ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот вид артикуляционных работ заключается в способности поднятия средней части языка к небу, в связи с чем ребенок начинает дифференцировать мягкие и твердые звуки. Этот вид дифференцировки формируется к 3-м годам.
5 способ: вибрация.
В процессе развития речи звуки появляются в определённой последовательности, которую можно проследить по таблице 1.
Таблица 1 -Последовательность появления звуков русского языка
Звуки | Среднее появление | Максимальное появление | Минимальное проявление |
{A}, {У},{О}, {И} | 0-1г | ||
{Э}, {Ы} | 1-2 л | ||
{Б} | 1г 17д | 1 г 23д | 1г 11 д |
{M} | 1 г 24д | 1 г 1м 27д | 11 м 6д |
{П} | 1 г 1 м 6 д | 1г 4м 11д | 7м 22д |
{J} | 1г З м 4 д | 1г 7м 27д | 8м 15д |
{К} | 1 г 4 м 20д | 2г 6м | 9м 15д |
{г} | 1г 5м 12д | 2г 5м 11д | 1 г 15д |
{В} | 1г 8м 19д | 1 г 10м 11д | 1 г 7м 27д |
{Ф} | 2г 12д | 2г 4м 15д | 1г 10 м 1 д |
{Т’} | 1г 10м 17д | 2г 1м 11д | 1г 6м 16д |
{Н’} | 1г 10м 4д | 2г 2м 27д | 1г 7м 1д |
{Д’} | 1 г 10 м 25д | 2г 2м 27д | 1 г 7м 7д |
{Л’} | 1г 11м Зд | 2г Зм 27д | 1г 6м 1д |
{К’} | 1г 9м 21д | 2г 7м 11д | 1г 15д |
{Г’} | 2г 20д | 2г 6м 11д | 1г 15д |
{С’} | 2г 29д | 2г 5м 25д | 1г 8м 1д |
{З’} | 2г 2м 10д | 2г 6м 11д | 1г 8м 16д |
{Т} | 2г 16д | 2г 6м 11д | 1г 9м 16д |
{Д} | 2г 2м 17д | 2г 6м 27д | 1г 10м 1д |
{Н} | 2г 3м 10д | 2г 8м 11д | 1г 11м 3д |
{Х} | 2г 2м 6д | 3г 10м 11д | 1г 3м 27д |
{Х’} | 2г 2м 8д | Зг 2м 27д | 1г 2м 15д |
{Б’} | 2г 2м 20д | 2г 9м 11д | 1г 10м 19д |
{М’} | 2г 4м 1д | 2г 9м 11д | 1г 1м 1д |
{П’} | 2г 5м 16д | 2г 9м 11д | 1г 9м 16д |
{В’} | 2г 5м 13д | 3г 11м | 1г 10м 16д |
{Ф’} | 2г 7м 19д | 3г 3м 11д | 2г 2м 16д |
{З} | 2г 7м 17д | 3г 1м 27д | 2г 1 д |
{С} | 2г 7м 22д | 3г 27д | 1г 11 м 4д |
{Л} | 2г 11м 6д | 3г 6м 5д | 1г 6м 11 д |
{Ц} | 3г 2м 5д | 4г 10м 12д | 2г 5м 16д |
{Ч} | 3г 14д | 4г3м 27д | 2г4м 15д |
{Щ} | 3г 5м 1д | 4г 4м 27д | 2г6м 1д |
{Ш} | 3г 8м д | 4г 11м 27д | 2г4м 1д |
{Ж} | 3г 7м 9д | 4г 11м 27д | 2г 4м 1 д |
{Р’} | 3г 11м 20д | 5л 6м 3д | 3г 6м |
{Р} | 4г 11м 27д | 6л 10м | 2 г 6м |
Следовательно, прежде всего в детской речи различаются звуки, в основе которых лежит противопоставление надставных труб (звуки носовые – ротовые). На этот же факт указывает Р. Якобсон и М. Халле.
Следующий этап – различение в произношении взрывных и фрикативных согласных.
В начальном периоде развития в речи ребенка наблюдается обилие смычных и бедность фрикативных, которые представляют больше трудностей для усвоения по сравнению со взрывными; взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для придувных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым.
На самом последнем этапе становления речи ребенок начинает различать в произношении шипящие и свистящие согласные звуки.
Развитие функции речедвигательного анализатора отражается на ходе формирования фонематического слуха. В зависимости от появления в произношении тех или иных звуковых дифференцировок акустически близкие фонемы ребенок может различать раньше, чем сравнительно более далекие.
Таким образом, развитие звукопроизношения в онтогенезе проходит определенный закономерный путь.
1. Основой возникновения и становления речи является взаимность артикуляции и слуха. Но развитие звуков детской речи не обусловлено только этими моментами. Основной и ведущей причиной, определяющей как фонематическое развитие речи, так и лежащее в основе его развитие артикуляции и слуха, является семантика речи.
2. Усвоение звуков речи происходит через слово, которое является единицей общения.
3. Отношения между усвоением звуков родного языка и развитием словаря строятся по типу неравномерных последовательных скачков, каждый из которых характеризуется приобретением нового качества в развитии. Усвоение и развитие фонетической системы речи идет вслед за развитием слова как семантической единицы.
4. Усвоение каждого звука происходит постепенно от непроизвольного звучания (в дофонемный период) через поиски артикуляций и слово к произвольности звучания (в фонемный период). Раньше всего устанавливается локализация звуков.
5. Появившись в речи ребенка звук в течение определенного времени, проходит этап становления - период усвоения звука. Периоды усвоения различны у различных звуков и зависят от силы старых и новых «представлений» о звуке, а также от сложности артикуляции звука.
6. Усвоение новых звуков идет частью обособленно, частью - группами, когда звуки объединяются наличием одной общей работы органов речи.
7. Последовательность усвоения звуков зависит от взаимной артикуляционной близости их и сложности произнесения. Ход усвоения звуков речи подчинен возможностям развития функции речедвигательного анализатора. При этом большую роль играет слуховой контроль.
8. Окончательно формирование звуков речи у нормально развивающихся детей заканчивается к 5-6 годам.
1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Для составления психолого-педагогической характеристики дошкольников с функциональной дислалией мы обратились к работам ведущих специалистов в области возрастной патопсихологии. В книге «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии Стребелевой Е.А. раскрываются особенности детей дошкольного возраста и пути их диагностирования. Она пишет: «Дошкольное детство – важный период в психическом и личностном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.
Психолого-педагогическое изучение процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера детей с полиморфной дислалией показало наличие ряда специфических и отличительных особенностей.
Дети с полиморфной дислалией:
-
имеют нормальный интеллект, работоспособность, мыслительные процессы также в норме, за исключением редких случаев задержки психического развития. Иногда встречаются дислалики с чертами инфантилизма; -
выраженных патологических изменений эмоционально-волевой сферы и характера не встречается. Поведение и настроение детей с функциональной дислалией, на занятиях правильные, за исключением отдельных случаев. Дети охотно занимаются с логопедом, стараясь избавиться от своего дефекта; -
отмечаются вегетативные нарушения, которые проявляются в потливости конечностей и красном дермографизме; -
наблюдается нерезко выраженное снижение памяти, что влияет на усвоение прорабатываемого материала. Слабость процесса запоминания слов у детей с функциональной дислалией связана не только с затруднением выработки условных рефлексов, ослаблением внимания, но и, возможно, с нарушением фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения; -
мышление, внимание в норме. Дети активны, подвижны, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой; -
в строении артикуляционного аппарата нарушений не отмечается; -
сон спокойный, без ночных страхов и сновидений; -
гигиенические навыки вырабатываются быстро и стойко удерживаются; -
не отмечается нарушений темпо-ритмической организации речи, изменения дыхания не типичны, фонационные расстройства не отмечаются. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует; -
дети-дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией ускоренный темп речи. Характерным признаком является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков. Страдает артикуляция только согласных звуков. Фонематический слух, в большинстве случаев, снижен.
Через 1-3 месяца работы с логопедом, дети-дислалики дают хорошие результаты. У них восстанавливаются дефектные звуки. Закрепление сформированных звуков не вызывает затруднений. Прогноз у детей с функциональной дислалией благоприятный [2].
Изучив психолого-педагогические особенности детей с функциональной дислалией, можно сделать вывод о том, что значительных нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Но наблюдаются нарушения памяти и внимания, что напрямую связано с нарушением звукопроизносительной стороны речи.
1.4 Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Дислалия – дефекты произношения звуков у детей, которые не имеют проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляции. Дислалия у детей проявляется в виде отсутствия, замены, искажением звуков. Слово дислалия происходит из греческого языка, dys – нарушение, lalia – речь. При данном заболевании проводится логопедическое исследование, в ходе которого обследуется подвижность, строение речевого аппарата, фонетический слух. Может потребоваться консультации невролога, стоматолога, отоларинголога.
Такое нарушение речи не связано с повреждениями и дефектами центральной нервной системы и слухом. Дислалия – самая распространённая проблема с речью у детей. Оно встречается у 25%-30%, а по некоторым данным у более чем 50% дошкольников, в возрасте до 7 лет. Имеют различные формы 17-20% школьников младших классов и 1% старшего возраста. В структуре этого нарушения, более всего выделяются полиморфные нарушения при произношении.
Они препятствуют овладению речью и являются причинами для дисграфии, дислексии. Это речевое нарушение обладает избирательностью, то есть ребенок может хорошо выговаривать до 90% слов и звуков, но иметь проблемы с оставшимся 10%. Своевременная коррекция в состоянии полностью избавить ребенка от нарушений при произношении.
Увидеть и распознать симптоматику дислалии не сложно, это можно сделать обращая внимание на речь своего ребенка. Характерными симптомами являются искажения, замена звуков или букв на другие. Малыш может вовсе пропускать некоторые буквы в своей речи. Если имеет место замещение, симптомом является изменение слышимого звука на другой, который проговаривается ребенком. Например, ребенок слышит слово «кошка», но проговаривает «гошка». Такое явления происходит по причине того, что он не может дифференцировать звук по артикуляции и акустики.
Если у ребенка есть функциональная дислалия, в его речи заменяются один или несколько звуков. Механическая дислалия характеризуется проблемами с произношением похожих фонем. Если есть патологии в развитии нижней челюсти, они будут проговариваться переднеязычной артикуляцией. Это происходит из-за невозможности задерживать язык на передних зубах. Это речевое нарушение может быть восстановлено по мере взросления.
Если родители заметят такое нарушение и обратятся за помощью к логопедам, есть высокий шанс на полное избавление от этого нарушения. Если он не получает должной коррекции, он также имеет вероятность на избавление от дислалии с возрастом. Такие дети имеют богатый словарный запас, может разбивать слова по слогам и со временем выработается правильная речь. Логопедами выделяется физиологическая дислалия, она проходит к пяти годам.
Полноценная речь необходима для успешной учебы в школе. Именно по этой причине, речи нужно уделять особое внимание. На процесс формирования речевого аппарата влияет несколько факторов, в том числе слух. Любая слуховая патология отрицательно влияет на произношение. Ребенок неправильно слышит слово, звук, букву, а соответственно неправильно его произносит. Фонетическим или звуковосприятием называется способность правильно слышать и различать звуки «П-Б», «С-Ш», «Л-Р».
Часто, дети с нарушенным звуковосприятием коверкают даже фонемы, которые по отдельности могут произносить правильно. Они плохо могут производить анализ своей речи, могут допускать ошибки при написании, испытывать затруднении при чтении вслух. Подобные нарушения требуют работы и коррекции логопедами, педагогами. Многие из таких нарушений могут быть устранены в дошкольном возрасте, не дав перейти в стойкую форму, исправить которую будет затруднительно.
Важно знать, что в школьном возрасте речи развивается очень интенсивно, она отличается гибкость и податливостью. Ребенок с нарушенным слухом может не воспринимать на слух близкие и похожие звуки. В его лексиконе нет слов, в которых есть трудноразличимые для него сочетания букв. Это приводит в итоге к тому, что начинает отставать от сверстников.
Существуют разные виды дислалии, которые классифицируются по причинам появления, степени тяжести, видов звуков, с которыми ребенок имеет трудности. Учитывая причины нарушения произношения, выделяются механическую или органическую, функциональную разновидность. Логопедами разработана следующая классификация дислалии.