Файл: Курсовая работа Научный Красноярск 2007 содержание введение.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика обучения игре в волейбол.
Перемещения
Ходьба - начинается с переноса веса тела на переднюю, часть стопы выполняется мягкими, пружинистыми шагами;
Приставные шаги - начинают с ног, ближней к направлению движения:
Бег - обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног;
Прыжок - выполняется с моста или с разбега, толчком одной или двумя.
Двойной шаг и скачок - перенося вес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед сзади стоящей ногой, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку. Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг;
Выпады - вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад.
Обучение
1) Перемещение изученным способом в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния, скорости передвижения;
2) Перемещения с остановками и принятием стоек;
3) Перемещения различными способами в различных направлениях по зрительным и слуховым ориентирам или сигналам;
4) Перемещение из И. П. с ловлей мяча, наброшенного партнером;
5) Закрепление перемещений в играх и игровых приемах:
а) челночный бег с различными способами перемещений и его варианты;
б) «Эстафеты»;
в) игра «Салки» (правила те же, но вместо бега — перемещение но заданию;
г) игра «Перехвати шар» — на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить тар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.
д) игра «Светофор» - правила те же, но добавляется перемещение. Ошибки
1) перемещение на прямых ногах;
2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.
Подачи
Подачи подразделяются на нижние (прямые и боковые) и верхние (прямые и боковые).
В технике любой подачи различают:
1 .исходное положение игрока 2.Подбрасывание мяча
3. Замах
4. Ударное движение
Верхняя прямая подача:
1. И.П.- стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч или левая впереди, мяч в левой руке на уровне пояса;
2. Мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;
3. Одновременно с подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колени, туловище отклоняется назад, замах выполняется правой согнутой рукой за голову;
4. При ударе правая рука резко разгибается, туловище подается вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу, удар производится напряженной ладонью сверху - сзади по мячу.
Обучение (для всех видов подач)
1. Многократное подбрасывание мяча из И.П.
2. Подбрасывание мяча и замах
3. Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом
4. Подача мяча на расстоянии 6-10м. в стену, в парах поперек зала, в колоннах
5. Подача через сетку на расстоянии 4-6м(через сетку на меньшей высоте).
6. Подачи с зоны подач
7. Подачи с зоны подач в левую и правую часть площадки
8. Подачи в определенные зоны
9. Выполнение подач на скорость
10. Закрепление подачи в играх и игровых приемах
Классификация приемов и передач мяча сверху
Приемы и передачи:
Сверху:
1. двумя (на месте, после перемещений, в прыжке, назад за голову)
2. одной (кулаком)
Передача мяча двумя руками сверху.
Передача выполняется согласованным, полным изгибанием рук туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.
При передачи в высокой стойки-кисти рук находятся у лба.
При переде в низкой стойки - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.
Обучение
1 .Многократная имитация верхней передачи из изучаемой стойки
2. Держание мяча в положении стойки и броски мяча вперед вверх из стойки, удерживая мяч широко разведенными пальцами
3. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру.
4. Точное набрасывание мяча партнером и обратная передача.
5. Встречная передача в парах или колоннах переходом в конце своей или встречной колонны.
6. Передача мяча после перемещения выпадом, двойным шагом и скачком, после набрасывания партнером на 1-1,5 метра в сторону, вперед или назад или набрасыванием учителем.
7. Передача мяча с изменением траектории полета и расстоянии передачи.
8. Передача мяча с перемещениями различными способами.
9. Передача мяча под углом 45-90 гр. с изменением направления в траектории в тройках, четверках, кругу.
10. Передача через сетку.
11. Передача в различных тактических комбинациях.
12. Передача мяча назад за голову, (особенности: мяч принимается над головой, кисти горизонтально, руки выпрямляются вверх - назад, туловище прогибается, вес тела переносится на сзади-стоящую ногу).
13. Передача мяча в прыжке (в высшей точке прыжка).
- ловля мяча в высшей точке прыжка;
- передача в прыжке после набрасывания над собой;
- встречная передача в прыжке;
- передача в прыжке через сетку.
14. Передача в игре с акцентом на определенную передачу.
Перебивание мяча кулаком через сетку в прыжке.
1. Перебивание мяча кулаком, удерживаемого над сеткой с места, с разбега (с приземлением с места отталкивания).
2. Перебивание мяча наброшенного или переданного партнером через сетку.
Ошибки:
1. Несвоевременный выход под мяч.
2. Неустойчивое И.П. (неправильная стойка).
3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые).
4. Низкое положение рук (перед грудью или животом).
5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти).
6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача).
7. Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев).
1.3 Теоретическое обоснование развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста по занятиям по волейболу.
Определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационные способности»
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).[3]
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы»
Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы.
К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обычно относят:
1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.
2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
3. Упругая податливость мышц .
В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой.[11]
Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» — прогнозируемого результата. Программа двигательного действия — это механизм «объединения» прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений.
Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную.
«Нервная координация — согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею».[14]
При одной и той же задаче, но разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи. При этом автор замечает, что координация движений — это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия.
Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) — зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.[9]
Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и происходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов — зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами — проприорецептивными и вестибулярными.