Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 его черт, что ориентирует дошкольника по его нравственной способности и перспектив роста [7].
Как показали последние исследования, в дошкольном возрасте можно выделить четыре уровня развития нравственных представлений. Эти выводы, сделанные Р.Р. Калининой на основании анализа когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов [2]. Как было установлено, компоненты нравственных представлений различаются темпами становления и несовпадением основных этапов развития:
нулевой уровень характеризуется отсутствием у детей знаний, отношение и действий нравственного содержания;
первый уровень – дети дают оценку поступкам, используя дихотомические понятия (хорошо – плохо, правильно – неправильно) без использования нравственных норм, проявляют эмоциональное становление в отдельных поступках и понятиях. В поведении дошкольников не проявляются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом;
второй уровень – дети показывают знание нравственных понятий при оценке поступков других. У них появляются эмоциональные реакции на поступки нравственного содержания и нравственные понятия, которые имеют ярко выраженный характер. Дети демонстрируют положительную нравственную направленность в поведении в отношении близких и сверстников, к которым испытывают симпатию;
третий уровень – дети способны раскрыть смысл нравственных понятий. Расширяется количество нравственных понятий, в которых дети проявляют эмоциональное отношение, основанное на собственном опыте благодаря когнитивному компоненту нравственной осведомленности.
Дошкольники реализуют нравственные нормы в ситуации игрового и делового взаимодействия на основе сотрудничества относительно более широкого круга взрослых и сверстников.
На основе имеющихся исследований по возрастным особенностям развития нравственных представлений установлено, что на протяжении
23 дошкольного возраста нравственное развитие имеет разноуровневый характер. В каждом возрастном периоде наблюдается как сочетание различных уровней, так и преобладание того или иного уровня развития основных компонентов нравственных представлений.
В младшем дошкольном возрасте выявлено преимущество когнитивного компонента нравственных представлений. Наряду с этим начинает формироваться эмоциональный компонент, в то время как поведенческий – еще отсутствует у большинства младших дошкольников.
Средний дошкольный возраст характеризуется наличием всех основных компонентов нравственности
(когнитивного, эмоционального и поведенческого). При этом усиливается сложность нравственного развития за счет поведенческого компонента.
В старшем дошкольном возрасте усиливается разноуровневость развития нравственных представлений, которая проявляется в возникновении различных уровней развития нравственности основных компонентов.
Наблюдается преобладание когнитивного компонента. При этом когнитивный компонент является ведущим и характеризуется более высоким уровнем развития, что свидетельствует о повышение его веса в структуре нравственного развития. Важна информация о взаимосвязи компонентов. Как показали результаты исследования Р.Р. Калининой, в младшем дошкольном возрасте связи между компонентами отсутствуют. В среднем дошкольном возрасте такая связь прослеживается между когнитивным компонентом нравственных представлений и поведенческими проявлениями. В старшем дошкольном возрасте было прослежено два вида связей: между когнитивным и эмоциональным компонентами и между эмоциональным и поведенческим.
Это позволило сделать вывод о том, что к концу дошкольного возраста образуются линейные связи между элементами нравственного сознания и поведением. Происходит перестройка структуры нравственного сознания, ведущее место в ней занимают когнитивный и эмоциональный компоненты
[2].
24
Перечислим особенности психического развития старших дошкольников, которые следует учитывать педагогам в организации работы по формированию нравственных представлений:
- достаточный уровень физической подготовленности детей 6-го года жизни к совершению нравственных действий;
- ярко выраженная готовность старших дошкольников к позитивному восприятию и осмыслению явлений окружающей жизни;
- доверительное отношение к слову воспитателя;
- повышенная активность и экспрессивность старших дошкольников, динамичность их поведения;
- информированность старших дошкольников в вопросах нравственности и этики;
- широкий общий кругозор, стремление старших дошкольников к умственно интеллектуальной деятельности;
- включение в различные учебно-познавательные процессы;
- нравственная сензитивность старших дошкольников как особая привязанность к усилению нравственных требований и осуществления нравственных поступков;
- наличие опыта участия в коллективной жизнедеятельности, в общих делах;
- относительная самостоятельность и независимость детей старшего дошкольного возраста;
- бурный рост нравственного самосознания старших дошкольников, который заключается в осознании себя как субъекта нравственной деятельности и взаимоотношений;
- потребность старших дошкольников в оценке своего поведения воспитателями, родителями, авторитетными взрослыми.
25
1.3. Фольклор как средство формирования нравственных представлений
у детей старшего дошкольного возраста
Во все времена человечество волновало состояние нравственной культуры отдельной личности и общества в целом. Поскольку сегодня существует угроза ограниченности сознания, девальвация нравственных норм, возникает необходимость говорить о дефиците нравственной культуры и потребность в создании условий, которые бы способствовали формированию нравственных представлений у дошкольников, в частности, в процессе изучения фольклора.
Фольклор представляет собой устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество. Ученые считают фольклор школой формирования человеческой души и добра, отмечают, что через народное творчество открывается перед глазами детей красота окружающего мира, душа народа. Обычаи, обряды, фольклор являются своеобразными духовными устоями национального развития, лучшими достижениями народа в идейной, нравственной и эстетической жизни. К видам фольклора относятся частушки, сказки, былины, легенды, поговорки, пословицы, загадки, музыкальные фольклорные произведения и пр. Все жанры народной педагогики направлены на практическое познание окружающих предметов и явлений, формирование первых представлений о нравственных категориях и положительного поведения. Таким образом, первоочередная цель детского фольклора – создать условия для самостоятельного осмысления детьми описанных событий и фактов, способствовать конструированию собственных суждений и выводов.
В процессе многовековой жизненной практики русского народа выкристаллизовались ведущие принципы нравственного воспитания дошкольников средствами фольклора, представляющих совокупность
26 основных исходных положений и идей и определяющих направления, содержание, организацию воспитательных действий.
Педагоги имеют в своем воспитательном арсенале многочисленные произведения фольклора, но вместе с тем использование этих богатейших духовных ценностей народа недостаточно. Большинство педагогов плохо владеет теорией и методикой воспитания дошкольников на основе произведений фольклора.
Изучение воспитательного воздействия фольклора как влиятельной действенно-воспитательной субстанции свидетельствует об огромном потенциале пословиц и поговорок, загадок, каламбуров, колыбельных, былей, сказок о животных, волшебных и социально бытовых сказок, народных песен, игр и развлечений, собственно, разнообразия всех жанров фольклора.
Скажем, народная сказка – это своеобразный сплав реальности и воображения, жизненного опыта и желаний народа. В народных сказках форуме открыто и конкретно провозглашены нравственные нормы, теоретически осмыслены нравственные принципов. Не давая определений понятиям «добро» и «зло», сказка представляет их в предметно-образной, художественной форме. Об этих понятиях можно составить впечатление на основе поведения персонажей, содержания ситуаций и поступков, черт характера героев. Это свойство сказки является тем методологическим ключом, который помогает выбрать верное направление нравственного анализа произведения. Ее идейное содержание воспроизводит представление в художественных образах различных типов взаимоотношений между людьми. Сказка с нравственной основой способствует выработке у старших дошкольников понимания нравственной ценности поступка, общественных отношений, закрепляет в сознании определения о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». С помощью народной сказки можно закрепить в сознании воспитанников нравственные идеи или создать благоприятные для них условия.
27
В дошкольной практике формирование нравственных представлений
(система представлений о правильном и неправильном поведении, которая требует выполнение одних действий и запрещает другие) и правил происходит в процессе не только обучения, но и воспитания, рационально подобранного и согласованного теоретическим и иллюстративным материалом фольклорной направленности, что является мощным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Эффективность применения норм и правил культурного поведения, зафиксированных в остроумных формах фольклора, облегчают их понимание и способствуют быстрому усвоению, поскольку учение происходит без специального обучения. Другими словами, можно сказать, что благодаря яркой поэтичности языка, его благозвучию, привлекательной фантастике сказок, напряженности их сюжета, афористичности пословиц, метафоричности загадок, таинственности легенд, игровому характеру скороговорок, абсурдности небылиц сконцентрирован нравственный образец, произведенный русским народом.
Поговорки и пословицы – короткие меткие высказывания, в которых выражен поучительный опыт народа, взгляды на сущность личности и ее развитие. В них гармонично сочетается речевое совершенство мысли и чувства, и определяет их преобразовательную действенность.
Воспитательная сила пословиц и поговорок заключается в аффективных элементах: они действуют не столько доводами, сколько внушением. Народные поговорки и пословицы проявляют народную мудрость, обобщают и синтезируют живой опыт народа.
Так, в частности, на занятиях воспитателю следует предложить детям ряд пословиц и такие варианты работы: продолжить пословицы; найти лишние пословицы и обосновать свой ответ; определить, о какой черте характера говорится в пословице; вспомнить сказочного персонажа, которому было присуще данное качество; объяснить последствия негативного поведения; выяснить, какие слова указывают на негативное
28 отношение к указанному поведению, смоделировать ситуацию возможного использования пословиц, создание сюжетных рисунков.
Интересным и эффективным будет создание коротеньких произведений по заданной теме-пословице. Уместно задать детям и следующие вопросы:
Какое правило зафиксировано в пословице? К чему может привести нарушение этого правила? Почему необходимо его выполнять? С помощью подобных вопросов выясняется причинно-следственная связь, содержащаяся в пословице, выявляется уровень знания детьми нравственных норм, позволяет пробудить у детей соответствующие эмоции (формирование эмоционального компонента).
Работа над пословицами может включать игру «Кто больше знает пословиц?» на конкретную заданную учителем тему, беседы, конкурсы на лучший рисунок по пословице, на лучший сюжет, создание «Копилки народной мудрости» и так далее. Огромное значение материалов народного творчества в воспитании и обучении не раз подчеркивал К.Д. Ушинский:
«Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных основаниях, имеет ту воспитательную силу, которая не имеется в лучших системах, построенных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». На передний план педагог поставил народные сказки «как первые и блестящие попытки народной педагогики, написанные для детей литературой» [7, с. 124].
Исключительная роль в формировании нравственных представлений принадлежит народным играм и развлечениям. Игры имеют свою национальную принадлежность и многовековую историю. Отдельные игры создают целые сюжетные действа, своеобразные детские спектакли под открытым небом, среди природы. Диалоги действующих лиц полны поэтическими, в том числе стихотворными текстами, богатыми народно- поэтическими обращениями. Мощным и действенным средством становления, формирования и развития высоконравственной личности является народная музыка. Первые музыкальные впечатления
29 воспринимаются и усваиваются ребенком на интуитивно-чувственном уровне. Старшим дошкольникам свойственно синтетическое, ассоциативное восприятие – проникновение в поэтический мир народных мелодий обеспечивает усвоение детьми характерной для русского народа образно- эмоциональной и музыкально интонационной системы. Неотъемлемой чертой поэтики народных песен является эмоционально-чувственная экспрессия, нравственный максимализм, искренность и непосредственность.
Весь круг героев, образов, чувств, с которыми дети встречаются в народных песнях, влияет на формирование их духовного мира именно в нравственном плане. Итак, лучшие образцы фольклора педагогического содержания и направленности, которым свойственна высокая нравственность, яркая образность, эмоциональность является оптимальным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Мы считаем, что комплексное использование фольклорных жанров
(образцов социо-нормативной, языковой, музыкальной, хореографической культуры русского народа), будет способствовать не только расширению детского исполнительского опыта и навыков моделирования более сложных программ забав и развлечений, превращая их в сюжетные драматические действа, но и обеспечению всестороннего развития и формированию национального самосознания, формированию нравственных представлений.
Задача воспитателя, при этом, управлять процессом таким образом, чтобы она способствовала расширению и развитию опыта о формах и способах культурного и нравственного поведения во время общения с товарищами, о последствиях нарушений определённых правил, вырабатывать привычку соблюдать нормы поведения.
Итогом вышесказанного будут слова В.А. Сухомлинского: «Важным средством воздействия на ребенка, облагораживанием его чувств, мыслей, переживаний, является красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства, где каждая встреча с новым явлением
30 окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство восхищения, невозможно переоценить» [6, c. 147].
В проблематике нашего исследования воспитательные возможности фольклора «Ключевого показателя и основного рычага современного прогресса» [4, с. 4] незаменимы. Формы детского фольклорно-игрового досуга (игры, инсценирование, драматизация, свободное общение по теме, рассказывание), построенные на детском фольклорном материале, соответствуют всем требованиям детской аудитории исследуемого возраста.
Таким образом, с помощью методов воспитания (выразительное исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении разных форм фольклора) в процессе освоения жанров фольклора у детей появляются элементарные знания и умения об окружающем мире, о культуре народа, о его традициях, об истории страны, формируются нравственно-эстетические идеалы, ценности и нравственные представления. Также у детей развиваются определенные личностные качества, которые обуславливают нравственное поведение, умение ориентироваться на чувства других, понимание собственных чувств.
Таким образом, под фольклором понимается устное словесное и музыкальное народное творчество.
Формированию нравственных представлений дошкольников способствуют различные жанры фольклора: скороговорки, считалки, загадки, песни, стихи, пословицы и поговорки, сказки, игры. Все жанры народной педагогики направлены на практическое познание окружающих предметов и явлений, формирование первых представлений о нравственных категориях, эмоционального отклика на них и соответствующего им поведения.
31