Файл: Проблема формирования самооценки старшего школьника в процессе социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт педагогики и психологии

(Кафедра социальной педагогики и психологии)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

На тему: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Код и направление подготовки: 37.03.01 Психология_____

Направленность (профиль) образовательной программы:

________Социальная психология развития_______





«Допуск к защите» _________________________

(к защите / снять с защиты)


Выполнил:

студент __1__ курса

группа №_103_________

Помазков Алексей Александрович
Научный руководитель

___________________

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессор кафедры

Доктор педагогических наук

А.В. Пищелко

Проверка на объем заимствований:

____ % авторского текста


«Оценка» ____________/____________

(Итоговая сумма баллов

Оценка)






М осква – 2023 год

Оглавление


1.1. Возрастные особенности этапа юности. 5

1.2. Социализация в юношеском периоде. 7

1.3. Связь самооценки и социализации. 10

1.4. Особенности самооценки старшего школьника. 14

1.5. Рекомендации старшеклассникам, их родителям и учителям по регуляции самооценки 19



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность

Время окончания старших классов, начало юности – один из сложных этапов жизни каждого человека, оказывающий значительное влияние на последующую судьбу. Это время перехода во взрослую жизнь, когда оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, формирующие дальнейший путь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость. Этот этап можно охарактеризовать частым наличием таких проблем, как неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, одиночество, проблемы в отношениях с родителями.

В процессе своей социализации человек постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны родителей, учителей, сверстников, так и от общества в целом. Социализация — процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, адаптация к социальной среде, усвоение норм общения и социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни. Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но как один из наиболее формирующих периодов для социализации можно выделить именно юность, тесно связанную с поиском идентичности и самоопределением.

На основе оценок своих действий «извне» в процессе социализации каждого человека происходит формирование самооценки, которая основывается на знаниях, полученных в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими.

Выбранная тема является актуальной, потому что исследуемый возрастной этап играет важную роль в формировании человека как зрелой личности и характеризуется частым наличием неразрешённых проблем, связанных с формированием самооценки и протеканием социализации.

Объект исследования – самооценка и социализация.

Предмет исследования – самооценка и социализация учащихся 10-11 классов.

Задачи исследования:

1) изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

2) изучение теоретических основ социализации и самооценки личности;

3) создание рекомендаций для стабилизации процессов, связанных с социализацией и формированием самооценки у старшего школьника.

Цель исследования – выявление особенностей формирования самооценки старшего школьника в процессе социализации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1. Возрастные особенности этапа юности.


Обучение в старших классах школы приходится на ранний этап юности по возрастной периодизации Валерии Сергеевны Мухиной. Каждый этап, включая юность, предполагает прохождение определённых препятствий, разрешение задач и совершение важных жизненных выборов. Юность отделяет отрочество от взрослости, отделяет стремление казаться взрослым от становления им и обретения личностной зрелости. Этот период характеризуют прежде всего вопросы выбора жизненных ценностей и самоопределения, идентификации. В самоопределении – личностном, социальном, профессиональном, духовно-практическом и состоит главная задача периода. В старших классах происходит поиск профессии, связанный с подготовкой к государственным экзаменам и поступлением в ВУЗ. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши или девушки занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире.

В юности человек формирует своё отношение к себе, другим людям и окружающему миру, задавая себе вопросы. Окончательно формируется морально-нравственная система координат, согласно которой человек оценивает себя. Вот что В.С. Мухина пишет об этом:

«Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной».

В период юности человек пытается отыскать своё место в этом мире, что затрудняется недостаточным количеством практического жизненного опыта. Как и в отрочестве он продолжает активно рефлексировать, выстраивать способы своей коммуникации, созидать свою личность, но всё ещё остаётся легкоранимым.

«Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.»

Вывод:

Старшие классы – это время активного поиска себя и своего места в мире, профессионального самоопределения и подготовки к поступлению в ВУЗ. Вступив в ранний этап юности, человек проживает окончательное формирование внутренних ценностных ориентиров на пути к личностной зрелости и взрослости.

1.2. Социализация в юношеском периоде.


Итак, стремясь прежде всего к самоопределению, юноша познаёт себя – наедине с самим собой и в социуме. Социализацию можно определить как процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта, превращение человека в полноценного члена общества. Несмотря на схожесть проблем в юности у всех индивидов, преодоление этих проблем и взросление протекают неодинаково. Это может проявляться как в межличностной неравномерностью (отличиями между сверстниками), так и во внутриличностной (выделяющиеся особенности умственного, нравственного, физического или полового развития). Когда происходит десинхронизация межличностных (стремления к социальности) или внутриличностных (стремление к индивидуальности) категорий, это может вызывать досаду, гнев или апатию от непонимания. Это в свою очередь мотивирует человека к самопознанию, чтобы лучше понимать и должным образом оценивать себя на фоне психологических контрастов. Выходя из привычного состояния, человек обретает новые психические навыки, чтобы вновь вернуться к единству противоположностей, но уже на новом уровне личностного развития.

С одной стороны, особенности социализации в раннем юношеском периоде могут быть охарактеризованы спадом конфликтности, негативизма, уровня тревожности, и в то же время улучшением коммуникабельности, физического и эмоционального самочувствия.

Но с другой стороны, одновременно в этом же возрасте проявляются особые психологические контрасты: как в социуме (у юношей и девушек акцентуируется характер, усиляется внимание к внутреннему миру, интроверсии), так и наедине с самим собой (нередко проявляется обострённым чувством одиночества).

Например, Игорь Семёнович Кон писал, что в зависимости от индивидуальных особенностей существует три типа развития личности в юности.

Одни испытывают большие эмоциональные трудности, сталкиваются психологическими кризисами, сопровождающимися межличностными и внутриличностными конфликтами.

У других юность протекает плавно, им не свойственно заводить романтические отношения, характерные для этого возрастного этапа, они легко входят во взрослость, но делают это пассивно, формирование самостоятельности может замещаться механизмами приспособления.

Третьи характеризуются наличием самодисциплины, стремлением к достижениям, самоконтролем, но низкой эмоциональностью. Их жизнь часто сопровождается скачкообразными изменениями, но это не способствует эмоциональным срывам.

В то же время существуют значительные половые различия в процессе формирования личности на этом возрастном этапе. Они проявляются как в направленности интересов и специфике эмоциональных решений, так и в структуре общения, критериях самооценки. Центральный приоритет юношей – их профессиональное определение, они склонны считать себя менее общительными и жизнерадостными, чем их сверстники, но обладающими добротой и способностью понять другого человека. Для девушки более важным пунктом являются социальные отношения, а не профессиональная идентификация, они как правило считают себя более искренними, верными и справедливыми.

В юношестве многим свойственно преувеличение собственной индивидуальности, которое с возрастом проходит, не ослабляя собственно индивидуального начала. Напротив, с возрастом человек ещё больше ощущает своё отличие от «усредненного» сверстника.

Нередко осознание своей индивидуальной неповторимости навевает чувство одиночества.

Собственное «Я» может переживаться как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Происходит рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, усиляется потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

Как писал И.С. Кон:

«Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения».

Вывод:

Несмотря на схожесть проблем и задач в старших классах, все проходят процесс социализации совершенно по-разному. Приоритет юношей как правило направлен на будущую профессию, девушек – на отношения. Нередко наблюдается тенденция к обособлению. Человек лучше познает себя и окружающих людей, формируя устойчивую систему мировоззрения, отношения к окружающим и к окружающему миру. Происходит накопление ценного социально-психологического опыта.

1.3. Связь самооценки и социализации.


Итак, в период юности восприятие себя продолжает трансформироваться, формируется новое отношение к себе. Оценка своего «Я» приобретает иные формы в соответствии с собственной выработанной системой ценностей, взглядами и убеждениями, результатами деятельности, наконец, оценкой окружающих людей.

Это связано с процессом социализации, то есть человек, пройдя путь онтогенетической идентификации с другими людьми, перенимает наиболее важные и необходимые для зрелой личности социальные качества, а также правила поведения в обществе.

Приобретая опыт взаимодействия в социуме, социализируясь, юноша занимается идентификацией, обособляя тенденции социализации. Проживая эмоциональный опыт, будь то опыт переживания наедине с самим собой или при социальном взаимодействии с людьми, человек обогащается духовно, двигаясь в направлении идентификации.

Человек выступает в роли активного субъекта социальных отношений, объективно отражая усвоенный социальный опыт. Влияние на этот процесс оказывают социокультурный фактор среды, личные черты характера и особенности развития индивида; человек может в разной степени быть открыт к усвоению социального опыта. Человек осмысляет на сознательном уровне или напрямую усваивает социальные проявления и тенденции. Социальное фактически становится индивидуальным, отражаясь в личностных характеристиках человека.

Взглянем на вопрос впитывания социальных тенденций и ориентиров и восприятия себя и с другой стороны. Человек может ассоциировать себя не только с самим собой, но и с социальными группами, частью которых является. Лоренц Кольберг писал о том, что в период юности групповой уровень идентичности является преобладающим, т.е. ценности юноши и оценивание им себя исходят из мировоззренческих и поведенческих установок референтной группы. В таком случае юноша буквально формируется средой, перенимая от неё ценностные ориентиры, как есть. Однако преодоление такого феномена можно охарактеризовать единовременной выраженностью как личностной идентичности (выраженностью индивидуальной позиции), так и идентичности общечеловеческой.

Рассмотрим и другой вариант «растворения» личной позиции индивида. В результате обесценивания значимости важнейших личностных выборов, давления социума и стремления быть лучше для кого-то (как компенсация «не идеальности» в глазах оказывающего давление) юноша может отказаться от принятия собственных самостоятельных решений, ориентируясь лишь на значимое социальное окружение и его оценку.

Альтернативно, может проявиться тенденция отвержения норм и правил, оценок социума, негативным отношением к нему и переживанием собственной исключительности, по существу направленным на борьбу с существующим устройством и позицией общества, а не на собственное самоопределение.

Мы выяснили, что, впитывая социальный опыт по-разному, человек усваивает его. Фельдштейн писал:

«Исследователи, стоявшие у истоков теории социального развития, полагали, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, путем подражания, «вбирания» в себя общих ценностей в процессе общения со значимыми другими, вхождения в социальную среду, приспособления к ней».

Описанный процесс усвоения социального опыта и его перенесения на индивидуальный план подробно описан в отечественной психологии и называется процессом интериоризации (т.е. преобразования структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания). Интериоризация как особенность культурного развития в онтогенезе начинается с раннего детства, и продолжает протекать и далее, не обходя стороной и период юности. Это понятие буквально отвечает на вопрос «каким образом формируются социальные механизмы психики человека в отногенезе?».

Понятие интериоризации обрело особый смысл в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который рассматривал его как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Л.С. Выготский преимущественно пользовался термином «вращивание» (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

«Каждая психическая функция, - пишет Выготский, - появляется на сцене дважды. Сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка». Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, или, как любил говорить Выготский, «вращивания» функции вовнутрь.

«Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функции общения».

Вспомним о трёх стадиях, которые описывают интериоризацию. В детстве провинившийся ребёнок, получая выговор от родителя, испытывает неприятное чувство стыда. Это 1-я, так называемая «внешняя» стадия. Со временем его мозг строит ассоциацию социально неодобряемого действия с неприятным выговором, что заставляет его задуматься, прежде чем совершить это действие, или и вовсе отказаться от него. Это 2-я стадия, характеризующаяся опосредованием, т.е. усвоенным ассоциативным наполнением чего-либо. На 3-й стадии оценочные суждения родителя усваиваются ребёнком как свои собственные, и его внутреннее отношение к социально неодобряемому действию становится неодобрительным. Механизм психики становится внутренним, перейдя от внешнего опосредования ко внутреннему.

Аналогично интериоризация социального опыта нового порядка (связанного с возрастной группой) протекает и в юности, когда человек точно так же усваивает «извне» систему ценностей и ориентиров, с которой соприкасается.

«Таким образом, можно сказать, что через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции. В этом и состоит сущность процесса культурного развития, выраженная в чисто логической форме. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности. Здесь впервые в психологии ставится во всей важности проблема соотношения внешних и внутренних психических функций. <…> Многие авторы давно уже указывали на проблему интериоризации, перенесения поведения внутрь. Кречмер видит в этом закон нервной деятельности. Бюлер всю эволюцию поведения сводит к тому, что область отбора полезных действий переносится извне внутрь».

Говоря об интериоризации отношений общественного порядка, Пётр Яковлевич Гальперин выделяет в действии две основные части: ориентировочную и исполнительную. Производной от них выступает контрольно-корректировочная часть. В теории П.Я. Гальперина ориентировочная основа действия, определяющая оценку своих действий, являясь неким фильтром, занимает ведущее место. Ученый подчеркивает: «Именно ориентировочная часть, а вовсе не все действие представляет предмет психологии».

Изучение психологического механизма интериоризации позволяет понять динамику формирования притязаний, о которых речь пойдёт далее. Личность, внутренне соотнося свои действия и поступки с их результатами, с тем, что будет за ними следовать, прогнозирует её в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике.

Таким образом, говоря об интериоризации, можно выделить, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности.

Вывод:

Социализируясь, человек проходит сложный путь онтогенетической идентификации с другими людьми, перенимая различные социальные качества, правила, устои. Продолжается процесс интериоризации, длящийся с самого детства, социальная система ценностей преобразуется человеком в систему оценивания себя, формируя самооценку. Это особенно важно, потому что именно этап юности определяет становление человека как личности.

1.4. Особенности самооценки старшего школьника.


Прежде чем коснуться изучения самооценки в юношеском возрасте, обозначим основные научные сведения о ней. При отсутствии общепринятого определения самооценки в психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на её суть. В зарубежной психологии широко используется термин «Я»-концепции, обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. Самооценка чаще всего отождествляется с составляющей «Я»-концепции, связанной с отношением к себе или отдельным своим качествам, реже - с образом «Я» или «Я»-концепцией в целом.

Первые разработки в области изучения «Я»-концепции и самооценки бесспорно принадлежат Уильяму Джеймсу, разделившему глобальное, личностное «Я» на взаимодействующие «Я»-сознательное и «Я» как объект. Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. «Я»-концепция – это динамическая система субъективных представлений человека о самом себе.

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает и познаёт себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания и является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, «Я»-концепция и самооценка.

Периодом возникновения сознательного «Я» можно по праву считать именно подростковый возраст и юность, в особенности раннюю, наиболее критический период формирования самосознания. Многие психологи рассматривают развитие системы представлений о себе как центральный психический процесс переходного возраста, предшествующего юности.

В первую очередь самооценка определяет то, что личность о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Самооценка формируется в рамках «Я»-концепции у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Самооценка накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость формирования представлений о себе от внешних влияний может считаться бесспорной, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

С момента своего зарождения самооценка становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: самооценка как средство обеспечения внутренней согласованности, самооценка как интерпретация опыта, самооценка как совокупность ожиданий и притязаний к себе. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

В классической концепции Джеймса представление об актуализации идеального «Я» положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, тот, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ «Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Джеймс определил самооценку с помощью оригинальной формулы:

САМООЦЕНКА = УСПЕХ/ПРИТЯЗАНИЯ.

Этим уравнением он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби (т.е. добиваясь лучших результатов своей деятельности), либо уменьшая ее знаменатель (т.е. понижая планку притязаний, требований к самому себе), поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро было замечено Джеймсом, наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить.

В 15-16 лет особенно актуальна проблема несоответствия «Я»-реального «Я»-идеальному, но, по мнению Игоря Семёновича Кона, это вполне нормальное явление, естественное следствие развития. Расхождение «Я»-реального и «Я»-идеального связано не только с возрастом, но и с интеллектом. Кон отмечает, что у интеллектуально развитых молодых людей различия между качествами, которыми они обладают и которыми хотели бы обладать гораздо выше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.

Самооценка включает совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки); эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая); соответствующая выученная реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным.

Когнитивный компонент - комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Когнитивный компонент отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности - от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании самооценки, разнообразие и широта оценочных суждений о себе, форма (проблематичная или категоричная) выражения суждений о себе. Этот компонент в целом отражает знания человека о себе.

Эмоциональный компонент самооценки - это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений (оценочные характеристики составляющих когнитивной самооценки и связанные с ними переживания), сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания, от меры удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.

В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве; ни то, ни другое, по изысканиям Ирины Ивановны Чесноковой, не может быть представлено в «чистом виде». Знания о себе индивид приобретает в социальных контекстах, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания.

Борис Герасимович Ананьев отмечает, что развитие самооценки происходит еще в дошкольном возрасте под влиянием оценок родителей. Возвращаясь к трудам Л.С. Выготского, можно указать на то, что ребёнок напрямую интериоризирует оценку своего поведения родителями в самооценку. Уже в дошкольном возрасте от характера личных представлений о себе зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребёнку. Самооценка таким образом отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности.

В становлении и развитии самооценки в подростковом, а затем и в юношеском возрасте играет огромную роль открытие своего внутреннего мира. Именно на этом этапе человек открывает свое «Я» и начинает вычленять как значимые для себя те или иные стороны и отдельные виды деятельности, обобщать и осмысливать свои отношения в них и к ним как устойчивые качества своей личности.

Появление адекватной самооценки можно выделить одним из важнейших факторов формирования психологических особенностей развития юношей и девушек. Встречаются люди как с адекватной, так и неадекватной самооценкой, т.е. завышенной или заниженной. У. Джеймс выделял следующие два рода самооценки: самодовольство и недовольство собой.

Завышенная самооценка на данном возрастном этапе характеризуется идеализированным представлением о самом себе и может перерасти во внутренний конфликт личности. Она негативно сказывается на процессе социализации, проявляясь как нежелание признавать свои ошибки и склонность переоценивать возможности. Джеймс приписывал ей характеристики гордости, самодовольства, высокомерия, суетности, самопочитания, заносчивости, тщеславия. Человеку становится сложнее уживаться в коллективе и ему может казаться, что его постоянно недооценивают или завидуют ему, высказывая якобы необоснованную критику. Это может привести к возникновению чувства одиночества и стремления к обособлению.

Однако потребность к обособлению, выражающуюся стремлением сохранить свою индивидуальность и достичь самореализации и признания в обществе, может возникать и от завышенной самооценки, и в ситуации адекватной, и в случае заниженной. Но, как уже было указано, по мнению И.С. Кона в этом возрасте дли индивида свойственно преувеличение собственной индивидуальности.

Для юноши или девушки важно не оказаться в «ловушке одиночества», когда имея затруднения с социальным контактом из-за обособления, человек начинает чувствовать себя одиноко, вновь возрастает чувство непохожести, отрешённости от остальных. Индивид судит о том, что он практически не общается с окружающими, и делает ложный вывод о том, что он сам по себе оторван от остальных.

Заниженная самооценка не выделяется чем-то особенным в данном возрастном промежутке. Её можно охарактеризовать неуверенностью в себе, робостью, излишней застенчивостью, наличием проблемы с реализацией своих целей и занижением их, повышенной ранимостью. Джеймс давал ей характеристики скромности, униженности, смущения, неуверенности, стыда, унижения, раскаяния, сознания собственного позора, отчаяния. Для совокупности представленной модели характерно возникновение комплекса неполноценности, чем и опасна заниженная самооценка. Люди с ней как правило довольно самокритичны, а потому особенно нуждаются в поддержке окружающих друзей и родных.

Адекватная самооценка в исследуемом возрасте характеризуется реалистичным восприятием своих способностей и возможностей и составляет центральный компонент формирования личности в этом периоде. Адекватная самооценка, формируясь в результате социального взаимодействия, также способствует более лёгкому налаживанию контактов с коллективом и с противоположным полом, что особенно важно для этого возрастного этапа.

Вывод:

Имея прежде всего социальное происхождение, самооценка играет предельно важную роль для становления личности юноши, для перехода во взрослость. Самооценка включает понятия внутренний согласованности личности, восприятия опыта, системы притязаний и требований к себе. Адекватная самооценка благоприятствует личностному развитию и становлению, заниженная влияет на личность в деструктвном ключе и требует регулирования.

1.5. Рекомендации старшеклассникам, их родителям и учителям по регуляции самооценки


По мнению Анны Васильевны Захаровой, осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами её наделить. Хотим ли воспитать в себе человека эгоистичного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «Я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития?

«Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, - полагает А.В. Захарова, - а можно строить её как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих».

Итак, заниженная самооценка мешает человеку выстраивать социальный контакт и учиться, влияет на выстраивание неадаптивного образа мышления. Так же как и успешность протекания социализации оказывает формирует адекватную самооценку, адекватность самооценки помогает индивиду успешно социализироваться. Рассмотрим рекомендации, которые помогут протеканию процесса социализации и стабилизации самооценки.

Рекомендации старшеклассникам

Прежде всего стоит обратиться к затронутой ранее концепции Джеймса, который рассматривал самооценку как успех, поделённый на притязания, то есть совокупность результатов деятельности в соотношении к соответствующим требованиям по отношению к себе.

Согласно данному определению, представляется два пути повышения самооценки, которые также могут быть использованы вместе.1-й связан с улучшением «успехов» - повышением результатов своей деятельности, а 2-й подразумевает уменьшение «притязаний», то есть понижение планки требований к самому себе.

  1. «ПРИТЯЗАНИЯ»
    Вариант 1. Избавиться от лишнего.
    Во-первых, говоря о притязаниях, школьник может проанализировать те требования, на которые равняется и по которым оценивает себя. Возможно, часть из них на самом деле не подходит самому человеку, но была навязана авторитетным мнением извне или сформирована на основе ошибочных умозаключений. Сюда можно отнести и притязания, не вписывающиеся в общую картину ценностей индивида и создающие внутренний конфликт личности. Необходимо оставить реальные приоритеты, на основе которых может строиться самооценка. Таким образом, человек может устранить излишние, завышенные и неадекватные (а порой и деструктивные) требования к себе, чтобы сосредоточиться на существенном и подходящем конкретно ему, понижая притязания и повышая самооценку.



  2. «УСПЕХ»
    Вариант 2. Ради чего?
    Во-вторых, уже затрагивая тему «улучшения знаменателя» - повышения результатов своей деятельности, юноше или девушке будет полезным определиться, зачем, ради чего осуществляется та или иная деятельность, в которой необходимо преуспеть. Стремится ли человек к мечте? Сформулирована ли цель, и сформулирована ли корректно? (здесь будет хорошо применима технология «S.M.A.R.T.» для качественной постановки целей) Есть ли то, ради чего все старания, усилия и труд не будут напрасны?
    Это трудные жизненные вопросы, но именно ответ на вопрос «зачем?» определяет ценность и силу всех устремлений для индивида. Ведь именно по успешности своих устремлений человек оценивает себя.

    Вариант 3. Что является помехой?
    Для улучшения своих результатов, не менее важно понять, почему что-то не получается, с чем возникают трудности. Задать себе вопрос: «А что мешает мне делать это лучше, эффективнее?». В современном мире, сравнивая с детством наших родителей, возникает ещё большее число отвлекающих от занятий факторов, способности к концентрации внимания у школьников падают.
    Проиллюстрируем ответ на вопрос «что является помехой?» на примере учёбы, что особенно актуально для старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ. Не смотря на обширный опыт учёбы, немало людей пытаются разобраться, как учиться эффективнее только к старшим классам или даже в институте.
    1) Формирование учебных действий – рациональных приёмов. Зачастую привычные алгоритмы подготовки к занятиям и экзаменам оказываются малоэффективны (например, зебрёжка материала). В противопоставление им можно предложить ряд рациональных приёмов:
    - Осмысленное конспектирование по смыслу или по функциональным связям
    - Использование мнемотехник для запоминания (например, наиболее простого, но эффективного метода «Римская комната»)
    - Рациональное повторение материала по кривой Эббингауза (например, если до контрольной работы остался 1 день, разумно повторить материал сразу же после прочтения, через 20 минут, ещё через час и ещё через 8 часов)
    2) Организация учебных действий – здесь стоит указать на использование для учёбы отдельного места с минимумом отвлекающих факторов, и чёткое разграничение времени под занятия и под отдых.



  3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
    Вариант 4. Общение.
    Вспомним: самооценка формируется в результате интериоризации оценки себя другими людьми и её самостоятельного переосмысления. Разные факторы могут заставить человека изолироваться от социума. Но никто не один, и в случае чувства одиночества, оторванности, самостоятельное выстраивание социального контакта будет правильным решением.



  4. СПЕЦИАЛИСТ
    Вариант 5. Обратиться к психологу.
    Особенно в случае депрессивных расстройств, человек может лишь ухудшать своё состояние попытками разобраться в себе. Психологи компетентны в своём деле, и они есть в школах и других государственных организациях с оказанием услуг на бюджетной основе. Даже один поход к психологу может значительно продвинуть человека к разрешению проблемы в зависимости от её сложности. Старшекласснику, который ни разу не бывал у психолога, следует осознать, что все сталкиваются с проблемами психологического характера, и поход к психологу – это решительный шаг вперёд.


Рекомендации родителям

Прежде всего родителям рекомендуется знать о признаках, указывающих на заниженную самооценку сына или дочери. К ним относятся:

  • Эмоциональная отгороженность

  • Стремление к уединению

  • Нерешительность

  • Скованность движений

Из наиболее базовых рекомендаций можно выделить оказание ненавязчивой эмоциональной поддержки, принятие своего ребёнка таким, какой он есть (если человека принимают окружающие, ему будет проще принять себя самому), воздержание от излишней критики.

Правильным решением со стороны родителя будет также самостоятельное обращение к психологу, который поможет лучше разобраться в конкретной сложившейся ситуации.

Можно ненавязчиво предложить сыну или дочери посетить психолога, подобрав должную аргументацию «за», или в доверительной обстановке обсудить что-то лично.

Рекомендации учителям

Учителя руководят образовательным процессом, и их взаимодействие с учениками (мы рассматриваем прежде всего юношей и девушек с заниженной самооценкой) непосредственно связано с занятиями и школой. Поэтому и специфика рекомендаций будет в первую очередь касаться организации учебного процесса.

  1. Во-первых, не смотря на то что речь идёт о старших классах, педагогу стоит обратить внимание на особенности оценивания и уметь пояснить содержательную сторону оценивания и причины выставления того или иного балла. Вспомним, оценка – субъективный показатель знаний. Не должно происходить ситуаций, когда учащийся подозревает учителя в намеренном занижении балла.

  2. Необходимо следить за социальной обстановкой взаимодействия в классе, стараться поддерживать максимально безопасную с психологической точки зрения обстановку. Травля может встречаться в любом классе школы, а человек, подвергаемый буллингу, интериоризирует унижения вовнутрь, что недопустимо. Важно пресекать попытки унижения, давления, насмешек над кем-то со стороны сверстников. Высказывая замечания, характеризовать поступок, а не личность.

  3. Как было сказано ранее, юноши и девушки с заниженной самооценкой нуждаются в адекватной поддержке. Поэтому оказание поддержки и упор на ожидание успешности будут правильной стратегией.

  4. Кроме того важно избегать сравнивания учеников друг с другом, ведь ранимость, часто свойственная человеку в юношестве, лишь усугубится публичным указанием на то, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Вывод:

Налаживая социальный контакт, или, обратившись к структуре самооценке, повышая эффективность своей деятельности и понижая завышенные притязания, старшеклассник может сделать свою самооценку адекватной. Родители и педагоги, как значимые лица, также могут содействовать более благоприятной обстановке для формирования самооценки старшего школьника. А помощь компетентного психолога поможет разобраться с особыми трудностями.

Заключение


Решая первую задачу, нам удалось изучить и проанализировать труды Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, ряд научных работ и статей, диссертаций, а также курсовых работ других студентов. Решая вторую задачу, мы раскрыли теоретическую сущность: юношеского периода, понятий социализации и самооценки личности, соединив их в единую картину для общего понимания и решения поставленной цели. Решив третью задачу, мы выявили комплекс рекомендаций для стабилизации адекватной самооценки и старшего школьника. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.

Список использованной литературы


  1. В.С. Мухина, «Возрастная психология».

  2. Д.И. Фельдштейн, «Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления».

  3. «Исследования молодых ученых: материалы ХVI Междунар. науч. конф.», г. Казань, январь 2021 г.

  4. «Процесс социализация в юности - становление личности в юношеском возрасте», статья, портал Studbooks.net

  5. И. Г. Ботанина, «Самосознание и самооценка студентов», статья студентки РГППУ.

  6. Т.В. Пушкарва, «Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке», журнал «Современные проблемы науки и образования», 2015, № 1 (часть 1).

  7. «Вестник СПбГУ. Психология.», 2019. Т. 9. Вып. 3.

  8. К.А. Мартинович, «Самооценка и удовлетворённость взаимоотношениями подростка со сверстниками», курсовая работа студентки ФСПиП.

  9. «Хрестоматия по возрастной психологии», Тюменский Государственный Университет.

  10. Л.С. Выготский, «Психология развития человека» — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

  11. А.В. Захарова, «Структурно-динамическая модель самооценки», «Вестник практической психологии образования», 2012. Том 9. № 4.

  12. А.В. Захарова, «Генезис самооценки», диссертация.

  13. И.Н. Протосова, Е.Л. Давыденко, «Самооценка в юношеском возрасте», статья, АГАО им. В.М. Шукшина.

  14. Е.П. Ильин, «Пол и гендер» - СПб.: Питер, 2010, Серия «Мастера психологии»

  15. Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Дакирова, «Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки», научная статья по специальности «Психологические науки».

  16. Е.В. Маковская, «Общие рекомендации учителям, классным руководителям по работе с детьми 9 и 11классов, имеющими повышенный уровень тревожности в период подготовки к экзаменам».

  17. К. Татарникова, «Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога», журнал Psychologies.

  18. К.В. Бардин, «Как научить детей учиться»

  19. М.Е. Волчанский, «Личность в социальной психологии и социологии: социализация как способ включения индивида в социальную среду», методическое пособие, факультет социальной работы и клинической психологии ВГМУ