстройств эмоциональной сферы. -
Психопатии, как личностные расстройства, критерии диагностики психопатии, виды психопатий. -
Понятие патопсихологического синдрома. -
Основные виды патопсихологических синдромов. -
Нарушения мышления и других познавательных процессов при шизофрении. -
Нарушение эмоционально-личностной сферы и общения при шизофрении. -
Нарушение психических функций при диффузных поражениях головного мозга. -
Структура психологического дефекта при эпилепсии. -
Нарушения познавательных процессов при эпилепсии. -
Нарушение эмоционально-личностной сферы при эпилепсии.
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студент должен иметь навыки:
-
Овладения принципами патопсихологического исследования. -
Составления обоснованного плана патопсихологических субтестов для исследования познавательных процессов. -
Подбора и применения личностных методик, необходимых для анализа конкретного случая. -
Описания феноменов нарушения психической деятельности. -
Оценки динамики психического состояния больных в процессе лечения. -
Оценки эффективности проведенной терапии.
-
Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психическим расстройством, их родственниками, медицинским персоналом.
ПРИМЕР
ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»
Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»
Студенту предлагается выбрать 2 вопроса и 1 ситуационную задачу.
Выбор:
-
Задачи патопсихологии. -
Основные методы диагностики расстройств эмоциональной сферы.
Задача 8
Пациентку С. привел к психологу муж, так как устал от ее чрезмерной активности и странных поступков в последние 2 недели. Он отметил, что жена стала очень говорливой и суетливой. Начиная одно дело, тут же его бросала и принималась за другое, при этом была очень воодушевлена, что-то весело напевала, при малейшем поводе начинала смеяться. Глядя телевизор, она все время переключала телеканалы, не смотря толком ни одной передачи и не давая посмотреть полноценно телевизор другим. На критику ее поведения со стороны окружающих реагировала или смехом или вспышками гнева. Пациентка стала мало спать и разбудить, например, всю семью в 5 утра, затеяв неожиданно уборку с перестановкой мебели. Потратила значительную сумму денег, записавшись сразу не несколько курсов: по изучению иностранных языков, овладению компьютерной грамотностью и курсы парикмахеров. При этом пациентка объяснила мужу, что собирается открыть свой собственный салон красоты, а в дальнейшем и целую сеть салонов, хотя неплохо и до этого зарабатывала.