Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста (ДО)

Самостоятельная работа по теме 2.1

Цель: закрепить знания о психологических особенностях общения детей дошкольного возраста со сверстниками, сформировать умение применять полученные знания в работе с родителями (законными представителями).

 

Задание 1.

А) Проведите диагностическое обследование одного ребенка с целью выявления представлений о состояниях и переживаниях сверстника по предложенной методике.

Методика изучения представлений дошкольника о состояниях сверстника Е.О. Смирновой, В. М. Холмогоровой

Цель: выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника.

Проведение исследования: с детьми проводится индивидуальная беседа. Ответы ребенка заносятся в протокол.



Вопросы к беседе

Ответ ребенка

1.       

Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?

 да

2.       

Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?

 2

3.       

Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?

 2

4.       

Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?

 2

5.       

Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?

 2

6.       

Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?

 1

7.       

Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?

 2

8.       

Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?

 2

9.       

Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?

 1

10.    

Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?

 2


 

Обработка результатов:

Вопросы 3,4,5,8,9 позволяют судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки.

При ответах на указанные вопросы фиксируются:

а) адекватность оценки — 2 балла;

б) вариант ответа «не знаю» — 1 балл;

в) отсутствие ответов - 0 баллов.

 

Б) Определите уровень сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки по следующей шкале:

Высокий уровень — 8-10 баллов.

Средний уровень — 5-8 баллов.

Низкий уровень — 0-5 баллов.

 

Задание 2. Составьте мультимедийную презентацию для родителей (законных представителей) на тему: «Конфликты детей дошкольного возраста со сверстниками». Обязательно укажите, какие особенности характерны для взаимодействия детей, а также дайте рекомендации родителям, как вести себя в конфликтных ситуациях между детьми.

Возможные причины трудностей в отношениях со сверстниками

Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игра, именно здесь чаще всего и возникают конфликты между детьми. Конфликтный ребенок в большинстве случаев не владеет в должной мере игровыми умениями и навыками. Игра же организованная сверстниками, связана со множеством таких проблемных ситуаций, как выбор темы, определение участников, подбор игрового материала, распределение ролей, обсуждение замысла и т.д. Конфликтный ребенок не всегда может самостоятельно разрешить такие ситуации, а если и разрешает, то часто с позиции силы, ему трудно поддержать игровую инициативу сверстников. Все это ведет к усилению конфликтных проявлений у ребенка и, в результате, к его неприятию в группе сверстников.

Способы поведения ребенка в конфликте со сверстниками

Выделяют способы поведения дошкольников в конфликте: доминирование и подчинение. Они могут быть положительными и отрицательными, вербальными и действенными, сильными и слабыми.

Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении формы положительного доминирования, т.е. умение помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, а также те, у кого присутствуют формы положительного подчинения, т.е. доверчивость, умение радоваться успехам других, внимательно слушать, легко воодушевляться.

Отрицательное отношение и непризнание вызывают:



·        Агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т.е. те дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, призывают, нападают, ругают);

·        Пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные дети, т.е. те, у кого преобладают формы отрицательного подчинения (уступают, подчиняются, переживают, терпят);

·        Дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями.

Дошкольник склонен использовать одну стратегию поведения в конфликте чаще, чем другие. Так, преобладающей стратегией во взаимодействии малообщительного ребенка с другими детьми считается подчинение, для агрессивного ребенка с другими детьми считается подчинение, для агрессивного ребенка в большей степени характерна стратегия доминирования, миролюбивые дети чаще используют стратегию равенства. Та или иная стратегия поведения в конфликте влияет на характер дальнейшего общения дошкольников со сверстниками и на их личностное развитие. Ребенок-диктатор, получая поддержку детской группы, со временем становится еще более эгоистичным, самоуверенным, авторитарным. Он не слышит и не желает слушать сверстника, не хочет идти ни на какие компромиссы. У детей с преобладающей стратегией подчинения может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.

Таким образом, закрепляется соответствующий вариант поведения в конфликте (диктаторство или приспособление). В последующем ребенок ведет себя в проблемных ситуациях довольно стереотипно, шаблонно; его поведение лишено какой-либо гибкости, вариативности.

  • В каждой конкретной ситуации необходимо понять, чего добивается ребенок и по какой причине он это делает.

  • Оказывая на ребенка воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.

  • Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.

  • Тихий, застенчивый ребенок нуждается в вашей помощи еще больше, чем отъявленный хулиган.

  • Невозможно проявлять доброжелательность избирательно – будьте доброжелательны ко всем детям.

  • Используйте «Я» - послания, а не «ты» - осуждения, то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя, а делясь с ним переживаниями.

  • Осуществляйте «мы» - подход, говоря о ситуации, предлагайте выход, решение проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант.

  • Говорите открыто, дружелюбно. Ваши слова, интонации, жесты, мимика должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.

  • Постарайтесь создать такие условия, где отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.

  • Воспитание на принципах сотрудничества – главное условие предотвращения проявления агрессивного поведения.