Файл: Теоретические аспекты Девиантного поведения детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вага, В.В. Столин.

Цель: выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за

психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой

психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник включает 61 вопрос, каждый из которых ориентирован на 1 из 5 шкал.

1. Шкала «Принятие - отвержение ребенка». Эта шкала выражает

собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально

отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Шкала «Кооперация» - социально желательный образ родительского

отношения. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общеник

с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

4. Шкала «Контроль» («Авторитарная гиперсоциализация») - отражает

форму и направление контроля за поведением ребенка, характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны

или авторитарны в отношениях с ним.

5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка» («Маленький неудачник»)

отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам, неудачам.
Анализ полученных результатов.

Анкетирование родителей, воспитывающих девиантных детей

позволило сделать выводы: большинство родителей в анкете отмечали

положительные качества ребенку  тревогу за попадание детей в опасные

ситуации, недостаток семейного общения, отношения с ребенком характеризуются непослушанием с его стороны по ряду причин.

1.Какие формы поведения вы бы назвали отклоняющимися от


нормы (отметьте несколько вариантов ответа)?

Наибольшее количество набрали следующие формы отклоняющегося

поведения: агрессия по отношению к окружающим (85%), неподчинение (85%).

2. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами


отклоняющегося поведения детей (отметьте несколько вариантов


ответа)?

Чрезмерная занятость родителей (90%),

пренебрежение со стороны(85%), неблагополучная ситуация в семье(85%).

3. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?

Проведение свободного времени  (по мнению родителей)

распределилось следующим образом: просмотр телевизора  (100%), игра в компьютерные игры (100%).


4. Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребенок может попасть в плохую компанию?

Более 80% родителей (85%)высказываю опасения по поводу того, что

ребенок может попасть в плохую компанию, только менее 20% родителей (18%), думают, что такого не случится.
5. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание между


родителями и ребенком?

Тревогу вызывает тот факт, что только 22% родителей отмечают, что в семье есть взаимопонимание между родителями и подростком. Тогда как 71% подчеркивают, что в из семье взаимопонимания нет.
6. Как на ваш взгляд, можно охарактеризовать характер общения с


Ребенком  в вашей семье (можно было выбрать только 1 вариант ответа)?

Характер общения в семье большая часть родителей оценивает, как

конфликтные (35%), 25% нет общения как такового, остальные распределением по10%: доверительные, неоднозначные и ровные.


7. Кто на Ваш взгляд, отвечает за отношения в семье?

Ответственность за отношения в семье 35% респондентов возлагают на

мать, 20% на ребенка , 15% все члены семьи.
8. К кому из специалистов вы обратитесь в первую очередь за


консультацией, если у вашего ребенка появились проблемы в поведении?

Предпочтительность специалистов, к которым родители обратятся за

помощью распределилась следующим образом: 30% к школьному психологу, социальному педагогу,

25% справляются самостоятельно, 20% к

психотерапевту.

Первой методикой, по которую мы использовали в исследовании была

-методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В.



Столин. 

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что по показателю «принятие-отвержение» 2 родителей имеют высокий уровень, что свидетельствует о положительном отношении, принятии, видении положительных качеств личности ребенка ; 4 испытуемых имеет средний уровень по данному показателю, а  4 родителя - низкий уровень (восприятие  как неприспособленного, неудачливого, который не сможет добиться больших успехов; недоверие к нему).
По показателю «кооперация» в большей степени выявлен средний уровень (8 человек), низкий уровень представлен

y 3 родителей, что  говорит о 

незаинтересованности родителя в делах и играх ребенка . 

Показатель «симбиоз» выявлен на высоком уровне у 5 родителей (стремление удовлетворить все потребности подростка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни), средний уровень зафиксирован 4 человек.

По показателю «контроль» большинство испытуемых показали средний уровень

(8 человек), высокий уровень наблюдается у 2  родителей, что

свидетельствует о преобладании авторитаризма в воспитании ребенка  родитель требует безоговорочного послушания и дисциплины.

По показателю «маленький неудачник» у большинства испытуемых выявлен низкий уровень (9 человек), что говорит о представлении ребенка приспособленным и успешным, родитель осознает все положительные и отрицательные качества личности подростка, поддерживает его).
Для более наглядного отображения полученных данных, мы построили

Диаграмму.
Исходя из полученных результатов можно отметить, что большинство

родителей склонно к проявлению симбиотических отношений с ребенком, старается удовлетворить все его потребности, оградить от любых возможных трудностей, что может негативно сказываться на становлении и развитии личности подростка. У 35% родителей выявлен высокий уровень принятия ребенка, учет его индивидуальных особенностей, склонностей и интересов.

Также, большое число испытуемых (30%) считает, что навязывание своей воли, авторитарный стиль воспитания является наиболее эффективным.

Такие родители неспособны принять точку зрения своего ребенка , осуществляет постоянный контроль.

2.2. Результаты взаимодействия воспитателя и родителей детей,

имеющих девиантное поведение
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.                                                     Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога. 


 В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

 Проводимая  работа по повышению  педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность.  Например, повысился уровень родительской компетентности; улучшились семейные и родительско-детские отношения; повысилась  ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ. 

 Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее. 

 Опыт работы показал: родители стали более компетентными в воспитании детей, а  позиция - более гибкой. 

 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы: участвуют в планировании образовательного процесса, принимают активное участие в организации образовательной деятельности, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

 Таким образом, какая же наблюдается результативность? 

 Отметили повышение активности родителей: 

 - в мероприятиях,  конкурсах, выставках, в оформлении групп; 

 -в учебно-воспитательном процессе на занятиях «Гость группы»; 

 -на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;

 -родители стали прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;

 -увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;

 -сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка. 

 Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей. 


 Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. 
          Результатами работы по данной проблеме являются: 

 - Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей; 

 - Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада

 - Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.

 - Привлекли родителей «сложных детей» к сотрудничеству

 В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Постоянный контакт с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду,к педагогам;

создать атмосферу общественных интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. 

Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребёнка как личности.


Заключение


В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство».

Родители напрямую влияют на ребенка через то, чему учат, что он слышит от них. Сознание ребенка формируется сознанием его родителей, в том числе и мысли, и оценочные суждения, и эмоции его родителей. Именно поэтому при работе с детьми девиантного поведения, важно именно взаимодействие педагога с его семьей.

Девиантное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.