Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 2. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Дети перечисляют вначале хорошие черты характера, а затем плохие.
3. Оцени поступок героя (по иллюстрациям).
4. Опиши, какие эмоции испытывают герои сказки «Царевна-лягушка»,
«Морозко».
5. Викторина. Например, «Из какой я сказки?», где по поступкам нужно узнать героя сказки. Так на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Методы формирования эмоционального критерия нравственных представлений у старших дошкольников:
– метод примера – пример поведения героя;
– чтение и анализ эмоциональных состояний героев и их причин и последствий.
Эти методы позволяют раскрыть чувства ребенка, развивать способность сравнивать нравственные нормы поведения и аморальные, устанавливать различия, проявляя при этом свое собственное отношение, выражая его через эмоциональные проявления, мимику, жесты, словесную форму выражения.
Фрагмент занятия по художественной литературе. Нравственная беседа
«Достойный поступок».
Цель: научить детей распознавать хорошие и плохие поступки, обогатить знания об нравственной категории «дружба», активизировать словарь детей пословицами.
Словарь: Достойный поступок, друг, товарищ, дружить, надежность, верность.

53
Материал: пословица: «Друзья познаются в беде», «Верный друг – то величайшее сокровище».
Ход занятия: Воспитатель показывает детям иллюстрации и рассказывает о двух друзьях Максима и Вадима. После прослушивания рассказа воспитатель заключает: недаром говорят: «Друзья познаются в беде» и «Еще верный друг - это самое большое сокровище». Ведь когда все хорошо, то у человека много друзей, а когда что-то случается плохое, то сразу становится понятно, кто настоящий друг - тот, кто поможет, посоветует, или просто посочувствует. С кладом приятеля сравнивают, потому что клад — это не только драгоценности и деньги, но и хорошее отношение, верность, надежность. К тому же от денег мало пользы, если нет близкого человека, который в трудную минуту придет на помощь. Вопросы к детям: Как вы думаете, почему мама Вадима так сказала? А как бы ты поступил на месте Вадима? Почему? Почему говорят: друзья познаются в беде?
В конце занятия детям предлагается составить рассказ о своем лучшем друге, по плану: 1) как мы познакомились, 2) почему нам интересно вместе играть, 3) наши любимые игры.
Фрагмент занятия «Дружба и взаимопомощь все побеждают».
Цель: формирование гуманистической направленности поведения, воплощать в поступках и действиях нравственные нормы и образец поведения, научить детей распознавать хорошие и плохие поступки, уточнить знания о правилах поведения, о дружбе, обогатить словарь детей пословицами.
Словарь: дружба, смущаться, извиняться, обида, пренебрежение, унижение, справедливость.
Материал: пословица: С другом говори вежливо и учтиво от грубого слова близкий становится чужим; острое словечко колет сердце; пчела жалит жалом, а человек словом.


54
Ход занятия: Дети, давайте вместе вспомним те пословицы, которые вы знаете, а для этого поиграем в интересную игру «Сложи пословицу». Вот, например, я вам называю начало пословицы: «Друга ищи, а найдешь...», а вы заканчиваете ее (береги). Детям предлагаются пословицы: Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь) Друзья познаются в ... (в беде) Верный друг ...
(крупнейший клад) Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они ...
(обращались с тобой) При горе и в беде познаешь ... (верного человека) Кто любит только себя, того люди не ... (любят) (Ответы детей).
Скромнинка: Ой, как много вы всего знаете, а я вот хочу рассказать историю о своих подружках Наталье и Аленке. Вопросы к детям: Правильно рассудила Наташа, что так будет справедливо? Почему пошла Аленка? А как бы ты поступил на месте Натальи? (Ответы детей). Дети, о таких как
Наталья, говорят: острое словечко колет сердце, ведь, слова могут сильно обидеть, ранить человека. Даже если это нечаянно, всегда надо думать о том, что собираетесь сказать. Запомните эту пословицу (Дети дважды повторяют пословицу). А еще говорят: «Пчела жалит жалом, а человек словом», то есть как жало пчелы может пожалить, так же обидное, неосторожное слово ранит
«Жалит» человека. (Дети заучивают пословицу). Детям предлагается придумать продолжение истории о Наталье и Аленке, помирить их. (Дети выполняют задание). Подытоживая занятие дети с помощью воспитателя выводят нравственное правило: С другом говори вежливо и учтиво от грубого слова близкий становится чужим.
Далее нами закреплялись знания детей о нравственных категориях, нравственных нормах и качествах; продолжали воспитывать умение оценивать поведение героев, сверстников и свое собственное, использовать фольклорные произведения в повседневной жизни. Учили детей предлагать действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе, учили детей занимать нравственную позицию.
Реализовывались такие методы и приемы: проблемные нравственные ситуации и вопросы, воображаемый диалог с героями русского фольклора,

55 написание письма положительным и отрицательным героям, конкурсы- соревнования оценочного характера, рисование по содержанию фольклорных произведений, инсценировка произведений русского фольклора нравственной направленности.
При формировании деятельностного критерия нравственных представлений происходит перенос социально-нравственных ценностей, представленных в сказках, пословицах, поговорках, былинах, и нравственных качеств сказочного персонажа в реальные жизненные ситуации. Формирование данного критерия предполагало решение следующих задач:
1. Формировать умение определять собственную нравственную позицию в проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам.
2. Сформировать у детей стремление и готовность вести себя в соответствии с нравственными ценностями и установками на добро.
Творческие задания:
1. Игровые ситуации.
2. Проблемные ситуации социально-нравственного характера.
3. Пересказ, анализ и обсуждение жизненных ситуаций и нравственной позиции героев и самих детей.
Методы формирования деятельностного критерия нравственных представлений у старших дошкольников: приучение, упражнение, ориентирование на идеал героя сказки, создание проблемных ситуаций и способов их нравственного решения, поощрение.
Использование данных методов на материале малых форм фольклора позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста нравственные представления в единстве трех критериев: знания нравственных норм
(когнитивный), способности проявить свое эмоциональное отношение к поступкам героев сказок, давать им нравственную оценку (эмоциональный); умения определять собственную


56 нравственную позицию в проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, нести при этом личную ответственность (деятельностный).
Приведем примеры.
Фрагменты занятия по художественной литературе. Чтение «Сказки о
Морозко». Цель: формирование знаний о нравственных нормах, повышение степени осознаваемых личностью собственных нравственных качеств и нравственных представлений уточнить представления детей о вежливости и правилах поведения, закрепить умение оценивать поведение героев сказки и сверстников.
Словарь: вежливая, застенчивая, добросовестная, наглая, воспитанная, невежливая, невоспитанный, грубый, ленивая. Материал: Сказка о Морозко, пословица: кто любит только себя, того люди не любят; тому человеку уважение, который для других живет.
Ход занятия: Воспитатель читает детям сказку о Морозко. После чего проводится беседа по содержанию сказки. Вопрос: почему Морозко дедовой дочери дал золото и серебро, а бабьей - сосульки и снег? Можно ли назвать бабью дочь вежливой, воспитанной? Почему? А деда? (Дети отвечают) После беседы воспитатель заключает: Доброй, работящий девушке - дедовой дочери, за скромное поведение, за то, что она не жаловалась, что ей холодно, что устала, за ее честный труд Морозко вознаградил ее, хотя она и не ожидала такого вознаграждения. Бабья дочь, наоборот, только за подарками и пришла к Морозко, она ленилась, не работала, вела себя вызывающе, вот и получила справедливую награду - сосульки и снег. Дети вспомните, какие пословицы или поговорки вызнаете о вежливости? (Дети рассказывают).
Воспитатель объясняет детям сущность пословиц и предлагает их изучить: кто любит только себя, того люди не любят - человек, который любит только себя, ни о ком не заботится, никому не помогает, он все делает только для себя, чтобы ему было хорошо, поэтому и люди его не любят. А за что его любить, если он ничего не делает полезного для других?

57
Пословицы: «Не рой другому яму, а то сам в нее упадешь» означает, что нельзя делать людям зла, потому что, тоже самое может произойти с тобой. (Дети повторяют пословицу).
Занятие по рисованию: «Кто тебе больше нравится? «Цель: закрепить знания и умения детей передавать красками характер положительных и отрицательных сказочных героев, уместно вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Материал: кукла принцесса Доброслава и злая колдунья, краски, кисти, карандаши и бумага.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям нарисовать кукол принцессы Доброслава и колдуньи, а перед этим просит вспомнить их характер и характер, и попробовать показать его на рисунке. В конце рисования дети рассматривают и комментируют свои рисунки, вспоминают пословицы. Дидактическая игра «Найди домик для каждого. «Цель: продолжать учить детей оценивать поведение героев русских народных сказок, закрепить знания детей о фольклорных произведениях. Материал: кукла Правдолюбка, раздаточный материал: изображение знакомых фольклорных персонажей: положительных (деда дочь, Волк-панибрат, Котик и другие) и отрицательных (бабья дочь, Лисичка-сестричка, мышата, ведьма, баба Яга и другие); синие и красные конверты.
Ход игры: Правдолюбка рассказывает детям, что в стране сказок случилось недоразумение. Какой-то неумелый волшебник перепутал всех героев: хороших и плохих. И вот теперь они все вместе, а их надо распределить по их домикам: добрых и злых сказочных героев надо разложить по конвертам: в красный - хороших, добрых, а в синий - злых, недобрых. Объяснить свой выбор, то есть оценить поведение сказочного персонажа, охарактеризовать его (работящая, ленивая и т.д.).
Таким образом, содержание занятий было направлено на понимание детьми нравственных категорий и содержания фольклорных произведений, осознание их нравственности; комплексное решение задач по нравственно- нравственному воспитанию детей в различных видах деятельности


58
(художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни; стимулирования оценочно- контрольной деятельности в нравственном поведении детей; совместная работа ДОУ с семьей по формированию нравственных представлений детей.
На практическом этапе исследования разработана система по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста средствами фольклора, что состояло из трех этапов. Содержательный аспект работы на первом ознакомительном этапе предусматривал: ознакомление детей с произведениями русского фольклора нравственной направленности, изучение их наизусть, обучение понимать нравственность фольклорных произведений, обогащение и уточнение знаний детей по нравственным категориям, качествам, нормам и правилам; активизацию словаря ребенка лексикой нравственной направленности. Ведущей формой работы на первом этапе были беседы по художественной литературе. На этом этапе реализовались такие педагогические условия: привлечение родителей к совместной работе формирования нравственных представлений детей; обеспечение понимания детьми нравственных представлений, категорий и содержания фольклорных произведений, и осознание их нравственности.
На втором этапе детей учили распознавать хорошие и плохие поступки, адекватно оценивать поведение героев фольклорных произведений и своих собственных поступков, понимать сущность нравственных представлений, категорий, качеств, норм, правил. Ведущей формой работы выступили интегрированные занятия из разных разделов программы (художественная литература, развитие речи, рисование). Деятельность педагога была направлена на понимание и осознание детьми нравственности фольклорных произведений; комплексное решение задач по формированию нравственных представлений детей в различных видах деятельности (художественно- речевая, игровая, театрализованная, учебная), как на занятиях, так и в повседневной жизни.

59
На занятиях систематически обобщались знания детей о нравственных категориях, нравственных нормах и качествах; формировалось умение оценивать поведение героев, сверстников и свое собственное. Формами работы на этом этапе выступили: занятия по художественной литературе, рисование.
В целом мы убедились, что при формировании нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора необходимо исходить из собственного опыта детей, создавая при этом условия для «упражнения в поведении», соответствующем определенной нравственной норме. Словесный анализ, вычленение нравственного содержания из сказок, пословиц, поговорок, мирилок и пр. и выражение его в словесной форме, закрепление умений нравственного поведения разными методами и при выполнении детьми творческих заданий помогают детям избежать разрыва между полученными нравственными представлениями и нравственным поведением.


60
1   2   3