Файл: Построение диаграмм вариантов использования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №14
Тема: Построение диаграмм вариантов использования.

Теоретические сведения.

  1. Основные элементы диаграмм прецедентов


Диаграмма вариантов использования (диаграмма прецедентов, use case diagram) — это диаграмма, на которой изображаются отношения между актерами и вариантами использования.

Актером (действующее лицо, actor) называется любой объект, субъект или система, взаимодействующая с моделируемой системой извне.

На диаграммах вариантов использования актер изображается в виде человечка, под которым записывается его имя.



Рисунок 1 – Действующее лицо (актер)
Вариант использования (прецедент, use case) — описание множества последовательности действий (включая варианты), выполняемых системой для того, чтобы актер мог получить определенный результат. Прецедент описывает, что делает система, но никак не уточняет, как она это делает.

На диаграмме прецедент изображается в виде эллипса.



Рисунок 2 – Варианты использования (прецеденты)


  1. Отношения между прецедентами и актерами


В основном на диаграммах прецедентов используются следующие типы отношений:

  • ассоциации (association relationship);

  • включения (include relationship);

  • расширения (extend relationship);

  • обобщения (generalization relationship).


Ассоциация – это структурное отношение, показывающее, что объект неким образом связан с другим объектом.

Отношение этого типа используется не только на диаграммах прецедентов, но и на других диаграммах. Если между элементами модели показано отношение ассоциации, то это означает, что между ними существует семантическая связь. Ассоциативное отношение может быть направленным. В этом случае направление связи показывает, кто является инициатором. Если отношение направленно от актера к прецеденту, то это означает, что актер инициирует выполнение прецедента.




Рисунок 3 - Отношение ассоциации между актером и прецедентом
Включение (include) говорит о том, что исходный прецедент явным образом включает в себя поведение целевого.

Другими словами, включение создается, когда один прецедент использует другой. При этом исполнение базового прецедента невозможно без исполнения используемого. Изображается включение в виде пунктирной стрелки с надписью <>, которая направлена от базового элемента к используемому.



Рисунок 4 - Отношение включения между прецедентами
Расширение (extend) показывает, что целевой прецедент расширяет поведение исходного.

Используемый прецедент выполняется не всегда вместе с базовым, а только при выполнении дополнительных условий, таким образом, расширяя функциональность базового элемента. Изображается расширение пунктирной стрелкой с надписью <>, направленной от используемого варианта использования к базовому.



Рисунок 5 - Отношение расширения между прецедентами
Обобщение (Generalization) – это отношение между общей сущностью и ее конкретным воплощением.

На диаграммах обобщение обозначается стрелкой с не закрашенным треугольником на конце, направленной от частного элемента к общему.

Например, на диаграмме можно показать с помощью отношения обобщения взаимосвязь между актером Сотрудник и актерами Сотрудник отдела продаж и Кладовщик.



Рисунок 6 - Отношение обобщения между актерами


  1. Документирование элементов модели

В StarUML добавление описания к элементам модели делается следующим образом. Следует выделить элемент модели, щелкнув по нему мышкой, и открыть редактор Documentation. Если он не отображается справа на одной из вкладок инспектора модели, то откройте его, используя меню View → Documentation. Напротив пункта Documentation должна стоять галочка. Далее, вводится описание элемента в окно документирования.



Рисунок 7 - Документирование элемента модели в StarUML
Например, Покупатель – это человек, который может сделать заказ в магазине, с помощью проектируемой системы.

Сотрудник – это все сотрудники магазина, которые могут получать информацию о сделанных заказах и изменять статус заказа в системе в зависимости от того шага, на котором находится обработка данного заказа.
Задание на практическую работу:


  1. Изучить предметную область


Разрабатываемая информационная система предназначена для учета перевозок на автотранспортном предприятии.

Автотранспортное предприятие (АТП) предоставляет услуги по перевозке грузов.
АТП обладает парком автомобилей различного назначения (бортовые грузовики, тентованные машины, бензовозы, тягачи и т. п.), обладающими различными грузоподъемностями и расходом топлива.

При выполнении каждого рейса составляется путевой лист, который является основным отчетным документом о рейсе. Путевой лист содержит следующую информацию:

  • дата заполнения,

  • данные об автомобиле - гаражный номер, государственный номер, марка;

  • данные о водителе - ФИО;

  • данные о дате и времени выезда из гаража и возвращения в гараж;

  • показания спидометра при выезде и возвращении;

  • показания датчика топлива при выезде


При возвращении автомобиля в гараж в путевой лист заносится:

  • объем заправки топлива в пути;

  • показания датчика топлива при возвращении в гараж;

  • расход топлива (по нормативам и фактически);

  • показания спидометра при возвращении;

  • пробег общий.


Путевой лист заполняется диспетчером.

Результаты работы при выполнении рейса заносятся в товарно - транспортную накладную:

  • данные о клиенте;

  • пробег с грузом;

  • количество отработанных на данного клиента часов;

  • вес перевезенных грузов;

  • количество выполненных тонно-километров (перевезено тонн * пробег с грузом);

  • тариф.


Товарно – транспортная накладная заполняется клиентом.

Водители закрепляются за автомобилями.
Каждый автомобиль характеризуется следующей информацией:

  • регистрационный номер ГИБДД;

  • инвентарный номер (гаражный номер) номером АТП;

  • тип (бортовой, бензовоз, и т. п.);

  • технические характеристики (марка, год выпуска, пробег, тип двигателя, грузоподъемность, пробег, потребляемое топливо, нормативный расход топлива на 100 км, стоимость).



Необходимо автоматизировать учет перевозок, учет расхода топлива, учет пробега автомобилей, учет доходов АТП от каждого выполненного заказа, расчет зарплаты водителей за каждый выполненный рейс и за месяц.


  1. Построить диаграмму варрантов использования в StarUML. При необходимости для прецедентов сложной структуры создать дополнительные диаграммы.

  2. Задокументировать все элементы диаграммы.