Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2678

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»


На вопрос экспериментатора: «А может, можно по-другому разложить?» больной отвечает утвердительно, разрушает прежние группы, складывает в одну группу куст, кастрюлю, козла, объясняя: «Все начинается на букву к».

Вопросы:

  1. Какие особенности мышления наблюдаются?

  2. С чем связаны наблюдаемые особенности мышления?

  3. Для какого уровня мыслительной деятельности характерны подобные особенности?

  4. У каких больных могут наблюдаться подобные особенности мышления?

  5. С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 5

Выполнение методики «Пиктограмма» вызывает у испытуемого К. значительные трудности. При необходимости найти рисунок для запоминания предъявляемых понятий ему трудно оторваться от их конкретного содержания. Например, подбирая рисунок для слова "развитие" он говорит: "Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов, и умственное развитие. Какое же вы хотите?" Также он затрудняется придумать рисунок для запоминания слова "разлука". "По-разному, можно разлучаться: можно с любимой; или сын уходит из дома, или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?" Рисуя, испытуемый пытается почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, для запоминания выражение "веселый праздник" больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг. Спустя некоторое время испытуемый не может правильно воспроизвести значительную часть выражений-стимулов, описывая вместо них сделанные им рисунки.

Вопросы:

  1. Какие расстройства можно предположить у этого испытуемого, в какой сфере?

  2. С чем могут быть связаны подобные расстройства?

  3. У каких больных могут быть подобные расстройства?

  4. Как можно проверить имеющиеся предположения?

  5. С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 6

При исследовании уровня притязаний испытуемый В. проявил к нему живой интерес и сразу же выбрал задание высокого уровня сложности. Не справившись с ним, был слегка обескуражен, снова выбрал задание такой же сложности, опять не смог его выполнить и выбрал совсем легкое задание. Быстро решив легкую задачу, испытуемый снова выбрал самый сложный уровень, но не справившись с ним стал терять интерес к эксперименту. Под давлением экспериментатора продолжил работу и опять выбрал очень легкую задачу.


Исследования памяти и мышления испытуемого В. не выявило никаких нарушений в данной сфере.

Вопросы:

  1. В какой сфере личности наблюдается расстройство?

  2. У каких пациентов могут быть подобные расстройства?

  3. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

  4. Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов?

  5. С помощью каких еще методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 7

На протяжении нескольких месяцев у пациентки Л. наблюдалось сниженное, тоскливое настроение. Она могла расплакаться при виде грязной посуды, оставленной в мойке детьми, или накричать на них ни с того, ни с сего. Стала плохо спать, засыпала с трудом далеко за полночь и с трудом просыпалась утром на работу, не имея сил подняться. Весь день пациентка чувствовала вялость и разбитость, и только к вечеру самочувствие несколько улучшалось. Пациентка стала плохо справляться со своими служебными и домашними обязанностями. Помощь близких только усугубляла ее плохое самочувствие, ей начинало казаться, что она стала обузой для всех, что она не заслуживает хорошего отношения к себе доставляющей всем неприятности и лишние хлопоты, которых она совершенно не заслуживает.

Вопросы:

  1. В какой сфере личности наблюдается расстройство?

  2. У каких пациентов могут быть подобные расстройства?

  3. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

  4. Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов?

  5. С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 8

Пациентку С. привел к психологу муж, так как устал от ее чрезмерной активности и странных поступков в последние 2 недели. Он отметил, что жена стала очень говорливой и суетливой. Начиная одно дело, тут же его бросала и принималась за другое, при этом была очень воодушевлена, что-то весело напевала, при малейшем поводе начинала смеяться. Глядя телевизор, она все время переключала телеканалы, не смотря толком ни одной передачи и не давая посмотреть полноценно телевизор другим. На критику ее поведения со стороны окружающих реагировала или смехом или вспышками гнева. Пациентка стала мало спать и разбудить, например, всю семью в 5 утра, затеяв неожиданно уборку с перестановкой мебели. Потратила значительную сумму денег, записавшись сразу не несколько курсов: по изучению иностранных языков, овладению компьютерной грамотностью и курсы парикмахеров. При этом пациентка объяснила мужу, что собирается открыть свой собственный салон красоты, а в дальнейшем и целую сеть салонов, хотя неплохо и до этого зарабатывала.



Вопросы:

  1. В какой сфере личности наблюдается расстройство?

  2. У каких пациентов могут быть подобные расстройства?

  3. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

  4. Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов?

  5. С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?

Задача 9

Во время патопсихологического исследования у пациента Д. наблюдается некоторое снижение продуктивности непосредственного запоминания (на кривой запоминания наблюдается сначала подъем, а потом снижение и плато). Опосредованное запоминание по методике «Пиктограмма» не нарушено, хотя пациент испытывает трудности при подборе опосредующих стимулов, ассоциативный ряд беден, пациент работает медленно, хотя в итоге подбирает адекватные обобщающие образы. Исследование мышления не выявило нарушений на операциональном уровне.

Вопросы:

  1. В какой сфере личности наблюдается расстройство?

  2. У каких пациентов могут быть подобные расстройства?

  3. Какие диагностические признаки этого расстройства имеются в данной задаче?

  4. Какие еще нарушения можно предполагать у этих пациентов?

  5. С помощью каких методик можно исследовать данный тип нарушений?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Предмет патопсихологии.

  2. Отличия патопсихология от психопатологии.

  3. Методы патопсихологии.

  4. Задачи патопсихологии.

  5. Понятие психического здоровья. Основные подходы к пониманию нормы и патологии.

  6. Основные классификации психических болезней.

  7. Основные особенности патопсихологического эксперимента.

  8. Принципы построения патопсихологического исследования в клинике.

  9. Этапы клинико-психологической беседы.

  10. Нарушения восприятия на различных уровнях: ощущения, восприятия, представления.

  11. Нарушения предметного восприятия: агнозии и псевдоагнозии при деменциях.

  12. Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  13. Психологические исследования слуховых галлюцинаций.

  14. Основные виды расстройств памяти.

  15. Нарушения непосредственной памяти.

  16. Нарушение динамики мнестической деятельности.

  17. Нарушения опосредованной памяти.

  18. Нарушения мотивационного компонента памяти.

  19. Методы исследования нарушений памяти.

  20. Основные виду расстройств мышления.

  21. Нарушения операционального уровня мышления.

  22. Нарушение мотивационного уровня мышления.

  23. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

  24. Расстройства решения проблем.

  25. Методы исследования нарушений мышления.

  26. Использование методики «пиктограмма» для дагностики нарушений мышления.

  27. Основные расстройства настроения (депрессии, мании и др.).

  28. Роль когнитивной переработки в возникновении эмоциональных расстройств (основные категории ошибок мышления, ведущие к эмоциональным расстройствам).

  29. Основные виды тревожных расстройств.

  30. Посттравматическое стрессовое расстройство.

  31. Основные методы диагностики расстройств эмоциональной сферы.

  32. Психопатии, как личностные расстройства, критерии диагностики психопатии, виды психопатий.

  33. Понятие патопсихологического синдрома.

  34. Основные виды патопсихологических синдромов.

  35. Нарушения мышления и других познавательных процессов при шизофрении.

  36. Нарушение эмоционально-личностной сферы и общения при шизофрении.

  37. Нарушение психических функций при диффузных поражениях головного мозга.

  38. Структура психологического дефекта при эпилепсии.

  39. Нарушения познавательных процессов при эпилепсии.

  40. Нарушение эмоционально-личностной сферы при эпилепсии.



ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:

  • Овладения принципами патопсихологического исследования.

  • Составления обоснованного плана патопсихологических субтестов для исследования познавательных процессов.

  • Подбора и применения личностных методик, необходимых для анализа конкретного случая.

  • Описания феноменов нарушения психической деятельности.

  • Оценки динамики психического состояния больных в процессе лечения.

  • Оценки эффективности проведенной терапии.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами с психическим расстройством, их родственниками, медицинским персоналом.


ПРИМЕР


ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студенту предлагается выбрать 2 вопроса и 1 ситуационную задачу.
Выбор:


  1. Задачи патопсихологии.

  2. Основные методы диагностики расстройств эмоциональной сферы.



Задача 8

Пациентку С. привел к психологу муж, так как устал от ее чрезмерной активности и странных поступков в последние 2 недели. Он отметил, что жена стала очень говорливой и суетливой. Начиная одно дело, тут же его бросала и принималась за другое, при этом была очень воодушевлена, что-то весело напевала, при малейшем поводе начинала смеяться. Глядя телевизор, она все время переключала телеканалы, не смотря толком ни одной передачи и не давая посмотреть полноценно телевизор другим. На критику ее поведения со стороны окружающих реагировала или смехом или вспышками гнева. Пациентка стала мало спать и разбудить, например, всю семью в 5 утра, затеяв неожиданно уборку с перестановкой мебели. Потратила значительную сумму денег, записавшись сразу не несколько курсов: по изучению иностранных языков, овладению компьютерной грамотностью и курсы парикмахеров. При этом пациентка объяснила мужу, что собирается открыть свой собственный салон красоты, а в дальнейшем и целую сеть салонов, хотя неплохо и до этого зарабатывала.