Файл: Методики, авторы, на какие психические процессы направлена.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Напишите психологическую характеристику ребенку младшего школьного возраста. При написании характеристики укажите методики диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).
Барсегян Артур Саргисович
11.03.2014г
Ученик 1 "А" класса общеобразовательной школы, обучается на индивидуальном обучении.(ребенок с диагнозом ЗПР)
Мальчик из неполной семьи, отец проживает отдельно. Взаимоотношения с матерью доброжелательные. Дошкольное образовательное учреждение посещал. Внешне мальчик выглядит на свой возраст. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Ведущая рука – правая.
В процессе обследования выявлены следующие особенности:понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны, смеется, без разрешения берет предметы со стола. Отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость,нестабильность.Начинает отвечать, не дослушав вопроса, переводит разговор на другую тему, перебивает. Ребенок часто испытывает трудности при действии по словесной инструкции, требуется внешняя стимулирующая помощь.
1. Общая осведомленность
Представления достаточно конкретны, уровень знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы. Словарный запас соответсвует возрасту, произношение нечеткое.
2. Особенности внимания и восприятия
Наблюдается недостаточный уровень объёма, концентрации, распределения и неустойчивости внимания. Быстро отвлекается на внешние раздражители. Слабо развито именно произвольное внимание. Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров) соответствует средним показателям возрастной группы.
Восприятие формы и цвета: соотносит предметы по форме, выделяет по слову и называет геометрические фигуры, цвета
3. Особенности памяти
Объем слуховой кратковременной и долговременной памяти ниже возрастной нормы. Сохранение информации затруднено. Объем долговременной памяти низкий уровень развития. (Методика Лурия-3-4-4-4-5 слов, через час 3 слова).
При воспроизведении текста концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.Общий уровень развития памяти ниже возрастной нормы.
4. Особенности внимания и мышления:
Преобладает наглядно-действенное мышление.
Наглядно - образное мышление только в случае поэтапного расчленения задания.
В первую очередь страдает словесно-логическое мышление из-за расторможенности и плохой переключаемости.(методика Т.Е. Рыбакова) При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей нужна обучающая помощь, самостоятельно не выполняет. Обобщает с помощью взрослого по ситуативным, функциональным признакам. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью.Осуществляет простейшие классификации (игрушки, посуда, фрукты, одежда).
5. Особенности развития временных представлений. Знания о временных представлениях соответствуют возрасту. Знает, но путает последовательность, количество месяцев в году, частей суток. Может дать им описание. Признаки времен года сформированы.
6. Особенности речевого развития. Объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов соотвествуют возрастной норме. Речь концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания рассказа. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Наблюдаются нарушения в звукопроизношении, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком распространенные, полные. Ребёнок с трудом концентрируется при чтении и письме, время от времени отвлекается на посторонние действия.
6. Развитие познавательной активности, самостоятельности
Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Преобладание игровой мотивации. Низкий уровень познавательной активности.Общение с взрослыми: требования и просьбы воспитателей не всегда выполняет, не соблюдает дистанцию в общении.Общение со сверстниками: хочет быть главным в детском коллективе, но лидерские качества отсутствуют, т. к. не умеет договариваться и идти на уступки, сразу проявляет агрессию. Не может контролировать и регулировать свои действия.
Навыки самообслуживания и гигиенические навыки сформированы. Все разбрасывает, но кладет одежду и игрушки на место.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и правил поведения в среде (группе) сверстников. При составлении подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.
1) Зоопарк.
Цель: снятие телесных зажимов, развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов.
Возраст: 5-6 лет.Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами.Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
2) Войди в круг — выйди из круга.
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Возраст: 6-7 лет.
количество играющих: не больше 10 человек.Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
3) Поварята.
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Возраст:старше 5 лет.Количество играющих: группа детей.Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь
еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
4) Зеркала.
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.Количество играющих: группа детей.Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.