Файл: Характеристика физического и психического здоровья на разных этапах онтогенеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическое задание 1



Характеристика физического и психического здоровья

на разных этапах онтогенеза



п/п


Этапы онтогенеза

Характеристика

физического здоровья

Характеристика

психического здоровья

1

Перинатальный период

В период от 0 до 2 недель развивается оплодотворенная яйцеклетка, которая внедряется в стенку матки и образуется пупочный канатик, далее с 3-й недели начинается формирование нервной системы, спинного и головного мозга. С 6-й недели начинается половая дифференциация. К концу 3-го месяца определяется пол ребенка. В начале 7-го месяца плод способен к выживанию в воздушной среде и называется ребенком, у него с 7 месяца функционируют рефлексы сосания, мигания, реагирования на звук. К моменту рождения все клетки головного мозга сформированы и больше в течении жизни не формируются. Здоровье ребенка во внутриутробный период полностью зависит от состояния здоровья матери и связывающего звена- плаценты.

Факторы риска для физического развития во внутриутробный период можно разделить на три группы:

1.Гаметопатия.

К основным патологическим проявлением при этом относятся хромосомные явления.

2.Патогенные факторы окружающей среды.

Среди них можно назвать недостаток кислорода, нарушение питание матери, инфекционные болезни, лекарственные препараты. Из химических факторов следует выделять курение, никотин вызывает спазм сосудов матки приводящий к гипоксии плода, алкоголь вызывает задержу роста и развития.

3.Болезни матери.

Поскольку мать и плод объединены в одну систему, то при поражении органов и систем материнского, организма изменяются функции гомологичных структур у плода.

После рождения ребенка идет адаптация к условиям внешней среды: появляется легочный тип дыхания и лактотрофный тип питания.



Так как мать и ребенок являются двумя взаимозависимыми составляющими одной системы то состояние каждого из них оказывает существенное влияние на состояние здоровья другого.

Запланированное зачатие, оптимальные условия среды и гармоничные отношения между супругами способствуют психологическому здоровью будущего ребенка. У незапланированных детей чаще возникают невралгические и соматические осложнения, требующие интенсивной терапии.

Негативное эмоциональное отношение к ребенку, влияет на формирование базового недоверия к миру и резко повлияет на психологическое благополучие ребенка как важное условие его здоровья. В 1 месяц после родов при осознанном или неосознанном непринятии ребенка матерью у него может формироваться младенческая депрессия, симптоматически она выражается как невозможность достижения ребенка состояния комфорта и проявляется в соматовегетативном нарушении.

2

Период детства

В данный период идет бурный рост массы тела, физического развития: формирование ходьбы, движений рук, пальцев. Прорезываются все 20 зубов. Прорезываются большие коренные зубы. Появление половых различий в строении скелета, отложении жира. Часто дети начинают переносить инфекционные заболевания: корь коклюш, ветряная оспа. Основными причинами заболеваний учащихся детей является переполненность классов, перегруженность учебными предметами, неоправданная интенсификация обучения, плохая организация питания и гигиены, неблагополучие психологического климата в школе, ухудшение экологии и социально-экономической обстановки, совместное обучение детей с разным уровнем подготовки и психофизиологическими типами.

Показателем психического здоровья являются основные линии возрастных изменений – развитие сенсорной и моторной сфер, развитие речи, активность. Организм ребенка готов к изменениям и чувствителен к действию неблагоприятных факторов. Состояние здоровья и развитие тесно связаны между собой, в них ярко проявляются черты функциональной незрелости, неустойчивости, низкой продуктивности психических процессов, зависимости от внутренних биопсихических условий. В раннем возрасте основные ориентиры включают двигательную и социальную активность, использование речи в общении и уровень, ее развития, развитие психомоторных действий, социализацию и адаптивное поведение, сенсорное развитие и изобразительную деятельность. Полноценная жизнь, удовлетворение витальных функций и поддержание здоровья ребенка в раннем возрасте обеспечиваются ближайшей микросредой. поэтому нарушение общения в ней грозит дисгармониями развития и вторичными нарушениями соматического здоровья. Наиболее широко проявляются эмоциональные расстройства (депрессивные состояния, тревожность, страхи,

боли неизвестной этиологии),связанные с внутренними проблемами и чрезмерным контролем поведения.

3

Период отрочества

Наиболее ответственный этап в развитии человека является период полового созревания. Идет созревание репродуктивной системы размножения-гипоталамус-гипофиз-половые гормоны-половые железы-половые клетки, происходит развитие первичных и вторичных половых признаков, высока вероятность отклонений показателей здоровья. Резкий пик роста размеров тела, под влиянием половых гормонов и гормона роста, развитие мускулатуры у мужчин, гормональные и эмоциональные сдвиги.

Резко возрастает интенсивная умственная деятельность, нарушаются режимы восстановления сил, уменьшается время ночного сна, идет потеря веса, меняется химический и гормональный статус организма, под удар попадают кардиореспираторная и пищеварительные системы, происходит стойкое повышение артериального давления.

Период молодости и выхода подрастающего поколения во взрослую жизнь имеет свои риски снижения показателей здоровья. Игнорирование стрессов, сопровождающих обучение в вузе, сложностей, связанных с социально-экономическими особенностями современности, порождающих профессиональную неопределенность и необходимость поиска работы в будущем, неуверенность в завтрашнем дне создают аккумуляцию внутренней напряженности, подавление отрицательных эмоций, оказывает скрытый эффект действия.

4

Период зрелости и старения

Ухудшается здоровье, теряется молодость и красота, появляются депрессивные настроения, меняется гормональный фон, у женщин наступает период климакса.

Проявляется снижение роста, потеря зубов, упругости кожи, поседение, нарушение на клеточном и молекулярном уровне, различные заболевания, уменьшение массы тела, снижение биоактивности мозга, снижение слуха, зрения, повышается частота хромосомных нарушений и генов.

Зрелая личность обладает адекватными жизненным ситуациям реакциям, развитым самоконтролем: умеет разделять реальные и идеальные цели, соотносить желаемое и должное, контролировать свои поступки и поведение в границах социальных норм. Зрелый здоровый человек уравновешен и гармоничен. Уравновешенность в телесном плане предполагает отменное телесное здоровье, сочетающееся с заботой об о теле в интеграции со здоровьем психическим. В большой степени здоровье человека периода зрелости проявляется в системе социального взаимодействия, продуктивной деятельности и отражается в особенностях профессионального здоровья. Профессия влияет на продолжительность жизни, и на сохранность психических функций, если профессия не соответствует направленности и возможностям человека, тогда формируется стойкая неудовлетворенность, которая, является одним из самых значимых факторов преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.