Файл: Дата подпись Исполнитель.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Досуг с родителями Посиделки с репкой в средней группе Цель привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Программа
1. Встреча с репкой (загадки, дидактические игры.
2. Драматизация сказки Репка.
3. Исследовательская деятельность (репа пареная, сырая.
4. Изготовление персонажей сказки Репка для плоскостного театра. Организация деятельности
1. Воспитатель загадывает загадки детям и родителям, чтобы узнать, кто придёт к ним в гости. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это (Репка) Е тянут бабка с внучкой, Кошка, дед и мышка с Жучкой. Воспитатель прикрепляет репку на доску и вносит тарелку с репами.
2. Воспитатель предлагает детям и родителям составить коллективный рассказ о репке, передавая настоящую репу друг другу по кругу. После чего проводится игра С кем репка дружит. На столе раскладываются различные предметные картинки. Участники игры (дети и родители) по очереди выбирают предмет, который имеет с репкой что-то общее. Например, мячик – тоже круглый, огурец – тоже овощи т. д.
3. Воспитатель предлагает вспомнить сказку Репка. Вы хотели бы сегодня В сказку Репка заглянуть Да Тогда смелее в путь Выбираются артисты пожеланию или по жребию, вытянув карточку с нарисованной репкой. Организуется игра-драматизация Репка. Артисты надевают костюмы и показывают сказку (Репка – шапочку, Дед – шапку-ушанку, Бабка – платок и фартук, внучка – бусы и венок, Жучка, кошка и мышка – шапочки.
4. Проводится музыкальная игра Репка. Дети становятся в хоровод, репка – в центре. Репка, репонька, Вот какая крепонька. Тына месте покружись. А потом остановись. Репка кружится. Дети хлопают в ладоши. Раз, два, не зевай, Кого хочешь – выбирай. Выбранные дети танцуют вместе с репкой в кругу.
5. Воспитатель задаёт вопрос Почему про репку даже сказку придумали За что ей такие почести Рассказ одного из родителей (заранее приготовленный) о репе. Пареная, вареная, жареная с маслом или просто свежая с грядки – она полюбилась нашим предками оставалась главным продуктом питания на Руси до того, когда в страну завезли картофель. Не зря появилось выражение проще пареной репы, то есть доступнее ничего

75 не найти. Самой распространенной похлебкой в старину считалась репница, которую готовили из репы и солода. Репа происходит из Сибири. Существует много разновидностей этого овоща, различаются они по цвету, форме и размеру корнеплодов. По содержанию витаминов и разнообразных минеральных веществ репу можно назвать поистине золотым овощем, не зря корнеплод имеет желтую окраску. Употребление репы. Приготовить репу достаточно просто. Ее можно сварить на пару (пареная репа, пожарить или употреблять в сыром виде. Репу можно использовать при приготовлении свежих салатов. Свойства репы. По количеству витамина С репа обгонит не только любой из овощей, но даже цитрусовые Благодаря этому она не только кормила людей, но и защищала их от болезней.
6. Всем участникам досуга предлагается попробовать сырую и сваренную в пароварке репу и оценить их вкус.
7. Практическая часть досуга организация совместной художественно-творческой деятельности. Участники группируются вокруг 6 столов, на которых находятся картонные силуэты-заготовки для плоскостного театра Репка. Группам предлагается, используя различные материалы, изготовить один из персонажей сказки. По окончании работы готовые фигурки прикрепляются на доску рядом с нашей гостьей – Репкой в необходимой последовательности. В конце досуга воспитатель предлагает родителями детям прочитать дома сказку итальянского писателя Джанни Родари Большая морковка стремя концами, очень похожую на нашу сказку Репка. Атак же для родителей предлагаются рецепты блюд из репы.
1   2   3   4   5   6   7


76 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Консультация на тему Влияние устного народного творчества на развитие речи детей Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений. Нив каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх. Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, об орудиях труда (топор, пила, коса, небесных светилах (солнце, луна, звезды, явлениях природы (радуга, дождь, гром, град. Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом не только слова запоминаются, но и усваивается смысл каждого слова. Дети учатся правильно подбирать нужные слова при высказывании. А этому помогают различные песенки, заклички, потешки. В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например золотое солнышко, «земелюшка добра, курочка – рябушечка», светлые березы. Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова. Синонимические возможности русского языка исключительно велики. Ознакомление с синонимическим богатством русского языка открывает перед дошкольниками путь к совершенствованию речи, особенно в самостоятельной деятельности. При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли. Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание. Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками. Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.


77 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Семинар-практикум Организация деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой Цель Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы по ознакомлению с художественной литературой. Задачи семинара
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой, о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
2. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы. Организационный момент. Приветствие участников, объявление темы, цели. Основная часть. Чтобы вы почувствовали себя свободно и могли активно включиться в работу, разрешите начать нашу встречу с приятных воспоминаний. Каждый из нас когда-то в детстве любил слушать книги, которые читали родные, воспитатели в детском саду. Мы предлагаем вам вспомнить любимую книгу или произведение, которое вычитали или слушали в детстве. Участники образуют круг, поочерёдно передавая друг другу предмет, называют произведения. (Присаживаются за столы) Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Поданным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукцией, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга – источник обогащения всех сторон речи ребенка. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве сего лексикой. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется сего врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.


78 Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. И сейчас мыс вами это воплотим на практике, прочитав по ролям отрывок из сказки Корнея Чуковского: У меня зазвонил телефон Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада. Обобщенно эти задачи сформулированы на слайде.
1) Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него
2) Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях о композиции о простейших элементах образности в языке
3) Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4) Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов развивать поэтический слух. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Мне бы хотелось остановится более подробно на среднем дошкольном возрасте. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты. Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи.
Как ив младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. Изучив методическую литературу, мы нашли множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми К ним относятся

Традиция ежедневного чтения.

Оформление книжных уголков в группах детского сада.

Оформление выставок.

Творчество отдельных писателей, отдельных жанров (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д.

Тематические выставки.

Выставки книги детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
(Граубин Георгий Рудольфович, Вишняков Михаил Евсеевичи др)

Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.


79

Выставка – викторина. Вместе с литературой и оформлением, готовятся вопросы викторины, ответы на которые можно найти в материалах выставки. Вопросы могут быть составлены как ко всей выставке в целом, таки отдельно к каждому разделу.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

Создание «Книжкиной больницы в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.

Следующая форма работы – создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно составлять книги по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами.

Еще одной формой приобщения детей к книгам может быть празднование именин произведения. Для этого в детском саду создаётся специальный календарь
«Книжкины именины. В нем представлены писатели или книги, которые отмечают свой юбилей.

Еще одной формой приобщения детей к книгам является экскурсия в детскую библиотеку.

Использование проектного метода (Знакомство с писателями, изготовление книги другое.

Вечера загадок, сказок.

Просмотр мультфильмов и сказок по художественным произведениям.

Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.

Сюжетные игры Театр, Концерт, где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры-драматизации).

Конкурсы

НОД по знакомству с художественной литературой, образовательные ситуации. И сегодня нам бы хотелось провести с вами одну из форм работы по ознакомлению с художественной литературой викторину В гостях у сказки Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Мы это сделаем с помощью жеребьевки. Конкурсы
1. Из какой сказки картинка
2. Конкурс загадок Книжку, ребята, в руках я держу. А как называется, вам не скажу. Но все же вы сейчас догадаетесь сами В этой книге именины, Много было в ней гостей. Нона этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил, Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. К. Чуковский. Муха-Цокотуха) Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице назубок Все ж попался (Колобок) Летела стрела и попала в болото. А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто распростился с зеленою кожей, Стал мигом красивою и пригожей
(Царевна-лягушка) Помогла нам яблонька, Помогла нам печка, Помогла хорошая Голубая речка. Все нам помогали, Все нас укрывали, К матушке и батюшке Мы домой попали. Кто унес братишку Назовите книжку.
(Гуси-лебеди)
3. Конкурс Сложи сказку Предлагаются разрезные картинки по сказкам Айболит и «Бармалей». Сложить картинку и назвать сказку.
4. Конкурс Сказочное лото Ведущий называет первое слово – дети отгадывают полное название сказки. Сивка –… Заюшкина… Конек –… Гадкий Гуси –… Крошечка Аленький Доктор Бременские Царевна
5. Закончите фразу из сказки. Ведущий Это Серый Волк, зубами Дети. Щелк Ведущий. Он же Волчище – серый Дети. Хвостище! Ведущий. Он же Волчок – серый Дети. Бочок. Назовите сказки, в которых живет Серый Волк (Волчище – серый хвостище) или Волчок – серый бочок. Ведущий Это рыжая Лиса, всему лесу Дети. Краса Ведущий. А еще она Лисичка, Волку Серому Дети. Сестричка Назовите сказки, в которых живет Лиса Патрикеевна, Лисичка-Сестричка или Лиса.
6. Белый конверт Каждая команда получает конверт с портретом писателя. Назвать фамилию писателя и его детские произведения. Корней Иванович Чуковский Николай Васильевич Корнейчуков) 1882-1969 (Краденое солнце, Крокодил, Одолеем
Бармалея, Приключения Бибигона, Путаница, Собачье царство, Тараканище, Телефон, Топтыгин и Лиса, Федорино горе, Чудо дерево) Николай Николаевич Носов 1908-1976 автомобиль, замазка, заплатка, незнайка, дружок, живая шляпа, затейники, карасики др. Кто здесь были что забыл. Каждая команда получает по 3 вещи. В течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить – кто является автором этих произведений. я команда