ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня в силу разных причин сократились возможности использования ряда форм работы общественности с осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях. В стране практически не ведется работа по профилактике правонарушений трудовыми коллективами, общественно-политическими и самодеятельными организациями. В этих условиях освободившимся осужденным трудно воспользоваться свободой выбора вариантов правомерного поведения, они теряются в современной динамичной жизни.
3. Недостаточное взаимодействие оперативных подразделений исправительных учреждений и территориальных подразделений криминальной полиции для раскрытия, расследования преступлений.
Еще одним из существенных недостатков, проявляющихся в работе исправительных учреждений и органов внутренних дел, является высокая текучесть кадров. В ОВД почти половина личного (45,7%) состава имеет стаж работы менее трех лет; 26,6% - 4 - 5 лет; 8,5% - 5 - 10 лет; 8,5% - 10 - 15 лет; 9,6% - 15 - 20 лет; 1,1% - свыше 20 лет1.
В исправительных учреждениях 17% сотрудников воспитательных аппаратов работают в должности до 1 года, 40% - от года до трех лет. Низка численность сотрудников, имеющих высшее образование. Нагрузка по работе с осужденными на одного начальника отряда на 25 - 30% превышает нормативную. При этом начальники отрядов зачастую привлекаются к выполнению несвойственных им функций. По экспертным оценкам, они работают с осужденными до 50% рабочего времени.
Трудовая и бытовая неустроенность лиц, освобожденных из мест лишения свободы, также способствует повторности преступлений.
Необходимость оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим уголовные наказания, сегодня общепризнана и подтверждена международными нормами. В настоящее время правовое регулирование оказания помощи освобождаемым из мест лишения свободы регламентировано только в главе 22 УИК РФ. Самостоятельного закона, который детально регламентировал бы деятельность исправительных учреждений и иных органов по содействию в трудовом и бытовом устройстве или социальной адаптации, до сих пор не имеется.
Существенное криминогенное влияние на лиц, отбывших наказание, оказывает возвращение к прежним условиям жизни. А.Ф. Зелинским установлены следующие негативные факторы: сохраняются либо восстанавливаются связи ранее судимого с прежним неблагоприятным бытовым или иным окружением; сохраняются (восстанавливаются) преступные группировки; лицо оказывается втянутым в прежние конфликтные ситуации, не разрешенные отбытым наказанием; рецидивист использует одни и те же благоприятствующие условия для повторного преступного посягательства.
Предупреждение рецидивной и профессиональной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера.
Первое из этих направлений предполагает:
совершенствование экономической, идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира зачастую действуют эффективнее, чем государственные органы. Особенно наглядно данное утверждение можно проиллюстрировать на примере идеологической сферы. Так, в настоящее время явно не без помощи криминала на страницах газет, на телевидении и на радио практически в неограниченном объеме пропагандируется образ жизни рецидивистов и профессиональных преступников. Все это начинается с трансляций исполнения, казалось бы, безобидных так называемых блатных песен, а заканчивается показом культовых фильмов о якобы благородных киллерах и о не менее благородных мошенниках, ловко обманывающих людей, которые в свою очередь уже до этого кого-то тоже обманули;
разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной и профессиональной преступностью, на создание в этих целях принципиально новых организационных структур правоохранительных органов, на недопущение дублирования одних и тех же функций и мер их реализации, применяемых различными ведомствами в качестве профилактических, позволяющих накапливать и систематизировать опыт работы в указанном направлении всех государственных и общественных служб и институтов;
изменение уголовной политики в сторону защиты в первую очередь прав потерпевших и связанное с ним дальнейшее совершенствование действующего законодательства, его ужесточение, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения.
Что касается второго направления, то здесь речь прежде всего должна идти о более эффективной работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами и профессиональными преступниками.
Предупредительные меры специального характера осуществляются в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказаний, последующей работы с рецидивоопасным контингентом.
Основной груз ответственности за эту работу несут органы внутренних дел, которые в целях предупреждения рецидивной и профессиональной преступности решают следующие основные задачи:
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми, в том числе осужденными за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о "невыгодности" совершения преступлений;
выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций, совершивших ранее особо опасные преступления, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;
оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание;
своевременное установление и осуществление профилактического контроля за гражданами, подпадающими по признакам судимостей под действие Положения об административном надзоре;
создание и использование банка данных о профессиональных преступниках и преступниках-рецидивистах.
Особое значение в предупреждении рецидивной и профессиональной преступности имеет применение органами внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики: профилактических бесед, постановки на профилактический учет; установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией; оказания им социальной помощи и т.д.
Таким образом, предупреждение рецидивной и профессиональной преступности должно осуществляться комплексно. Искусственное преувеличение важности одного направления перед другими неизбежно приведет к обратному от ожидаемого результату.
В заключение следует отметить, что в связи с изменениями в политической и социально-экономической сфере блок причин и условий, влияющих на рецидивную преступность, подвержен определенным изменениям, что говорит о необходимости непрерывного слежения за этими обстоятельствами и учета их при планировании мер профилактики рецидива преступлений.
Заключение
Современная рецидивная преступность, представляя собой многоплановое криминальное явление, и являясь системообразующим элементом и ядром общей преступности, обусловливает относительную устойчивость последней и выступает условием порождения новых преступлений. Представляя собой многоплановое криминальное явление, рецидивная преступность является общемировой проблемой, она существует практически в любом государстве, независимо от регламентации рецидива в уголовном законодательстве, однако специфика законодательного регулирования и некоторые разночтения в уголовной статистике не позволяют достаточно точно определить реальные размеры этой разновидности преступлений.
Новый виток развития рецидивной преступности в современный период, обусловленный недостатками в законодательном регулировании интенсификации процессов специализации и организации рецидива, изменениями уголовно-правовых приоритетов и уголовной политики, либерализацией ответственности и – гуманизацией наказаний, что продолжает сказываться на изменении количественных и качественных характеристик современной рецидивной преступности, способствует появлению новых видов и форм преступной деятельности, увеличению масштабов и степени опасности совершаемых рецидивистами преступлений.
Она характеризуется своими особенностями, которые предопределяют необходимость комплексных исследований его отдельных аспектов, выявление связей, закономерностей и тенденций изменения этого сложного и многогранного социального явления. В этой связи необходима актуализация проблемы борьбы с ней на основе комплексного подхода и с использованием всех уголовно-правовых и криминологических средств.
В Российской Федерации не совсем эффективна, прежде всего, система контроля над лицами, освобожденными от отбывания наказания или его отбывшими. Ведь воспитательная работа, которая носит предупредительный характер