Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования нравственных представлений детей обусловлена стоящими перед системой образования задачами, сформулированными в нормативно-законодательных документах.
Дошкольное детство, характеризующееся преобладанием эмоционально- чувственного восприятия действительности, является благоприятным периодом для нравственного воспитания, формирования и развития нравственных представлений. Именно поэтому, в этом возрасте процесс нравственного воспитания, накопление знаний о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, приобретает важное значение.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и сопоставления позиций разных авторов, в нашей работе нравственность определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, включая нравственные нормы и правила поведения, определяемые данными качествами (С.И. Ожегов). В определении понятия нравственные представления ребенка дошкольного возраста мы разделяем позицию
Е.А. Геник: – это важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой
[3, С. 10].
На основе определения понятия «нравственные представления» и выделенных структурных компонентов были определены критерии сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.
Результаты диагностики показали начальный уровень сформированности нравственных представлений у старших дошкольников.

61
Низкий уровень был выявлен у 11 детей (55%), средний уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 9 детей
(45%), высокий уровень сформированности нравственных представлений не был выявлен нами в данной группе детей.
Полученные результаты показали необходимость разработки содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из эффективных средств нравственного воспитания является фольклор, который способствует правильному пониманию детьми поступков и поведения во взаимоотношениях, играет огромную роль в обогащении знаний детей о нравственных категориях и понятиях, обогащает словарь детей нравственными понятиями.
На основе результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Прежде всего, нами осуществлялось формирование у детей нравственных представлений, знаний, понятий, мы учили детей осознавать собственные нравственные качества и нравственные нормы. Мы использовали нравственные беседы, приводили примеры, разъясняли детям нравственные поступки. В процессе беседы с детьми способствовали формированию положительного эмоционального отношения к нравственным нормам, активизировали проявления детей с целью выражения эмоционального отношения к нравственным нормам. Проектировали ситуация для определения детьми собственной нравственной позиции и воплощения ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам. Поощряли стремление детей к оказанию действенной помощи, способствовали формированию гуманистической направленности поведения, ответственности за собственные поступки и поведение.


62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Авраменко, О. В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором / О. В. Авраменко,
Г. А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. –
2015. – № 31 (3). – С. 76-82.
2. Арсеньев, А. С. Научное образование и нравственное воспитание /
А. С. Арсеньев // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – Москва : НИИ общ. пед АПНСССР, 1979. – С. 30-59.
3. Архангельский,
Н.
В.
Нравственное воспитание
/
Н. В. Архангельский. – Москва : Просвещение, 2000. – 387 с.
4. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации /
И. А. Аршавский. – Москва : Наука, 2015. – 132 с.
5. Березка, Т. Мы родом из детства: развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи / Т.
Березка, Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 4-8.
6. Бех И. Д. Воспитание личности / И. Д. Бех. – Москва :
Просвещение, 2003. – 278 с.
7. Бордовская,
Н.
В.
Психология и педагогика
/
Н. В. Бордовская. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 624 с.
8. Ведерникова,
Н.
М.
Русская народная сказка
/
Н. М. Ведерникова. – Москва : Наука, 2015. – 136 с.
9. Венгер, Л. А. О чем рассказывает сказка / Л. А. Венгер //
Дошкольное воспитание. – 2014. – №5. – С. 23-25.
10. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Журнал Вестник
Самарской гуманитарной академии. – 2009. – № 1. – С. 3-10.
11. Гриценко,
З.
А.
Ты детям сказку расскажи
/
З. А. Гриценко. – Москва : Линка-Пресс. 2013. – 145 с.

63 12. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т.
/ В. И. Даль. – Москва : АСТ, 2014. – 986 с.
13. Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста. – URL : http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00110322_1.html
(дата обращения:
25.12.2018).
14. Дошкольная педагогика. под ред.
В.
И.
Ядэшко и
Ф. А. Сохина. – Москва : Флинта, 2015. – 356 с.
15. Ермакова, Е. А. Курс нравственного воспитания «Этика» / Е. А.
Ермакова // Народное образование. – 2013. –№ 9. – С.10-12.
16. Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников
/ И. К. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2015. – №5. – С. 17-21 17. Кабарухина, М. Сказка – лучик золотой / М. Кабарухина // Новая библиотека. – 2013. – №18. – С. 92-93.
18. Каминская Н. П. Особенности нравственного воздействия на ребенка со стороныматери и отца // Педагог. - 1998. - № 6. - 119 с.
19. Карпенчук С. Т. Теория и методика воспитания / С. Карпенчук. –
Москва : Высшая школа, 1997. – 304 с.
20. Клейманова, Н. С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство эстетического и нравственного развитии дошкольников / Н. С. Клейманова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – №8. – С. 24-28.
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва :
Академия. – 2016. – 416 с.
22. Кондрашова, Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников / Н. В. Кондрашова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – №2. – С. 113-117.
23. Короткова, Л. Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего


64 школьного возраста / Л. Д. Короткова. – Москва : ГОУ ВПО «МГОПИ»,
2015. – 132 с.
24. Курочкина, И. Н. Как научить ребенка поступать нравственно / И.
Н. Курочкина. – Москва : Флинта, 2014. – 126 с.
25. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –
Т.1 под ред. В.В. Давыдова и др. – Москва : Академия, 2010. – 319 с.
26. Лихачев, Б. Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. – Москва :
Владос, 2010. – 336 с.
27. Лопатина, А. А. Вечная мудрость сказок / А. А. Лопатина. –
Москва : Книга по Требованию, 2012. – 286 с.
28. Лопатина, А. А. Нравственное воспитание дошкольников / А. А.
Лопатина, М. В. Скребцова. – Москва : Амрита, 2012. – 112 с.
29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – Москва :
Мир словарей и энциклопедий, 2012. – 826 с.
30. Поддьяков, Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С.
18-26.
31. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. –
Москва : Лабиринт, 2014. – 132 с.
32. Рубинштейн,
С.
Л.
Основы общей психологии
/
С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2012. – 483 с.
33. Сапогова,
Е.
Е.
Психология развития человека
/
Е. Е. Сапогова. – Москва : Аспект-пресс, 2005. – 345 с.
34. Социально-нравственное воспитание дошкольников ; под ред. Н.
В. Микляевой. – Москва : Сфера, 2013. – 176 с.
35. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / А. Сухомлинский
//Избранные произведения: в 5-ти т. - Т. 3. – Москва : Просвещение, 1977. -
C. 202.
36. Сухомлинский,
В.
А.
Рождение гражданина
/
В. А. Сухомлинский. – Москва : Наука, 2012. – 143 с.

65 37. Ушинский К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Сочинения: в 6 т.
– Москва : Пресс. – 1954 - Т. 2. - С. 428.
38. Ушинский, К. Д. Сочинения / К. Д. Ушинский. Том 3. – Москва :
Академический проект, 2011. – 775 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 URL : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
(дата обращения:
25.12.2018).
40. Философский словарь ; под ред. С. С. Гогоцкого. – Москва :
Академия, 2015. – 296 с.
41. Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях всех видов и типов: методические рекомендации
; авт.-сост.:
Т. Н. Глазкова и др. ; под общ.ред. Н. Е. Астафьевой – Тамбов : ТОГОАУ
ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013. –
81 с.
42. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для вузов /
И. Ф. Харламов. – Москва : Просвещение, 2015. – 245 с.
43. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология /
И. В. Шаповаленко. – Москва : ЮРАЙТ, 2013. – 576 с.
44. Широкова, Г. А. Детская психология. Словарь-справочник / Г. А.
Широкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 208 с.
45. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога /
Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 320 с.
46. Шитякова, Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории / Н. П. Шитякова. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.


66 47. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие для вузов / Л.
Б. Шнейдер. – 3-е изд., стереотип. – Екатеринбург : «Деловая книга», 2014.
736 с.
48. Шорыгина, Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели / Т. А. Шорыгина. – Москва : Сфера, 2017. – 96 с.
49. Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение? /
Х. Штольц, Р. Рудольф. – Москва : Просвещение, 1986. – 80 с.
50. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер. – 5-е изд, стереотип. –
Москва : Детство-Пресс, 2014. – 327 с.
51. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. – 2013. – № 4. – С. 24-
29.
52. Ясинских, Л. В. Педагогические условия развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в художественно- творческой деятельности / Л. В. Ясинских // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 64-69.

67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 6
Содержание работы по формированию нравственных представлений
Произведения фольклора
Содержание
Задачи формирования нравственных представлений
Сказки
Морозко, Лисица и журавль,
Рукавичка
Способность проявить свое эмоциональное отношение к поступкам героев фольклорных жанров, давать им нравственную оценку
Песни
Петушок, «Дождик, дождик, пуще»,
«Две тетери»,
«Дождик», «К нам гости пришли»,
«Солнышко»,
«Зайчик ты, зайчик»,
Умения определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам
Народные игры Пчелы, бег по стволу, Веночек, ладушки-ладошки, чепуха, золотые ворота, овечки, капуста, дедушка мазай,
«Костромушка-Кострома»
Знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
Скороговорки
Лера с Лорой и Лариса
Маме делают сюрпризы:
Режут, варят, трудятся,
Вот какие умницы.
Пыль, пар, топот, лом.
Бобр с бобрихой строят дом.
У пеньков опять пять опят стоят
Федя филина боится -
Филин может рассердиться. И т.д.
Умения определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам
Считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты пойди-ка, поводи!
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стуки, звон,
Выйди вон! И т.д.
Знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
Загадки
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят) Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встаёт,
Сам себе плита и чайникСам заварит, сам нальёт. И т.д.
Способность проявить свое эмоциональное отношение к поступкам героев фольклорных жанров, давать им нравственную оценку


68
Продолжение таблицы 6
Мирилки
Та-ра-ра, та-ра-ра
Мы помиримся с утра.
Улыбнись, повернись и со мною помирись.
Ты со мною не дерись
А крепко-крепко подружись! И т.д.
Умения определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам
Пословицы и поговорки
В ком стыд, в том и совесть.
За совесть да за честь –хоть голову снесть.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
Без мыла в душу залезет.
Много людей, а человека нет.
Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
Послужи на меня, а я –на тебя.
Рука руку моет, и обе белы живут.
За добро добром и платят.
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди. И т.д.
Знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров

69
План работы с малыми жанрами фольклора в течение года
Пословица: 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2. Единство и братство - большая сила.
Мирилки Мир миром, пироги с сыром. Народная песня: Ходит тыква по огороду.
Скороговорка Раз Варвара и Демьян поссорились за сорняк.
Народная песня: Поссорились бабки
Пословица: 1. Дружба - это самое дорогое сокровище. 2. Один в поле не воин.
Друга ищи, а найдешь - держи.
Мирилки: По двору курочка ходила ...
Народная игра: Маринка.
Скороговорка: Гостить шла стоножка
Мирилки: Мирись, мирись, и больше не ругайся!
Пословица: Дружба, как зеркало, разобьешь - не склеишь.
Поговорка: Друзья познаются в беде.
Пословица: 1. Вежливый всяк приятель.2. Острое словцо колет сердце.
Пословица: 1. Какую дружбу заведешь, такую и жизнь проведешь.2.
Коза с волком таскалась - только шкура осталась.
Поговорка: Улитка-Павлик
Мирилки: За забор вишня наклонилась.
Забава: И этому дам, и этому дам.
Пословица: 1. Пчела жалит жалом, а человек словом. 2. От грубого слова близкий становится чужим.
Народная игра: Горюет дуб.
Потешки: кто впереди, тот пасет стадо ...
Пословицы: 1. К хорошей хозяйке все соседи в гости заходят. 2. Так ведется, что гостя угощают всем, что в доме найдется.

70
Пословица: 1. Будешь спутником хорошего человека – поможет тебе при всякой погоде. 2. Доброе слово - лучше сахара и меда.
Народная игра: У горохова сундука. Народная песня: Каравай
Скороговорка: Девочка Люба. Пословицы: 1. Кто сам хвастается, тот кается. 2. Не хвались, начав дело
Пословица: 1. Не хвали сам себя, пусть тебя другие хвалят.2. задирает голову настолько, чтобы шапка не слетела.
Пословица: 1. В чужом доме нужно быть приветливым, а не приметливым. 2. По щедрости руки видно, какое сердце.
Считалка: А между нами, мальчишками.
Пословица: 1. Каждая птичка своим носиком живет. 2. Не слова красят человека, а его дела. 3. Птичка красна своими перьями, а человек знаниями.
Пословица: 1. Кто любит только себя, того люди не любят.2. Тому человеку уважение, который для других живет. 3. Раньше другому помогай, а потом уже у кого-то помощь принимай.
Пословицы: 1. Хотел сделать спешно, а получилось смешно. 2. Кто совесть чистую имеет, тот спокойно спать ложится.
Пословица: 1. Птицы славятся песнями, люди - делами.2. Честному везде честь. 3. Честный труд - самое большое богатство.
Сказка: перчатка.
Потешки Ой гули, гули белые гуси.
Пословицы: 1. Не говори «Гоп», пока не перепрыгнул. 2. Не смейся над другим...
Потешки: Дед ходит по горе.
Потешки: Мать сына качала.
Пословицы: 1. Дети плачут, а у матери сердце болит. 2. Почитай отца и мать и тебя будут уважать.
Прибаутки 1. Антошка! Ешь понемногу. 2. Помолчи, язычок ...
Пословица: 1. Слово - не воробей, вылетит не поймаешь. 2. Не стремись быть высоким, а учись быть полезным.