Файл: Ситуационные задачи по дисциплине клиническая психология Для специальности 030302. 65 Клиническая психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2666

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

«БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 2

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПРИМЕР

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ОТЧЕТНЫЕ ФОРМЫ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Ситуационные задачи

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Вопросы:

Задача 5

Вопросы:

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

ПЕРЕЧЕНЬ

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»





  1. Понятие «психический дизонтогенез» и его соотношение с понятиями «аномалии развития», «дефект развития», «ограниченные возможности».

  2. Аномальный ребенок как объект изучения в специальной психологии, дефектологии, медицине, физиологии.

  3. Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия».

  4. Эволюция понятия «норма»: норма как зона функционального оптимума, норма как характеристика субъекта. Соотношение понятия «норма» и «здоровье».

  5. Психологический аспект проблемы: общепсихологические и возвратно-психологические аспекты.

  6. Норма и аномалии в физическом и психическом развитии ребенка. Кризисы и аномалии развития.

  7. Патологические и непатологические аномалии развития. Критерии нормы психического развития. Структура и характеристики базовых составляющих психического развития ребёнка (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго).

  8. Предмет, цель и задачи психологии аномального развития. Связь с другими разделами и отраслями психологии (возрастная психология, педагогическая психология, клиническая психология, детская нейро- и патопсихология, специальная психология).

  9. Психология аномального развития и дефектология. Психология аномального развития и коррекционная педагогика.

  10. Вклад Л.С. Выготского и других отечественных психологов в разработку проблем дефектологии, психология аномального развития и специальной психологии.

  11. Значение психологии аномального развития в решении общепсихологических проблем нарушения психического развития.

  12. Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития.

  13. Классификация дефектов в специальной психологии и смежных областях знания: первичный и вторичный дефекты; дефекты по специфике формирования (повреждения, недоразвитие, асинхрония); дефекты по уровню функциональной локализации (тотальный и парциальный).

  14. Понятие «коррекция» и «компенсация». Компенсация как замещение и как перестройка функций. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы развивающейся личности.

  15. Понятия «депривация» и «травма». Депривация как процесс и как состояние. Виды деприваций у детей. Отличия депривации от травмы. Виды травматических воздействий в детском возрасте.

  16. Характеристика основных факторов, способствующих возникновению первичных дефектов у детей: наследственные (хромосомные аберрации, генные мутации); врожденные (пренатальные, интранатальные, ранние постнатальные); социальные (психотравма, депривация); поздние постнатальные (после 2 – 3-х лет жизни).

  17. Показатели основных закономерностей формирования психического дизонтогенеза у детей: функциональная локализация нарушения («фактор места»); временной (хронологический) показатель («фактор времени»);

  18. специфика связи первичного и вторичного дефекта; специфика межфункционального взаимодействия в онтогенезе.

  19. Основные признаки (симптомы) психического дизонтогенеза. Возрастное нервно-психическое реагирование и его уровни (по В.В.Ковалёву).

  20. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе.

  21. Типы асинхронии. Эмоциональная регуляция в детском возрасте и ее нарушения, уровневая модель эмоциональной регуляции. Роль нарушений темперамента.

  22. Поведение привязанности, взаимосвязь привязанности с другими сферами развития, нарушения привязанности.

  23. Значение анализа специфики связи первичных и вторичных дефектов, а также их клинико-психологической структуры для организации психолого- педагогической коррекции и обучения детей.

  24. Соотношение симптомов дизонтогенеза, симптомов психических расстройств и возрастного нервно-психического реагирования (возрастные симптомы) в условиях развития и проявления патологии.

  25. Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому): нарушение темпа психического развития, дефицит сенсорики и моторики; нарушения развития вследствие органического поражения ЦНС; дисгармоническое развитие психики (асинхрония).

  26. Тип психического дизонтогенеза как основа психологической классификации детей с аномалиями развития (аномальных детей).

  27. Соотношение классификаций аномальных детей, принятых в педагогике (дефектологии), специальной психологии, детской патопсихологии и детской психиатрии.

  28. Рабочая классификация аномальных детей, принятая в дефектологии и коррекционной педагогике (классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова).

  29. Дальнейшее развитие типологии психического дизонтогенеза В.В.Лебединского: типология, предложенная М.М.Семаго и Н.Я.Семаго, основанная на выделении одного из четырёх психологических синдромов нарушения базовых составляющих психического развития ребёнка.

  30. Феноменология недостаточного развития. Соотношение понятий "умственная отсталость", "психическое недоразвитие", «недостаточное развитие», "олигофрения", «деменция», «ЗПР».

  31. Клинические варианты недостаточного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ.

  32. Олигофрения – медицинский аналог одного из клинических вариантов недостаточного развития. Тотальность и иерархичность психических нарушений при олигофрении (Т.Е. Сухарева).

  33. Проблема дифференциальной диагностики олигофрении и органической деменции у детей. Содержание понятия "задержка психического развития", его принципиальное отличие от тотального недоразвития и парциальной недостаточности ВПФ. Основные формы и варианты ЗПР (Л.С. Певзнер, Т.А. Власова; К.С. Лебединская; М.М.Семаго, Н.Я.Семаго).

  34. Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР. Парциальность дефекта при ЗПР.

  35. Проблема психологической диагностики ЗПР. ЗПР и проблема школьной неуспеваемости.

  36. Принципы психолого-педагогической коррекции.

  37. Парциальная несформированность ВПФ как клинический вариант недостаточного развития, его принципиальное отличие от ЗПР и тотального недоразвития. Критерии дифференциальной диагностики.

  38. Особое значение нейропсихологической диагностики для данного варианта дизонтогенеза. Общие принципы диагностики и коррекции.

  39. Феноменология асинхронного развития. Клинические варианты асинхронного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: дисгармоническое развитие, искажённое развитие.

  40. Признаки раннего детского аутизма (Л. Каннер),

  41. Детский аутизм как проявление искажённого психического развития. Характеристика факторов возникновения аутизма у детей. Аутизм как показатель развития психических расстройств (шизофрения).

  42. Дисгармоническое развитие как специфическая асинхрония аффективно-личностной сферы.

  43. Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции.

  44. Феноменология дефицитарного развития. Клинические варианты дефицитарного развития, их феноменолония, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: раннедефицитарное и позднедефицитарное развтие.

  45. Нарушение анализаторных систем (первичные моторика и сенсорика) как основной этиологический признак дефицитарности развития.

  46. Нарушения моторики у детей при разных типах психического дизонтогенеза. Неразрывная связь развития двигательной и психической сферы у детей.

  47. Понятие "двигательный анализатор" (Н.А, Берпштейн, П.К. Анохин, А.Р. Лурия).

  48. Характеристика основных форм нарушения развития двигательной сферы у детей.

  49. Особенности когнитивной. мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с нарушениями слуха, зрения и моторики.

  50. Развитие сложных вторичных нарушений (дефектов) у таких детей. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы.

  51. Общие принципы диагностики и коррекции.

  52. Феноменология повреждённого развития. Диффузно-повреждёный и локально-повреждённый типы развития.

  53. Диффузно-повреждённыё тип развития и его значение для этиопатогенеза и клиники органической деменции у детей.

  54. Основные положения и понятия психопатологии детского возраста в контексте проблемы психического дизонтогенеза.

  55. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Феноменология некоторых психопатологических синдромов, характерных для детского и подросткового возраста

  56. Психогенные реакции в детском возрасте. Феноменология психосоматические нарушения и расстройства в контексте проблемы психического дизонтогенеза у детей. Депрессии в подростковом возрасте.

  57. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании

  58. психопатической личности, патохарактерологическое развития личности.

  59. Дизонтогенетические нарушения в клинике психических и соматических расстройств у детей.

  60. Психическое недоразвитие на примере олигофрении. Поврежденное психическое развитие на примере органической деменции, эпилептическая деменция у детей.

  61. Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма, особенности развития при ранней детской шизофрении.

  62. 61.Дисгармоническое психическое развитие: проблемы формирования психопатии в детском и подростковом возрасте.

  63. Задержанное психическое развитие в условиях соматических и невротических расстройств у детей.


ПЕРЕЧЕНЬ


ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студент должен иметь навыки:


  • Теоретического анализа структуры различных аномалий развития.

  • Выделения первичных и вторичных нарушений в структуре дизонтогенеза.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

  • Психологически грамотной коммуникации с пациентами детского возраста, их родственниками, медицинским персоналом.

ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ЗАДАНИЯ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»



Студенту предлагается выбрать по 1 вопросу из двух конвертов и ситуационную задачу из 3-го конверта.
Выбор:

Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития.
Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции.
Задача 1.

Оля С., 8 лет. Ученица 1-го класса. Обратилась мама. Девочка в течение 2 месяцев перенесла операцию аппендицита и пневмонию, долго находилась в больнице. В настоящее время осталась температура на уровне 37,1 —37,3 °С. Мать беспокоит то, что девочка утратила интерес к учебе, охотно слушает сказки для бо­лее младшего возраста, играет в куклы. Попытки заставить ее «до­гонять» учебную программу безуспешны: Оля плачет, раздража­ется. Раньше (до начала болезней) успеваемость была хорошей, интерес к учебе сформирован, девочка готовилась к урокам само­стоятельно.


При патопсихологическом обследовании ярко выражены черты «детскости» в поведении, быстрая истощаемость по гипостеническому типу. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Круг интересов в данный момент соответствует шести годам. Выра­жена эмоциональная лабильность.

Вопросы:

  1. Какой тип психического дизонтогенеза наблюдается у ребёнка?

  2. Укажите возможный вариант нарушения психического развития по МКБ-10.

  3. Требуется ли помощь смежного специалиста (психиатра, невропатолога, дефектолога, соц. педагога и др.)?

  4. Каковы стратегия и тактика коррекции и прогноз развития ребёнка в целом?

  5. В какой форме и в каком типе образовательного учреждения возможно обучение ребёнка?






«ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ»

Для специальности 030302.65 – «Клиническая психология»

Задача 1


Больной В., 45 лет, в течении 6 лет ходит к разным врачам разных специальностей в разных лечебных учреждениях, но не чувствует облегчения после проводимого лечения. Инструментальные обследования выявляют незначительные отклонения в сердечно – сосудистой системе, которые трактуются как возрастные изменения. Предъявляет необычные жалобы: Кровь не поступает в прямую кишку в результате чего мозг не получает питательных веществ. Испытывает ощущение, что мерзнет поверхность мозга и возникает головная боль в виде выпуклого кверху треугольника. Головные боли по типу сетки — болит по периметру ячеек, а в середине их — нет…

Вопросы:

  1. Определите, какое расстройство отмечается у пациента?

  2. Что в переводе означает слово «сенестопатия»?

  3. Что такое сенестопатии?

  4. При каких заболеваниях отмечаются сенестопатии?

  5. Назовите главные отличительные признаки сенестопатии?


Задача 2

Больная в течение 4- х лет предъявляет стойкие жалобы на тошноту, рвоту, боли в конечностях трудности при глотании, одышку, не связанную с нагрузкой. Постоянно страдает из-за этого. Многочисленные консультации и обследования не помогают установить определенный диагноз. Категорически отказывается согласиться с мнением врачей, что она здорова.

Вопросы:

  1. Какое расстройство отмечается у больной?

  2. Какое течение заболевания отмечается у больной?

  3. Какие критериями диагностики приведены в описании?

  4. Данное расстройство чаще встречается у мужчин или у женщин?

  5. От каких заболеваний следует дифференцировать соматизированное расстройство?