Файл: Дата подпись Исполнитель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55 фольклора, так как именно в этом возрасте происходит рывок в развитии ребенка, осознании самого себя и происходящего вокруг. Значение чтения фольклорных произведений в развитии ребенка дошкольного возраста очень велико. Рассказывание, чтение, пересказывание художественной литературы и фольклорных текстов доступного жанра (будь то сказка, загадка, песня, потешка), оказывает на ребенка-дошкольника огромное влияние на психологическое, умственное, творческое, интеллектуальное и психофизиологическое развитие, формирует культурную и нравственную сторону ребенка, рассказывает о жизни, о труде, об отношении к природе, развивает трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника. Анализируя программы Детский сад 2100» и Детство делаем такой вывод, что данные образовательные программы достаточно широко раскрывают требования к работе педагога, описывает применение методов и форм работы по приобщению к художественной литературе и фольклору. Программы четко и понятно описывают последовательность приобщения ребенка к литературе и фольклору по мере взросления малыша. Эффективность обучения дошкольников литературных фольклорных произведений зависит от внимания педагога, родителей, специалистов ДОУ, от умения воспитателя грамотно выстроить педагогический процесс, направленный на полноценное освоение детьми устного народного творчества. В дальнейшей работе по формированию у дошкольников пятого года жизни интереса к художественной литературе и фольклору с помощью эффективных методов и приёмов необходимо обогащать читательский опыт детей за счёт произведений различных жанров фольклора (заклички, небылицы, считалки, волшебные сказки, литературной прозы (рассказы с нравственным подтекстом) и поэзии авторские загадки

56 обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов сочинять загадки, сказки по аналогии со знакомыми текстами способствовать самовыражению детей в театрализованной игре в процессе создания целостного образа героя в его изменении и развитии приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям
[29]. Исследование уровня освоения детьми среднего дошкольного возраста произведений литературы и фольклора проводилось на базе средней группы
МАДОУ детский сад № 14 Ягодка в количестве 16 человек. Изучив формы, методы, приемы работы с детьми среднего дошкольного возраста по освоению произведений фольклора, а также проанализировав программы Детство, Детский сад 2100» было использовано методическое пособие Диагностика развития речи дошкольников МН.
Едаковой, В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой. По результатам диагностики видно, что большинство детей данной группы не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Средний дошкольный возраст – это самый пик начала большой работы в области приобщения и восприятия к художественной литературе, произведениям фольклора сточки зрения понимания и осознанного осмысления сказок, рассказов, стихов, песенок, частушек, загадок, пословиц, поговорок и т. д. С целью реализации в педагогическом процессе ДОУ условий, направленных на освоение детьми среднего дошкольного возраста произведений фольклора нами был разработан комплекс мероприятий по работе с педагогами, воспитанниками и их родителями. В результате чего, необходимо довести уровень понимания детьми фольклорных текстов в средней группе до высокого – у 30% детей, остальные – среднего уровня. Для

57 этого необходимо организовать систематическую работу с дошкольниками, с применением предложенного нами комплекса мероприятий, так как именно в этом возрасте различные формы фольклора доступны их пониманию и осознанию, что способствует положительному развитию и восприятию литературных и фольклорных жанров для всестороннего развития ребенка в условиях современного малоговорящего мира, ухода влету исконно русских традиций, культуры и образа жизни русского народа.

58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, ММ. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Текст : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / ММ. Алексеева, В. И. Яшина
– М. : Издательский центр Академия, 2000. – 400 c.
2. Акифьева, Н. В. Развитие речи детей посредством использования малых фольклорных форм Электронный ресурс.
URL: дата обращения 27.08.2016).
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература Текст : учебное пособие / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева – М. : Издательский центр Академия,
2005. – 576 с.
4. Бабаева, Т. И. Детство Примерная образовательная программа дошкольного образования Текст / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 280 с.
5. Беспалова, О. В. Методические рекомендации для педагогов по освоению образовательной области чтение художественной литературы младший и средний дошкольный возраст Электронный ресурс. URL: дата обращения 17.07.2015).
6. Бунеева, Р. Н. Основная образовательная программа дошкольного образования Детский сад 2100» Текст : сб. материалов в х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р. Н. Бунеева. е изд, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с.
7. Василенко, В. А. Детский фольклор Текст : учебное пособие / В. А. Василенко – М. : Высшая школа, 1978. – 198 с.
8. Васильева, МА. Примерная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы Текст / под редакцией НЕ. Вераксы, Т. С. Комаровой, МА. Васильевой. – М. : «Мозаика-Синтез»,
2014. – 334 с.

59 9. Викулина, А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения Текст : учебное пособие / А. М. Викулина – Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
10. Виноградов, ГС. Русский детский фольклор Текст : учебное пособие – Иркутск. : Флинта-наука, 1930. – 234 с.
11. Волков, Г. Н. Этнопедагогика Текст : учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков – М. : Издательский центр Академия, 1999. – 168 с.
12. Гавриш, Н. В. Использование малых фольклорных форм Текст / Н. В. Гавриш // Дошкольное воспитание. – 1991. – №9 – С. 16-20.
13. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду Текст / И. Г. Гаврилова. – М. : Детство-Пресс, 2008. – 160 с.
14. Гальперин, П. ЯК проблеме внимания Электронный ресурс.
URL: дата обращения 20.08.2015).
15. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада Текст : Пособие для воспитателя / В. В. Гербова – М. : Просвещение,
1983. – 100 с.
16. Гольцова, Е. Н. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Электронный ресурс. URL: http://www.nsportal.ru дата обращения 11.05.2015).
17. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4-5 лет Текст : Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2004. – 168 с.
18. Гурович, Л. М. Ребенок и книга Текст / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова – М. : Просвещение, 1992. – 245 с.
19. Ермилова
,
И. А. Учебно-методический кабинет Электронный ресурс. URL: дата обращения 25.07.2016).

60 20. Ермоленко, Е. В. Логопедия / Влияние загадок на речевое развитие дошкольников : Электронный ресурс. URL: дата обращения 16.07.2015).
21. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения Текст : Изобр. псих. труды ТА. В. Запорожец – М. : Педагогика, 1996. – 166 с.
22. Зимина, И. А. Народная сказка в системе воспитания дошкольников Текст / И. А. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. –
№ 5. – С. 26-31.
23. Зуева, Т. В. Русский фольклор Текст : учебное пособие / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – М. : Наука : Флинта, 1998. – 400 с.
24. Калинина, Е. А. Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте : Электронный ресурс. URL: дата обращения 10.07.2015).
25. Калугина, В. И. Фольклор народов России Текст : учебное пособие / В. И. Калугина, А. В. Копалина – М. : Дрофа, 2002. – 320 с.
26. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор Текст : учебное пособие для студентов педвузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. :
Флинта-наука, 2011. – 51 с.
27. Клопертанец, З. Н. Роль чтения в развитии ребенка : Электронный ресурс. URL: дата обращения 12.06.2015).
28. Ключевая, СВ. Методика художественного чтения и рассказывания детям : Электронный ресурс. URL: дата обращения 18.07.2016).
29. Колобова, О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста. Актуальные задачи педагогики Текст : материалы
VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г) / О. А. Колобова – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 37-45.

61 30. Кудряшев, В. И. Интернет-журнал для педагогов Планета Детства
: Электронный ресурс. URL: дата обращения
11.06.2016 ).
31. Ларионова, ДН. Устное народное творчество, как фактор социального и духовного развития личности ребенка, 2016 г. Электронный ресурс. URL: дата обращения 12.07.2016).
32. Макарова, В. Н. Диагностика развития речи дошкольников Текст : методическое пособие
/ В. Н.
Макарова, Е. А.
Ставцева, МН. Едакова – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
33. Маклаков, А. Г. Общая психология Текст : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2003. – 592 с.
34. Мельников, МН. Русский детский фольклор Текст : учебное пособие / МН. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 240 с.
35. Миронова, НА. Анализ стихотворения Текст : учебное пособие / НА. Миронова, С. А. Самойлова. – М. : Экзамен, 2008. – 384 с.
36. Немов, Р. С. Психология. Текст : учебник для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. Общие основы психологии / Р. С. Немов – е изд. – М. : Просвещение ВлАДоС, 1999. – 496 с.
37. Никитина, Л. С. Развивающие игры и упражнения на внимание : Электронный ресурс. URL: дата обращения 08.06.2015).
38. Новикова, Я. В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла Текст / Я. В. Новикова // Молодой ученый. – 2014. – №. 15 – С. 292-293.
39. Пидручная, С. Сказки – за безопасность детей Текст / С. Пидручная // Дошкольное воспитание – 2008. – №. 3 – С.
40. Померанцева, ЭВ. Русская народная сказка Текст / ЭВ. Померанцева – М. : Просвещение, 1963. – 128 с.
41. Понаморенко, ЮС. Психофизиологические аспекты навыка чтения и процесс овладения им : Электронный ресурс. URL: дата обращения 09.06.2016).

62 42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст : Вт С. Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 1989. – 487 с.
43. Самойленко, В. П. Потешный фольклор : Электронный ресурс.
URL: дата обращения 25.06.2016).
44. Светлова, И. Е. Развиваем воображение и фантазию Текст / И. Е. Светлова – М. : Эксмо, 2007.– 104 с.
45. Симолин, АС. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая гр г. Москва Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурс. URL: http://www.myhared.ru дата обращения 29.07.2015).
46. Старцева, Е.А. Развитие психологических процессов у детей 4-5 лет
: Электронный ресурс. URL: дата обращения 04.08.2015).
47. Томашева, ОС. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста : Электронный ресурс. URL: дата обращения
12.08.2016).
48. Туктарова, А. В. Консультация для воспитателей Сущность и жанровая классификация детского фольклора : Электронный ресурс.
URL: дата обращения 18.08.2016).
49. Ушакова, ОС. Методика развития речи детей дошкольного возраста Текст : учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / ОС. Ушакова, ЕМ. Струнина – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
50. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений Текст / К. Д. Ушинский – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1948. – Т. 2 –
659 с.
51. Ушинский, К. Д. Родное слово Текст : Собрание сочинений / К. Д. Ушинский – М. : Педагогика 1974. – Т. 5 – 528. с.
52. Ушинский, К. Д. Васька Текст / К. Д. Ушинский. – М. : Издательство Адонис, Яблоко 2015. – 10 с.

63 53. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста Текст : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / НА. Флерина – М. : Академия, 1961. – 320 с.
54. Хоркина, СВ. Консультация для родителей Ребенок и книга : Электронный ресурс. URL: дата обращения
28.08.2016).
55. Шубина, ОП. Русская частушка проблема возникновения жанра, специфика лиризма, богатство тематики и проблематики, своеобразие поэтики : Электронный ресурс. URL: дата обращения
09.09.2015).
56. Яструб, Г. Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста, 2013 г. Электронный ресурс. URL: дата обращения 15.07.2015).

64 ПРИЛОЖЕНИЕ Васька К. Д. Ушинский
Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поет, а попалась мышка – не прогневайся Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки – то кривые, когти выпускные
Заяц-Хвастун Русская народная сказка
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Они начал им хвастать
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь. Пошел зайчик опять в леса другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит
– А ну, скажи, как ты хвастался
– Ау меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит
– Смотри, больше не хвастай Испугался заяц и обещал больше не хвастать. Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает – надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него. Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
– Ну говорит ему ворона, – ты молодец не хвастуна храбрец.

65 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Досуг Вечер загадок в средней группе Задачи
1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.
2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.
3. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.
4. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
5. Помочь ребёнку почувствовать себя более уверенно в группе. Воспитатель
– Ребята, сегодня я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие по нашей группе, но это будет непростое путешествие, ас загадками Загадаю вам загадки, вы же дайте мне отгадки. Послушайте внимательно, подумайте старательно. Карусели, карусели с вами мы в машину сели и поехали Имитируем вождение машины и двигаемся к первой остановке) Внимание Остановка Кухня Ребята, а что находится на кухне (Ответы детей) Вот и загадки мы должны отгадать о тех предметах, которые можно увидеть на кухне. В него наливают воду, компот. И сок, молоко он попить нам дает (Кувшин) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела Пейте чай, вода вскипела (Чайник) И остер они хорош. Угадали Это (Нож. На ней жарим, на ней парим, Вторые блюда получаем (Сковорода. Она жара не боится, смело на огонь садится. Варится в ней вкусный суп – суп из овощей и круп (Кастрюля. Ребята, вы хорошо знаете названия посуды. Молодцы А какие предметы посуды вы еще знаете (ответы детей) А вот для вас и загадки о продуктах, об овощах и фруктах. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая (Морковь) Что за скрип Что за хруст Это что еще за куст Как же быть без хруста, если я (Капуста) Заставит плакать всех вокруг, хоть они не драчуна (Лук) Лежит меж грядок, зелени сладок (Огурец) Приготовить на обед тыне сможешь винегрет, Если овоща такого у тебя на кухне нет (Свекла) Золотой каретой в сказке этот овощ был когда-то. Отгадайте без подсказки, как зовется он, ребята (Тыква) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков (Горох)
Зелёный полосатый шар, с начинкой алой словно жар, Лежит на грядке, словно груз, скажите, что это (Арбуз) В золотистой шкурке бока под шкуркой сладкий сок. В каждой дольке по глоточку и для сыны, и для дочки (Апельсин) Полумесяц золотой, Будто медом налитой. Он душистый, мягкий, сладкий, а на ощупь – очень гладкий (Банан)

66 Молодцы И с этими загадками вы справились, теперь можем отправляться дальше Карусели, карусели мыс тобою в лодку сели и поехали Выполняем движения руками «гребём вёслами)» А вот наша вторая остановка Времена года Ребята, а какое сейчас время года (ответы детей) Внимательно смотрите на календарь природы и слушайте загадки Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень) Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает (Зимой) Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня (Весна) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь – приглашаю. И любите за это вы все меняя (Лето) Воспитатель Молодцы, ребята Все загадки отгадали, хорошо знаете названия времён года. Можем отправляться дальше Карусели, карусели мыс тобой на поезд сели и поехали Дети встают в колонну по одному за воспитателем и паровозиком двигаются к следующей остановке) Воспитатель Остановка Музыкальная Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан) В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. (Гармонь) Всем известна на Руси, хоть кого о ней спроси У неё лишь три струны, но она любовь страны. Выйдет Ваня за плетень и сыграет трень да «брень» (Балалайка) Воспитатель С заданием справились замечательно Впереди нас ждёт остановка Игровая Карусели, карусели мыс тобой в ракету сели и поехали Руки домиком над головой) Остановка Игровая Воспитатель В нашей группе много игрушек. Среди них есть и ваши любимые. И загадки будут об игрушках. Закружилась на полу и гудит она – У-у… Чем верчу ее быстрей – тем кружится веселей (Юла) С братом Мишей из него много разного всего Мы задень насобирали, а совсем и не устали (Конструктор) А Коля наш до самой ночи играет и играет – Из разных маленьких кусочков картинки собирает (Пазлы) Я из них построю дом, пирамиду, космодром. Что же за кирпичики, как коробки спичечные (Кубики) Если где пожар случится, туда машина быстро мчится, Сигнал тревожный подает – и расступается народ Не грузовая, не товарная, какая же (Пожарная) Что за машина скорая с сиреной мчит по городу, Спешит помочь больному и старому, и молодому (Скорая помощь) Воспитатель Внимание Отправляемся к следующей остановке. Карусели, карусели мыс тобой на лошадь сели и поехали Руки согнуты в локтях перед собой, скачем на лошадке Остановка Зоопарк
1   2   3   4   5   6   7


67 Воспитатель Наша остановка Зоопарк. Ребята, кого мы можем увидеть в зоопарке (Ответы детей) Правильно, конечно животных. А какие животные нам встретятся в зоопарке, мы узнаем отгадав загадки. Как откроет рот – кошмар Слышно только кар-кар-кар (Ворона) Врач лесного царства – лечит все деревья без лекарства (Дятел) Гуляют у речки – рога и колечки. (Овечка) Гордо шпорами звенит – громким пеньем знаменит (Петух) Кто в берлоге до весны днем и ночью смотрит сны (Медведь) С головы до самых пят этот хищник полосат. Притаится и молчит, а рассердится – рычит (Тигр) Хожу я в рыжей шубке живу в густом лесу, В дупле на старом дубе орешки я грызу (Белка) Маленький, серенький, длинное ухо, Комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку (Заяц) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. Пушистый хвосте краса, а зовут е (Лиса) Под соснами, поделками лежит мешок с иголками (Еж) Воспитатель Замечательная прогулка получилась по зоопарку И нам пора отправляться дальше. Карусели, карусели в самолёт мыс тобой сели и поехали Руки в стороны, летим на самолёте) Мы прибыли наконечную остановку «Книжкин дом Ребята, вы любите сказки (Ответы детей) Воспитатель Так откуда же мы узнаём о чудесах и волшебстве, приключениях и о том, как добро побеждает зло Послушайте загадку. Очень всем нужная и взрослыми детям. Всех я уму учу, а сама всегда молчу (Книга) Воспитатель Молодцы Конечно же – это книга. А сейчас давайте отгадаем загадки о сказочных героях. Уплетая калачи, едет парень на печи. Едет прямо во дворец, кто же этот молодец (Емеля) Деревянная игрушка носит волосы из стружки И имеет длинный нос. Кто же это Вот вопрос (Буратино) Кто сидит натроне в золотой короне (Царь) В красной шапочке девчушка, из-под шапки завитушки. А в корзинке пирожок. Как зовут ее, дружок (Красная Шапочка) Вот и закончилось наше путешествие по группе с загадками. Вы все, ребята, очень хорошо умеете отгадывать загадки. Вам понравилось путешествовать Что вам больше всего понравилось (Ответы детей)

68 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сценарий развлечения в средней группе Широкая Масленица Цель Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно- нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой. Задачи
1. Дать знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы- масленицы, о русских старинных выражениях.
2. Способствовать развитию интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству.
3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу. Ход Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал, на заднем плане декорация, изображающая деревенский дом. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и садятся на стульчики. Ведущий Масленица – веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю – семь дней. Вовремя масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют встреча. В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Эй, веселей собирайся, народ
1 ребенок Нынче Масленица в гости идёт. Будем петь да плясать – Масленицу встречать Вносят чучело Масленицы) Ведущая Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько С блинцами, с каравайцами, с вареничками. С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом В первый день её встречают – весёлой песней зазывают. Хоровод Эх масленица даты красавица Ведущая Какое недавно закончилось время года Дети Зима Ведущая А зимние загадки отгадаете, ребятки
1. Бел, да не сахар, Нет нога идёт (снег)
2. Безрук, без ног, А рисовать умеет (мороз)
3. Тётушка крутая, белая да седая, В мешке стужу трясёт, сугробы наметает, Ковром землю устилает (зима)
4. Заря-заряница, Красная девица Травку выпускает, росу расстилает.
Идёт стороной – с сохой, бороной С ключевой водой (весна) Под музыку дети проходят и садятся на стульчики. Ведущая В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины. Следом вторник – «заигрыши».


69 2 ребёнок: Веселье начинаем. Масленица – кривошейка Мы встречаем тебя хорошенько Сыром, маслом, калачом И поджаренным блином. Ведущая Сутра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Игра Попади снежком в ледяную крепость Постарайтесь бросить снежок точно в крепость. Дети проводят линии от снежков к корзинам. Ведущая Далее шла среда – лакомка. В среду зятья – ваши папы – приходили на блины Масленицу широкую встречаем. К тёщам – маминым мамам Ой, ты лакомка-среда!
Масляна сковорода По законам старины – Едем к тёще на блины Конкурс езда на конях в две колонны Ведущая Вот четверг уж наступил – разгул, самый весёлый день масленицы. Народ вовсю веселится и забавляется люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.
4 ребёнок: Широкая масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинками объедаемся Ведущая Скажите, а на что похож блин (На солнце) Чем блин похож на солнышко (круглый, жёлтый, горячий) Из какой муки пекут блины (гречневой, пшеничной, кукурузной) Счем едят блины (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой) Молодцы, много вызнаете про блины Игра карусели Ведущая Ау нас уж пятница Пятница – вечерки. Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает. Масленичные блины – просто объеденье! Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. Почитает весь народ Масленицу нашу. Веселее не найдешь праздника и краше Словесная дидактическая игра Какие бывают блины Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно На тарелке он один – называем просто (блин. Много испекли их мы – тогда назовем (блины. Испекли для дочек – назовем (блиночек. Будет кушать их сынок – назовем тогда (блинок. Огромный, как домище – назовем (блинище). Ведущая В субботу окончательно прощаются с зимой. Суббота – посиделки. Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

70 Ведущая Вот и наступил последний день масленицы – прощёное воскресенье – или проводы масленицы. Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили другу друга прощения. Ребята, а как выдумаете, зачем просили прощения (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии. Хоровод Мы блинов давно не ели
1) Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели Припев Ой, блины, блины, блины, ой блиночки мои
2) У меня была сестрица печь блины-то мастерица Припев Ой, блины, блины, блины, ой блиночки мои
3) Напекла она поесть, сотни две, наверно, есть Припев. Ой, блины, блины, блины, ой блиночки мои
4) На поднос блины кладёт и сама гостям несёт! Припев Ой, блины, блины, блины, ой блиночки мои
5) Гости, будьте же здоровы, вот блины мои готовы Ой, блины мои блины, ой блиночки мои Ведущая Ребята вы народные игры любите, предлагаю, поиграем Игра Передача бубна под музыку (У кого остается бубен выходит в середину и танцуют) Ведущая Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с масленицей прощаться. Ты прощай, прощай Наша масленица Ты пришла с добром, Сыром, маслом, да яйцом Со блинами, с пирогами, Да с оладьями Масленица, прощай На тот год опять приезжай Обращаются к гостям Вы блинов давно не ели Вы блиночков захотели Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных Масленицу провожаем, весну встречаем и блинами всех угощаем Отведайте наших блинов Ведущая и выносят на подносе блины и угощают гостей.


71 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Литературный досуг по сказке Ш. Перро Красная Шапочка Цель. Познакомить детей с новой сказкой. Приобщить детей к истокам культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности игровой, художественной, коммуникативной. Задачи. Образовательные формировать умение детей управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, умение размышлять нравственной сутью поступков, умение создавать новую ситуацию в знакомых сказках. Развивающие развивать у детей коммуникативные навыки, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства. Воспитательные воспитывать интерес к сказкам, справедливое отношение к друг другу, доброжелательное отношение к сверстниками взрослым. Дети входят в зал, садятся на стульчики. Педагог Ребята, сегодня мы отправимся в сказку. Её написал сказочник Шарль
Перро, а называется она Красная Шапочка.
Жила-была водной маленькой деревеньке девочка, такая хорошенькая, что лучшее на свете не было. Мама и бабушка очень любили е. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой шапочке и соседи стали её называть Красная Шапочка. Давайте поздороваемся с ней, ноне обычным способом. Как обычно здороваются Правильно, за руку. Мыс вами будем здороваться пальчиками, давайте попробуем.

Ребята, а как выдумаете, шапочка к чему относится одежда, обувь, головной убор Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы покажите куда их одевают. Игра Угадай Шапка, куртка, шарф, сапоги, носки, кепка, платье, брюки, свитер, кроссовки, футболка, панама, шорты, чешки, туфли, платок. Кто помнит, какими словами закончилась сказка Молодцы Продолжаем сказку.

Как-то испекла мама пирожки и сказала дочке

Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожки и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Бабушка жила на полянке в старом дремучем лесу. Собралась Красная Шапочка и пошла. Идёт она по лесной дорожке, а навстречу к ней серый Волк. Очень хотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где-то близко стучали топорами дровосеки, облизнулся волки спрашивает девочку

Куда ты идёшь, Красная Шапочка А девочка ещё не знала, как это опасно останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит

Иду к бабушке и несу ей пирожки и горшочек масла.

А далеко живёт твоя бабушка – спрашивает Волк

Довольно далеко, в лесу на полянке. Красная шапочка попрощалась и пошла подлинной дорожке, а Волк что было духу, побежал по короткой дорожке. Шла девочка не торопилась, по пути рвала цветы и собирала в букета ещё она набрала для бабушки грибов.

А каких грибов она набрала, вы узнаете, отгадав мои загадки Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я (подосиновик)


72 А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке горошки (мухомор) Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных. Издали приметных. Собирай, не мешкай Это (сыроежки) Разместился подсосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это – белый (боровик) На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки. Эти дружные ребята Называются (опята) Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Рыжеватые сестрички Называются (лисички) На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка Это – бледная (поганка) А этот гриб Красная Шапочка обошла стороной, он очень ядовитый. Вы запомнили название Давайте повторим вместе. Не успела Красная Шапочка ещё дойти до мельницы, а Волк уже прибежал к домику бабушки и постучал в дверь

Тук-тук!

Кто там

Это я, внучка, Красная Шапочка – отвечает Волк. – Я в гости пришла, пирожки принесла и горшочек масла. А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это в самом деле Красная Шапочка и крикнула ей

Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется Волк дёрнул за верёвочку – дверь и открылась. Бросился Волк на бабушку и разом проглотил е. Он был очень голоден, потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, прилёг на бабушкину кровать и стал поджидать Красную Шапочку.

Ребята, а вы Волка не боитесь Давайте с вами мы отдохнём и прогуляемся по лесной тропинке.
Физкультминутка Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой дети спокойно идут по кругу друг за другом) За мамой – лосихой топал лосёнок (идут, громко топая) За мамой – лисицей крался лисёнок (крадутся на носочках) За мамой – ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперёд) За мамой – медведицей шёл медвежонок (идут вперевалку) За мамою – белкой скакали бельчата (скачут вприсядку) За мамой – зайчихой – косые зайчата (скачут на прямых ногах) Волчица вела за собою зайчат Все мамы и дети прогуляться хотят (дети произвольно гуляют.

73

Молодцы, продолжаем сказку. Подошла девочка к домику и постучала в дверь.

Тук-тук!

Кто там – спрашивает Волк. А голосу него грубый и хриплый. Красная Шапочка вначале очень испугалась, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и ответила

Это я, внучка. Принесла пирожки и горшочек масла Волк притворился и сказал тоненьким голосом

Дёрни за верёвочку, дверь и откроется. Красная Шапочка дёрнула за верёвочку – дверь открылась. Вошла девочка в дома Волк спрятался под одеяло. На голове у него был бабушкин чепчик.

Положи внученька пирожки и масло на стола сама присядь на стул поближе. Красная Шапочка спрашивает

Бабушка, а почему у тебя такие большие руки

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя моё.

Бабушка, а почему у тебя такие большие ушки

Это чтобы лучше слышать тебя.

Бабушка, а почему у тебя такие большие глазки

Это чтобы лучше видеть тебя.

Бабушка, а почему у тебя такие большие зубки

А это чтоб скорее съесть тебя деточка Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее и проглотил. Но, по счастью, в это время проходили мимо дровосеки стопорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик, распороли ему брюхо и оттуда вышла Красная Шапочка, аза ней и бабушка – обе целые и невредимые.

Ребята, а вы внимательно слушали сказку Сейчас я задам вопросы и посмотрю, как правильно вы ответите. Вопросы
1. Почему девочку стали называть Красная Шапочка
2. Что мама попросила отнести бабушке
3. Какого зверя встретила девочка в лесу
4. По какой дорожке пошла девочка, а по какой Волк
5. Как Волк обманул бабушку Красной Шапочки
6. Почему девочка не узнала Волка, когда пришла к бабуле
7. Как ответил Волк на вопрос Красной Шапочки Бабушка, а почему у тебя такие большие глазки
8. Кто спас бабушку и внучку

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы. Сейчас я раздам листочки и карандаши, а вы нарисуйте иллюстрации к сказке.