Файл: Государственная политика и система управления в градостроительной сфере города Москвы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и нормативно-правовое регулирование градостроительной деятельности
1.2. Роль государства в развитии градостроительной деятельности
2.1. Характеристика Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы
2.2. Анализ градостроительной деятельности на территории ТиНАО города Москвы
3.1. Современные проблемы управления градостроительной деятельностью
– №526013-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерациии Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в которомпредлагается наделить органы государственного строительного надзора правом проводить проверки объектов капитального строительства, в отношении которых государственный строительный надзор не осуществляется, при поступлении в указанные органы информации о нарушениях при строительстве, реконструкции таких объектов.
– №171692-6 «О внесении изменения в статью 54 Градостроительного кодекса РоссийскойФедерации» (в части расширения перечня объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор).
– №260499-6 «О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса РоссийскойФедерации» (в части введения экспертизы проектной документации отдельных видовобъектов капитального строительства в целях создания условий для беспрепятственногодоступа инвалидов к таким объектам).
– №653456-6 «О внесении изменений в часть 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части сокращения перечня объектов капитального строительства,в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации).
12. Правовое обеспечение условий сохранности компенсационных фондов саморегулируемых организаций.
Формирование компенсационного фонда СРО несет социальную функцию и направлено на возмещение ущерба жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и юридическихлиц, причиненного в результате выполнения строительных работ на объектах капитального строительства. Вместе с тем участившиеся случаи банкротств кредитных организаций создают реальную угрозу всей системе саморегулирования в строительном комплексе. В этих условиях вопросы обеспечения сохранности компенсационных фондов СРОимеют первостепенное значение [12; с. 18].
18 марта 2017 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона №714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающий полномочия Правительства Российской Федерации по установлению требований к размещению средствкомпенсационных фондов.
13. Усиление ответственности СРО за выполнение возложенных задач в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Учитывая сложившуюся негативную правоприменительную практику деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства, необходимо обсудить следующие меры, направленные на усиление ответственности СРО:
– Уточнение условий членства и прекращения членства в СРО (конкретизация порядкаприема в члены СРО и сроков выдачи свидетельства о допуске к определенному видуили видам работ).
– Введение запрета на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку. В случае уплаты взноса в компенсационный фонд третьими лицами предусматривается обязательное предоставление членом СРО документов, подтверждающих наличие встречныхобязательств между третьим лицом, осуществившим уплату взноса в компенсационный фонд, и членом СРО, за которого были исполнены обязательства по уплате взносав компенсационный фонд.
– Введение обязательности рассмотрения в СРО жалоб и обращений на действия ее членов.
– Внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе» [5] в частиурегулирования вопросов,связанных с размещением рекламы деятельности СРО.
– Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности СРО и их должностных лиц за несоблюдение требований законодательства по контролю над деятельностью своих членов и занепредставление или несвоевременное представление документов и сведений, перечень которых установлен законодательством о саморегулируемых организациях, или представление недостоверных сведений.
14. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации для ихприведения в соответствие Кодексу, так как до сих пор в ряде федеральных законов сохраняются положения, ему не отвечающие.
Например, в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 года №4292-I «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [6], Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [7], Федеральном законе от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [8], Федеральном законе от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельностив Российской Федерации» [9] используется терминология Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года. Кроме того, последний из перечисленных законов предусматривает необходимость получения архитектурно-планировочного задания, чего делатьуже не требуется со дня вступления в силу Кодекса.
На решение указанных вопросов направлен проект федерального закона №432575-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса РФ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание универсального законодательного механизма, регулирующего отношения множества лиц при осуществлении всех видов градостроительной деятельности и обеспечивающего устойчивое развитие территорий на основе баланса публичных и частных интересов, является очень сложной задачей. И это задача не только Градостроительного кодекса РФ, но и ряда иных нормативных правовых актов различных отраслей российской правовой системы.
В рассматриваемой сфере приняты и действуют множество нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты ведения градостроительной деятельности. Но, к сожалению, несмотря на это, количество нарушений градостроительного законодательства не уменьшается. Причинами этого являются, в том числе, недостаточная информированность населения и должностных лиц коммерческих организаций о действующих градостроительных нормах, а также «тяжелый» для понимания язык законов, регулирующих данную сферу, что затрудняет использование законов. Не специалисты не способны понять действующие нормы, а возможности нанять хорошего специалиста есть не у каждой организации или гражданина. Также причинами нарушений являются излишние бюрократические проволочки при получении разрешений и согласований на строительство и реконструкцию. И, видимо, недостаточно строгая юридическая ответственность за указанные нарушения.
Цели и задачи, поставленные перед институтом саморегулирования, к настоящему времени не достигнуты. Действующие ныне положения Кодекса позволяют СРО самоустраняться от контроля над деятельностью своих членов или проводить его лишь формально, на бумаге. Деятельность многих СРО фактически сведена лишь к выдаче строительным организациямсвидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства. Можно сделать вывод, что СРО «коммерциализировались». Этот вывод подтверждается результатами деятельности Ростехнадзора за последние годы.
Зарубежный опыт развития застроенных территорий предусматривает финансирование за счет средств государственного бюджета, тем самым, решая вопросы градостроительной политики не только в отношении организационного управления органами государственной власти, но и достижения экономического эффекта.
В развитых странах правовые методы регулирования градостроительной деятельности доказали свою эффективность, базирующуюся на открытости и демократичности общества, активности населения в процессе разработки планов и контроля их выполнения, традиционном законопослушании граждан. Единообразие правил и обязательность следования им для всех типов собственников территории отодвигает власть от непосредственного управления развитием градостроительной системы, создает предпосылки для проявления самоорганизации населения и развития партнерства между городскими властями и всеми другими субъектами градостроительной деятельности.
Анализ градостроительной деятельности в ТиНАО показал, что одним из условий развития города является создание центров градостроительной активности на присоединенной территории. Приоритетной задачей градостроительного развития новой территории Москвы является создание условий для строительства новых мест приложения труда.
Отсутствие наработанной градостроительной документации, которая позволила бы предлагать потенциальным застройщикам и инвесторам целый комплекс участков под застройку, отсутствие гласности и открытости при размещении застройки в условиях реконструируемой городской среды, спонтанность и хаотичность принятия решений по вопросам строительства, нежелание и неумение властей вести гибкую градостроительную политику в интересах жителей города – все это приводит к многочисленным конфликтам с населением, к беспомощности властей в деле урегулирования правовых нарушений.
В настоящее время система управления градостроительством в России далеко от совершенства. К числу проблем управления градостроительством в Российской Федерации можно отнести:
-
отсутствие правовой легитимности управления градостроительством; -
произвольное распределение функций по уровням управления, не позволяющее принимать весь комплекс решений на одном уровне управления; -
отсутствие единой задачи развития систем расселения в каком-либо виде — Схемы территориального планирования Российской Федерации, Градостроительной доктрины Российской Федерации, что оставляет процесс подготовки градостроительной документации без ориентиров, принципов и задач градостроительного развития страны и ее регионов; -
пренебрежение достижениями отечественной градостроительной науки при определении развития систем расселения, сведения их к вопросам землепользования, что не может задать правильное развитие градостроительных объектов, соответствующее их имманентным свойствам, фазам развития и топологии пространства, в котором эти объекты размещены.