Файл: Вариант 1 Культурноисторические типы по Н. Данилевскому принципы типологизации и формы взаимодействия культур. Христианский и мусульманский типы культуры сравнительный анализ..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 1:

  1. Культурно-исторические типы по Н.Данилевскому: принципы типологизации и формы взаимодействия культур.

  2. Христианский и мусульманский типы культуры: сравнительный анализ.

  3. Глобализация или мультикультурализм. Сформулируйте основные принципы этих культурных стратегий, их плюсы и минусы, перспективы. Напишите, каким Вы видите место России в меняющемся культурном пространстве.

1. Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (в хронологическом порядке), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития:

  • египетская культура;

  • китайская культура;

  • ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура;

  • индийская культура;

  • иранская культура;

  • еврейская культура;

  • греческая культура;

  • римская культура;

  • аравийская культура;

  • германо-романская, или европейская культура.

Особое место в концепции Н.Я. Данилевского занимают мексиканская и перуанская культуры, погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития. Среди этих культур выделяются "уединенный " и "преемственный" типы. К первым относятся китайская и индийская культуры, а ко вторым — египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, греческая, римская, еврейская и европейская культуры. Плоды деятельности вторых передавались от одного культурного типа к другому как подпитка или "удобрение" той почвы, на которой впоследствии развивалась другая культура.

Данилевский выделяет следующее основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека. Всю социокультурную человеческую деятельность он подразделяет на четыре, не сводимых один к другому, разряда:

1. Религиозная деятельность, объемлющая собою отношения человека к Богу.

2.Культурная деятельность, объемлющая отношение человека к внешнему миру. Это, во-первых, теоретически-научная деятельность, во-вторых, эстетически-художественная, и в-третьих, технически-промышленная деятельность.

3. Политическая деятельность, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. Общественно-экономическая деятельность, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.


Используя агробиологические аналогии, Данилевский рассматривает три возможных варианта взаимодействия культур:

«Прополка» —колонизация страны, в ходе которой в ней насаждается чужая цивилизация за счет вытеснения и уничтожения существовавшей ранее культуры (подобно тому, как удаляется сорная трава с засеваемого культурными растениями поля). По примеру того как, европейцы цивилизовали Северную Америку, загнав живших там индейцев в резервации.

«Прививка» — пересадка в культуру народа элементов чужой цивилизации, которые должны далее развиваться на теле его культуры и приносить свои плоды (подобно почке, привитой к дичку). Так Петр I привнёс в Россию элементы европейской культуры. Данилевский считает, что «прививка не приносит пользы тому, к чему прививается».

«Почвенное удобрение» — воздействие, при котором развивающаяся цивилизация усваивает опыт другой, более зрелой цивилизации, принимая и прикладывая к себе из нее то, что «стоит вне сферы народности, то есть выводы и методы науки, технические приемы и усовершенствования искусств и промышленности»; при этом она сохраняет свою самобытность. (Здесь происходит то же, что с растением, которое благодаря удобрению получает в большом количестве и в улучшенном качестве материал для своего развития). Примером может послужить то, как Древняя Греция восприняла влияние египетской и финикийской культуры. Это наилучший способ вхождения элементов одной культуры в другую. Только он обеспечивает преемственность в развитии культурно-исторических типов.

2.Общее происхождение христианства и ислама:

Христианство и ислам являются авраамическими религиями. Они имеют общего родоначальника Авраама, персонажа Библии. Он стал первым человеком, которого избрал Бог для заключения завета (союза) с людьми. Христиане и мусульмане признают священный характер ветхозаветных текстов — Пятикнижия Моисеева. Ислам и христианство это две «религии откровения» — ядро их наставлений базируется на Божественном Откровении. Откровение понимается как «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» и отображено в Священном Писании.
Также свидетельством общего происхождения обеих религий является наличие общих «персонажей». Так, пророк Моисей в исламе почитается как пророк Муса, Иисус Христом признаётся как пророк Иса, а Дева Мария — Марьям.


Общие стороны Богословие православия и Ислама:

В Православии и исламе есть немало общих черт. Одной из основных точек соприкосновения является вера в единого Бога и отрицание многобожия (язычества). Также в Православии и исламе утверждается, что видимый мир создан Богом, равно как и невидимый ангельский мир. В богословии обеих религий рассказывается о грехопадении прародителей человечества (Адама и Евы).

Также общим является постулат о том, что Бог дает Свое Откровение человеку, требует исповедания веры и заповедует молитву. В религиях признаются священные книги: в Православии – Библия, которая является источником любви и благодати, а в исламе – Коран, который представляет букву закона. Однако все перечисленные сходства носят лишь внешний характер. Они основаны на поведении в быту, нравственности (скромность, кротость, молитва), социальной деятельности, отношении к ближним и призыве творить добрые дела.
Различия в понимании человека

В рассматриваемых религиях существенно разнится восприятие человеческой личности. В Православии человек обладает свободной волей. Бог знает всё наперёд, но не предопределяет человеческого будущего. В исламе же человек лишен свободной воли, и все его действия предопределены Аллахом.

В Православии женщина, как и мужчина (человек), сотворена по Образу и Подобию Божьему. В исламе она является низшим существом в сравнении с мужчиной, которому позволено даже бить её, если провинилась.

Из такого отношения вытекает и различие в понимании супружества. В Православии у мужчины может быть только одна жена, а семья считается малой Церковью. Ислам допускает многоженство (до четырех жен) и любое количество наложниц.

В Православном богословии человек должен стремиться искать Бога и может соединиться с Ним. Согласно исламской трактовке, человек может искать только исполнения предписаний закона Аллаха и не может с ним соединиться в душе, уме и сердце. Также в Христианстве Бог может напрямую общаться с человеком, который находится с Ним в отношениях усыновления. Аллах общается только через ангелов и является господином в отношениях с человеком – рабом. В Православии превыше всего любовь к Богу, а в исламе – к закону Аллаха, но не к самому Аллаху.
Православная молитва может совершаться на любом языке, в то время как в исламе молитва допустима только на арабском языке. Христианский пост является воплощением духовной борьбы с грехом и дьяволом. Исламский пост предназначен лишь для награды в будущей жизни.

3.Мультикультурализм- стратегия, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий.
Основной идей мультикультурализма является равность различных культур, то есть их одинаковое право на жизнь. Целью мультикультурализма является мирное существование культур без их слияния. Мультикультурализм противопоставлен концепции “плавильного котла”, где предполагается слияние всех культур в одну.
Принципы политики мультикультурализма:


  • Признание культурного плюрализма важнейшей характеристикой гражданского общества (сохранение небольшими группами в рамках более крупного общества культурной самобытности, в результате чего их ценности принимаются доминирующей культурой)




  • Устранение причин, мешающих вхождению в культуру и общество маргинальных культурных групп.




  • Поддержка разных культур.


К плюсам мультикультурализма можно отнести повышение за счёт, иммигрантов квалифицированной рабочей силы в стране, возможность подчерпнуть что-то новое из других культур. Возможность изучить и понять другие культуры (язык, традиции и т.д). Ликвидация расовой дискриминации. Как, например, было в СССР, когда страна была многонациональной и не было конфликтов,связанных с этим.
К минусам мультикультурализма можно отнести сложность коммуникации между людьми из различных культур (языковой барьер, религиозные и социальные конфликты, недопонимание). Также к минусам можно отнести страх некоторых людей потерять свою культуру, за счёт влияния других культур. К примеру, ситуация с беженцами в Германии, когда из-за резкого перенаселения страны беженцами, люди выходили на протесты.

Перспективы мультикультурализма
Перспективы мульткультурализма в современном обществе крайне туманны. Достичь гармонии между населением в условиях многообразия культур крайне сложно. Страны должны изменить политику в отношении мигрантов, но и сами мигранты должны понимать, как они должны вести себя, чтобы не возникали социально-политические конфликты. Мирное существование в условиях многообразия культур возможно при принятии необходимых законов, концепций и регламентации политических шагов в данной сфере.
Под глобализацией
понимается процесс культурной, политической, научной, технической унификации (приведения к единому стандарту, форме) и интеграции (установлению взаимосвязей между отдельными, уникальными, самостоятельными социальными объектами и явлениями)
Другими словами, глобализация – это процесс объединения множества государств для работы над общими целями. В условиях глобализации страны ставят свою идентичность на второй план, в угоду сотворения мира как одного целого.
Целью глобализации является построение единого всемирного государства.
Признаки глобализации:

  • Формирование мирового разделения и мировой специализации труда

  • Миграционные процессы в общемировом масштабе и концентрация ресурсов и капитала

  • Стандартизация национальных законодательств, технологических процессов и национальных экономик в мировом масштабе

  • Культурное сближение

  • Сокращение временных и пространственных барьеров между разными регионами мира


Существует три основных сферы глобализации:
Экономическая глобализация -это растущая экономическая интеграция и взаимозависимость разных видов экономик по всему миру за счет взаимного импорта товаров, услуг, технологий и капитала.

К политической глобализации относится деятельность межнациональных организаций, которые регулируют мировые политические процессы. В качестве примера можно привести организацию ООН, деятельность которой направлена на поддержание и укрепление международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

Культурная глобализация предполагает обмен идей, взглядов и ценностей, невзирая на национальные границы. Сближение деловой и потребительской культуры между разными странами и рост международного общения. Культурная глобализация приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Культурная глобализация широко продвигается с помощью интернета. Так, например, благодаря развитию социальных сетей и месенджеров (Facebook, Skype, Telegram) люди из разных стран могут общаться и обмениваться культурным и научным опытом.

К плюсам глобализации можно отнести: обеспечение конкуренции, обеспечение большей доступности продуктов для потребителей, улучшение экономической стабильности для стран с низким экономическим статусом, улучшение в межнациональных отношениях, обмен культурным опытом, развитие международных переговоров на политическом уровне. Например, страны