Файл: Лекарствоведение Тибета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самой простой лекарственной формой считались отвары. По способу приготовления они делились на холодные, получаемые при простом настаивании в течение нескольких дней: на воде, вине, молоке, иногда на моче. Горячие отвары готовились путем упаривания до 1/3 первоначального объема жидкости.

Порошки составлялись практически из всех известных в тибетской медицине лекарственных средств. В качестве основы для них использовали свекольный или тростниковый сахар. Порошки широко применяли для лечения различных осложненных болезней.

Наиболее действенным считалось назначение лекарств в пилюлях. Основой для них служили мед, масла, патока.

Дэгу представляет собой измельченные лекарственные средства, смешанные с медом, маслом, патокой.

Своеобразна технология приготовления масел. Сырье, предназначенное для получения лекарства, кипятили в воде, отстаивали, сливали прозрачную часть. Оставшийся осадок выпаривали до определенного объема, добавляли парное ячье молоко, выпаривали и, наконец, кипятили с маслом. Кипячение производили до тех пор, пока на дне посуды не оставалось одно масло. В масло, приготовленное таким образом, иногда добавляли другие компоненты.

Очень трудоемкий процесс приготовления был зольных лекарств. В основном это вещетсва, получаемые при обжиге различных металлов, химических веществ (минералов), продуктов животного происхождения и растений в герметически закрытых тиглях.

Лекарственные вина готовили путем настаивания различных компонентов на молочной, ячменной водке.

Сборы из трав были наиболее доступными для всех слоев населения в отличие от порошков, лекарств из драгоценностей и зольных препаратов, включающих драгоценные металлы, сырье импортных растений. В состав сборов входят простые лекарственные средства из тибетской флоры. Сборы, как правило, готовятся в отваре.

Так, тибетцы полагают, что действие самого предмета или вещества - это основополагающее и различают восемь видов действия:

1. Действие силы объясняется тем, что растения и другие лекарственные средства, находящиеся на южных склонах, вбирают силу солнца, тогда как растущие на северных склонах вбирают силу луны и соответственно называются горячими и холодными. Если горячие собрать с северной стороны, а холодные - с южной, то действия их силы будут ущербными.

2. Действие вкуса: сладкие лечат ветер и желчь, кислые - слизь и желчь и т. д.

3. Действие запаха. Например, лечебное действие камфоры, сандалов, ферулы, мускуса и прочих связано с запахом. после улетучивания запаха они утрачивают лечебные свойства.


4. Действие по противоположности базируется на мифологических мотивах, суеверии, бытовых представлениях и наблюдениях, связывающих те или иные объекты по признаку противоположности: считается, например, что павлин ест яд, поэтому мясо его помогает при отравлениях; выдра кормится рыбой — поэтому ее мясо, жир можно использовать для удаления застрявшей в горле рыбьей кости.

5. Действие по сходству происхождения основало на сходстве органов человека и животных: при болезнях глаз помогают глаза змеи; при головной боли - кости черепа; при зубной боли-— зубы тигра, леопарда и т. д.

6. Действие по сходству внешнего вида предполагает назначение для лечения сердца плодов сливы, по форме похожих на сердце; при болезнях почек - плод ареки катеху, семя которой похоже на почки. Деревья (красный сандал и жестер краснодревесный) рекомендуют при болезнях «крови» так же, как и травы с красными корнями и корневищами (оносму песчаную и марену сердцелистную), или киноварь, шеллак; при болезнях «желчи» - виды скерды с желтыми цветками, желтый луб стеблей барбариса.

7. Действие, объясняемое причинно-следственными связями. например, кости убитого молнией или умершего от кишечных колик помогают при кишечных коликах и т.д.

8. действие, обусловленное пожеланиями, возникшее по велению божьего. Среди таких средств названы клубни ятрышника - «руки индры», рододендрон da-li и др.

Данная классификация объединяет различные классификации, упомянутые в сочинениях тибетских целителей. Здесь видно, как подбираются препараты для лечения болезней.

Заключение
Практическая тибетская медицина – это в основном лекарственная медицина, то есть лечение с помощью лекарственных препаратов, состоящих из специально обработанных ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения. В состав лекарств входит от 5 до 60 компонентов.

Таким образом, можно отметить, что тибетская медицина – в основе которой лежит огромный эмпирический опыт кочевых народов, выживавших в экстремальных условиях (в горах, степной зонах). Выявили взаимосвязь человека и природы, что при лечении необходимо рассматривать организм целиком. И самым главным образом в тибетской медицине – это долголетие естественным образом, а именно посредством питания, образа жизни, деяний, эмоционального состояния. Можно провести параллель, что человечество возвращается к истокам образования медицины, где основополагающее было залог здоровья и профилактика, предупреждение болезни. Что человек не может иметь больной орган, и любое расстройство в организме, это следствие дисбаланса в организме.



Лекарствоведение Древнего Тибета оставила большое наследие лекарственных средств, которым мы пользуемся по настоящее время и с помощью инновационных технологий модернизируем и применяем на практике. Необходимо отметить, что истинные тибетцы остаются верны древним заветам, по которым добывают и производят лекарственные средства, как их предки.


Список использованной литературы
1. Нестеров С.Л. «Тибетская медицина», 1988 г.

2. Л.Л. Хунданов, Л.Л. Хунданова, Э.Г. Базарон - «Слово о тибетской медицине». Улан-Удэ, 1979 г.

3. Гравченко Л.А., Геллер Л.Н. История фармации. Учебно-методическое пособие:-Иркутск, ИГМУ, 2014.-111с.

4. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века. Альбом. М.: Галарт, 1994. 592 с.

5. Т.А. Асеева, Д.Б. Дашиев, А.II. Кудрин, Е.Л. Толмачева, II.II. Федотовских, И.С. Хапкин. Лекарствоведение в тибетской медицине - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989.- 192 с., 8 с.