Файл: Государственная политика и система управления в градостроительной сфере города Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности

1.2. Роль государства в развитии градостроительной деятельности

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы

2.2. Анализ градостроительной деятельности на территории ТиНАО города Москвы

3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью

3.2. Предложения по совершенствованию системы государственного управления градостроительной деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

преимущественно мелкие и средние строительные компании, а крупные застройщики почти отсутствуют.

Проведенный в исследовании анализ жилищного строительства на территории Новой Москвы показал, что эта территории начала активно застраиваться. Пока выявлена дифференциация в темпах застройки Новомосковского и Троицкого округов. Наибольшая активность прослеживается в Новомосковском административном округе. Это говорит о сохранении тенденции волновой застройки пригородных зон, которая наблюдалась с начала 1990-х гг. и была характерна для всех окружающих Москву территорий.

Москва является мощным центром притяжения, системой отсчета для своих пригородов, и Новая Москва пока не исключение. В характере и типе застройки также проявляется развитие Новой Москвы как одного из столичных пригородов – строится преимущественно многоэтажное дешевое жилье, формирующее подобие многочисленных «спален» вокруг столицы. Так идет освоение Новой Москвы бизнесом.

Замыслы правительства по развитию Новой Москвы заключаются в создании здесь точек притяжения, которые бы стали альтернативой центральному району Москвы. После проведения международного конкурса на разработку концепции по развитию Московской агломерации,территории Новой Москвы и проектировку административного центра на ней,от которого власти Москвы ожидали ответа на вопрос, что такое территория Новой Москвы и как лучше ее воспринимать, от полноценного переезда федеральных органов власти на сюда отказались, а сильно пересмотренные предложения команд и собственные идеи власти легли в основу разработки концепции 12 точек роста, которая сейчас принята к реализации. Пока новая концепция существует преимущественно в виде идеи, разработка градостроительной документации еще не закончено. После некоторых корректировок решено остановиться на создании нескольких функциональных центров притяжения, территориально привязанных к существующим населенным пунктам.

Планируется создание административного, логистического, рекреационного, научно-исследовательского, агропромышленного центров и аэрокластера. Однако пока не совсем понятно, какими средствами и стимулами планируется привлекать в эти новые точки активность
, которые к тому же, как показал анализ, не обладают необходимыми ресурсами. Более того функцию, которые намечены к развитию, не представляют собой нечто уникальное, они развиты и успешно существуют и в Москве и в ее городах-спутниках, поэтому существует вероятность, что одновременное развитие этих функций на территории старой и Новой Москвы приведет к неконкурентоспособности последней. Более того территориальное развитие Москвы идет автономно и не вписывается в логику регионального развития столичного региона. По сути получается, что ведется строительство нового города-миллионера близ Москвы, который планируется обеспечить рабочими местами, которые предполагается создать в намеченных точках роста, успешное развитие которых впрочем вызывает сомнения.

Если Новая Москва идет именно по такому пути, то основной перспективой и угрозой ее развитию будет создание огромной «спальной» периферии, существенно удаленной от Москвы, но крепко связанной с ней ежедневными маятниковыми миграциями.


3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью


Отсутствие наработанной градостроительной документации, которая позволила бы предлагать потенциальным застройщикам и инвесторам целый комплекс участков под застройку, отсутствие гласности и открытостипри размещении застройки в условиях реконструируемой городской среды, спонтанность и хаотичность принятия решений по вопросам строительства, нежелание и неумение властей вести гибкую градостроительную политику в интересах жителей города – все это приводит к многочисленным конфликтам с населением, к беспомощности властей в деле урегулирования правовых нарушений. В этой ситуации правомерен вопрос, а умеют ли и желают ли власти организовать процесс общения с заказчиками и инвесторами так, чтобы это общение приносило положительные результаты для города в целом.

«Государственное регулирование частных интересов» в сфере формирования среды жизнедеятельности человека особенно актуально в условиях России с её гигантскими территориями, слабой градостроительной освоенностью Сибири и Дальнего Востока, оторванностью удалённых регионов от центра, веером разнообразных природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и прочих условий. Это большая и сложная работа, которую необходимо делать шаг за шагом [19; с. 104].

Мировой опыт свидетельствует о том, что система государственного регулирования частных интересов в правовых рамках, обеспечивающая гармоничность формирования среды жизнедеятельности человека, входит составной частью в программы национального развития практически всех передовых стран. И наша история убедительно говорит о том, что градостроительство, изначально считавшееся на Руси государевым делом, всегда являлось средством решения государственных вопросов державного строительства» [1; с. 184].

В условиях непомерно затянувшегося переходного периода в России требуется серьезная корректировка государственной градостроительной политики, пересмотр основных положений действующего Градостроительного кодекса РФ, развитие основного градостроительного закона системой подзаконных актов на уровне регионов. Все это возможно, по-видимому, только при восстановлении разрушенной государственной вертикали управления и контроля в градостроительной сфере, что в специфических условиях России крайне необходимо.


В настоящее время система управления градостроительством в России далеко от совершенства. К числу проблем управления градостроительством в Российской Федерации можно отнести:

  • отсутствие правовой легитимности управления градостроительством, поскольку Конституция Российской Федерации не относит вопросы градостроительства к вопросам государства, а передает их только на уровень субъекта РФ;

  • произвольное распределение функций по уровням управления, не позволяющее принимать весь комплекс решений на одном уровне управления;

  • нарушение базовых принципов управления сложными иерархическими системами, что приводит к разрыву управленческих связей между региональным уровнем власти и местным самоуправлением: управленческие воздействия не поступают на нижний этаж пирамиды власти;

  • отсутствие единой задачи развития систем расселения в каком-либо виде — Схемы территориального планирования Российской Федерации, Градостроительной доктрины Российской Федерации, что оставляет процесс подготовки градостроительной документации без ориентиров, принципов и задач градостроительного развития страны и ее регионов;

  • пренебрежение достижениями отечественной градостроительной науки при определении развития систем расселения, сведения их к вопросам землепользования, что не может задать правильное развитие градостроительных объектов, соответствующее их имманентным свойствам, фазам развития и топологии пространства, в котором эти объекты размещены.

Формирование законодательства — это единственное, что делает в настоящее время федеральная власть в плане управления градостроительной деятельностью. Однако это законодательство (Градостроительный кодекс РФ) имеет большое количество несоответствий существующему законодательству России, включая действующую Конституцию РФ, которая никоим образом не касается вопросов градостроительной деятельности и не связывает их с обязанностями государства. Между тем в такой территориально неоднородной стране, как Россия, понятие «градостроительство» должно быть внесено в число конституционно определенных, как это сделано в конституциях зарубежных стран.


Идеальная модель управления градостроительной деятельностью состоит из трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Федеральный уровень оказывает воздействие на концептуальный и законодательный уровни пирамиды власти, являясь инициатором формирования и изменения законодательной базы градостроительной деятельности [18; с. 33].

Региональный уровень власти должен активно влиять на законодательный уровень управления градостроительством и оказывать определяющее влияние на подготовку градостроительной документации, связывая воедино разнообразные интересы в масштабе региона и входящих в его состав муниципальных образований.Муниципальный уровень влияет исключительно на процесс производства градостроительной документации, интересы муниципалитетов по своей природе предельно конкретны и связаны с обслуживанием определенной территории. Однако в России реальное положение дел иное.

Среди всех органов федеральной власти, способных влиять на градостроительную политику в России выделяется Министерство регионального развития, статус которого был поднят за счет включения в него ряда федеральных структур и резким расширением круга полномочий министерства, Сочетание большого количества полномочий и большого количества департаментов, отвечающих за их реализацию приводит на практике к нерешенности значительного круга проблем территориального развития.

Что же касается управления градостроительством на региональном уровне, то исследование статуса органов управления градостроительством в 60 регионах России по состоянию на ноябрь 2010 г. показало, что

  • статус учреждений, занимающихся управлением градостроительством в регионах различный (управления, департаменты, министерства), соответственно и положение таких органов в региональной иерархии власти различается;

  • в общей структуре большинства региональных органов нет понятия «градостроительство»;

  • в большинстве регионов не рассматривают градостроительство и задачи управления им как приоритетные и произвольно соединяют органы, ответственные за управление градостроительством с органами, работающими областях ЖКХ, дорожного хозяйства, развития инфраструктуры, строительного комплекса, транспорта, жилищной политики [18; с. 35].

Таким образом, органы власти ни федерального, ни регионального уровней не готовы к эффективному осуществлению управления градостроительной деятельностью в России,