Файл: На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Королевство Природы попасть легко, Не надо ехать далеко. Закрой глаза и сделай шаг, Теперь в ладоши хлопнем так: Один хлопок, еще хлопок — И вот уж виден сена стог, И вот уж поле колосится
Шумит — волнуется пшеница, Над ней синеют небеса, Откройте поскорей глаза!
Фея: Ребята, а вы знаете, что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.
Фея: А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Воспитатель: А машина есть в природе?
Дети: Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существо вали в природе.
Фея: На планете Земля обитает много живых существ.
В океанах и морях много различных видов рыб и морских животных. На суше (материках) - растений (деревья, кустарники, травы). Обитают разные животные, птицы, живут люди. Всем живым существам необходимо солнце, чистая вода, почва, воздух.
Фея: Как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы не стало почвы или воды, или воздуха? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель (показ презентации): К сожалению, человек не всегда поступает правильно в природе. Спуская в реки, пруды, озера промышленные и сельскохозяйственные стоки, из чистой воды он сделает раствор вредных веществ. Кормилица-почва тоже уязвима. Применение различных химических удобрений приводит к тому, что почва становится отравленной. Также мусор и грязь отравляют почву. Сильно ухудшилось и качество воздуха, особенно в промышленных районах. Из заводских труб в атмосферу попадают самые разнообразные химические вещества. Во время дождя эти вредные вещества попадают в почву, отравляют растения и животных. Люди, животные и растения очень страдают от этого, часто болеют. Чтобы беречь чистоту воздуха, нужно не только сделать производства чистыми, но и беречь, сажать леса, озеленять города, поселки. Таким образом, лес - это тоже бесценная кладовая природы. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания одного человека.
Фея: Чтобы спасти нашу планету, надо любить природу, знать ее. Мы очень бережно должны относиться ко всем насекомым. Помните, без бабочек, как без стрекоз или кузнечиков, наш луг - не луг. Оберегая травы, кусты и деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым.
А для этого необходимо быть добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Ведь недаром пословицы говорят:
- Птиц зверей оберегай — никогда не обижай.
- Кто умеет добрым быть — тот природу не будет губить.
- Враг природы тот, кто ее не бережет.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
- Срубил дерево - посади десять.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая поляна. Давайте отдохнем и потанцуем. Под фонограмму проводится физкультминутка «На поляне».
На поляну мы идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот пришли и видим вдруг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Фея: Отгадайте мою загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Фея: А вот сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в словесную игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если так поступать хорошо, говорим «да», если «плохо», то все вместе кричим «нет»!
- Готовы, начинаем!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы, ребята, все правильно, никто не ошибся. Вы все можете стать моими помощниками и охранять нашу природу.
Фея: В моем королевстве Матушки Природы есть необычный светофор.
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Давайте вспомним правила игры: Красный свет – природе нет
Желтый – осторожно!
Свет зеленый – как красиво!
Скажем, лес, тебе спасибо!
Красный свет загорается тогда, когда поступки человека наносят природе вред. Желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. А зеленый свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.
Проводится игра с использованием карточек «Правила поведения в природе»
Воспитатель: Да, природу следует использовать так, чтобы не причинить ей вреда. Нужно с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Фея: Я вижу, что каждый из вас стал другом природы. Спасибо вам за это. Однако пришло время прощаться. До скорых встреч, до свидания.
Чтоб могли леса цвести, и сады, и реки,
Все живое береги, ты на этом свете
Дети: До свидания.
Воспитатель: Возвращаемся домой.
Закрой глаза и сделай шаг
Затем в ладоши хлопни так.
И вот мы в садике своем
Счастливо, весело живем.
Воспитатель: Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. А люди радовались жизни.
Давайте, ребята,
Везде, где живем, Деревья посадим, Сады разведем! Нас много, ребята, Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада Посадит сейчас! Я предлагаю перейти к практической части нашего занятия и провести экологическую акцию "Мы юные экологи". Начнем в группе, а продолжим на прогулке. Я видела на нашем участке сломанное дерево, давайте вылечим его и соберем весь мусор на площадке.
- Предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет оформлять плакат "День Земли. Спасем нашу планету" (художественно-продуктивная деятельность), а вторая группа сделает посадки рассады цветов, для высадки в клумбы на участке (экспериментально - практическая деятельность).
Дети выполняют практическое задание в группе, а затем во время прогулки.
Задание 4
— О каком необратимом изменении природных комплексов идёт речь?
Антропогенно-природная экологическая катастрофа, связанная с потерей во второй половине XX века 90% водного объёма Аральского моря и образование на его месте пустыни Аралкум. По расчётам современных учёных, влияние антропогенных факторов на снижение уровня Арала превысило 70%. Резкое сокращение началось в связи с развитием сельского хозяйства в Приаралье, в первую очередь - интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях. Для полива плантаций к 1960-м годам был разобран весь сток питающих Аральское море рек Амударьи и Сырдарьи, устроенные многочисленные водохранилища и каналы нарушили баланс между поступлением воды и испарением.
Краткое выступление, которое основано на информации, представленной в специальном репортаже «Аральские волны».
Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек, водоёмов и озёр.
Задачи:
1.Обучающие: Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.
2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.
3.Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, лента (1большая и 8 маленьких), 2 чашки с чистой и грязной водой, трубочка , 2 ложки, рыбка с ведром, рыбки 5 штук, экологический макет реки, 3 макета фабрик, рисунок лодки на ватмане, шапка эколога.
Раздаточный материал: мелкие фигурки рыб на каждого.
Словарная работа:
Обогащение словаря: эколог, глобус, очистные сооружения.
Активизации словаря: прозрачная, водная среда, модель земли - глобус.
1. Введение в проблемную ситуацию. Мотивация.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами два озера.
Одно озеро больное, а другое здоровое. Наша задача: узнать, где какое озеро.
Опыт 1. «Найди здоровое озеро»
Воспитатель: Возьмите чайную ложку, опусти ее в озеро с черной водой.
-Видна ложка?
Ответ ребёнка: Нет, вода мутная, не прозрачная, и т.д.
Воспитатель: Какое это озеро? Здоровое или больное?
Воспитатель: А теперь Дима опустит ложку в другое озеро. Видна ложка? (да) Какая здесь вода (чистая, прозрачная). Значит это озеро здоровое.
Воспитатель. - Ребята, для того чтобы рыбка жила в воде ей необходим воздух, чтобы она дышала.
Проверим, есть ли воздух в этом озере. Опустите трубочку в воду и подуйте.
Что вы видите?
Дети: Пузырьки появились на поверхности воды.
Воспитатель: Итак, в воде есть воздух, а значит, наша рыбка сможет в этом озере жить. (поселить в этом озере рыбку).
2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: В природе все взаимосвязано - погубили реку, погибло все вокруг: животные, птицы, насекомые, растения и т.д.
Вода источник жизни на Земле, ее нужно беречь.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Кому помогли? Зачем нам нужна вода?
Ответы детей….
Задание 5
Причины и последствия обнаружения следов крысы около жилых зданий и детских учреждений. Меры предотвращения данных последствий.
Крыс относят к опасным млекопитающим. Они портят продукты, электропроводку, строительные материалы. Грызуны с лёгкостью справляются с любой деревянной конструкцией и пенопластом. По следам на снегу можно обнаружить их гнёзда.
Самой распространенной крысой является пасюк, следы которого очень похожи на всех мышевидных. Однако лапы чуть крупнее.
Отпечатки лап крыс в зависимости от способа передвижения
В темном помещении следы крысы расположены попарно и поочередно. По одной стороне отпечаток передней и задней лапы, затем в той же последовательности на другой стороне. Создается ощущение, что зверёк крадётся по ниточке.
Рикошетирующие скачки – когда крыса отталкивается передними лапками, затем задними, приземляется на передние. Другой тип прыжков – когда крыса группирует тело как пружину, отталкивается задними лапами и заносит их впереди передних.
Особенности передвижения крыс зимой.
Именно в снегу распознать отпечатки лап крыс проще всего. От высоты снежного покрова зависит тип передвижения грызунов.
В сугробах крыса прыгает, но глубина сугробов создаёт препятствия. В связи с этим и сами следы меняются.
В сугробах.
Интервал уменьшается до 20 – 40 см. Дорожка около 7 см. Видны следы хвоста. При больших сугробах прыгает 1 раз, чтобы погрузиться основательно и начать прокладывать ход. Это напоминает траншеи. Отпечатки почти не видны.
В неглубоком снегу.
В таких условиях у грызуна есть несколько способов перемещения. Самый распространённый – скачки. Толчок делают лапами передними, а потом – задними. Это способствует вытягиванию тела и группировке.
Чувствуя землю, отталкивается заново. Спокойное состояние подразумевает неровные следы. Отпечаток раздвинутый и не параллельный говорит о присутствии мышей или полёвок.
Отпечатки лап мышей.