Файл: Проектная деятельность в доу. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера" Паспорт проекта Характеристика проекта долгосрочный, творческий, познавательный проект На карте Ямала не точка малая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

(блочное планирование)

1.     ПРИРОДА ЯМАЛА.

Задачи:

  • формировать экологическую культуру детей;

  • расширять представление о флоре и фауне Ямала.

Формы организации детской деятельности:

  • игра;

  • беседа;

  • экскурсии;

  • походы и т.д.

2.     БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ.

Задачи:

  • знакомство детей с   национальным своеобразием в   одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;

  • помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения.

Формы организации детской деятельности:

  • проведение тематических экскурсий;

  • работа в творческой мастерской.

3.     КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

Задачи:

  • знакомить с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.);

  • знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей.

Формы организации детской деятельности:

  • театрализация;

  • инсценировки сказок и легенд народов Севера;

  • праздники.

 4. НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА

Задачи:

  • знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика;

  • вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов

  • обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).

Формы организации детской деятельности:

  • работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги и т.д.)

ПРИРОДА ЯМАЛА







4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ямала (вода, песок, торф, снег, дождь, явления природы).

 

Расширять представления о растительном (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, брусника, грибы), животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга).

Расширять и углублять представления о растительном (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник?, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик,  орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян).

Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

БЫТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА







4 – 5  лет

5 – 6  лет

6 – 7 лет

Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской).

Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька, женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей.

Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход).

Познакомить с национальной одеждой и её украшениями.

Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы).

Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта».

 Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др.

КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА (ФОЛЬКЛОР) 







4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками.

Продолжать знакомить с фольклором северных народов.

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.

Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях.

Знакомить с окружным городом Салехардом, городами округа, родным городом Тарко – Сале и их достопримечательностями.

Дать представление о геральдике.

Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина.

Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

 НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА 







4 – 5  лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала: детская игрушка – кукла «нухуко» (ненецкая), кукла «акань» (хантыйская).

Аппликация из ткани, сукна.

Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.

Плетение из шерстяных ниток, бисера.

Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха.

Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

Украшения и их символика.


 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • занятия – путешествия в тундру с Эдейкой (ненецким мальчиком);

  • занятия – исследования;

  • экскурсии в городской Центр национальных культур, Центр детского туризма и краеведения, краеведческий музей;

  • совместные праздники с представителями коренного населения Ямала;

  • составление Красной книги Ямала;

  • интеллектуальная игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры;

  • выпуск тематических газет;

  • организация выставок;







   

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА 

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(4 – 5 лет)

№ п/п

Тема

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с родным краем

Беседа, показ иллюстраций, фотографий

Октябрь

2.

Сказки северных народов

Занятие, дидактическая игра

Октябрь

3.

Северный фольклор. «Из какой сказки?»

Беседа, музыкальное занятие, дидактическая игра

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, просмотр репродукций, иллюстраций

Декабрь

5.

Животный мир тундры

Занятие, показ иллюстраций, картин

Декабрь

6.

Растительный мир тундры

Экскурсия в краеведческий уголок, рассматривание альбома

Январь

7.

Колыбельные песни северных народов

Музыкальное занятие

Январь

8.

В гостях у Тундровичка

Игры народов Севера, физкультурное занятие

Февраль

9.

Чтение рассказа Н.Емельяновой и В. Челинцевой «Окся – труженица»

Беседа, показ изделий народного промысла

Февраль

10.

«Мышонок и медведь»

Игра – инсценировка

Март

11.

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

Апрель

12.

В гостях у Тундровичка

Развлечение

Апрель


Уголок краеведения

План работы с детьми среднего возраста

№ п/п

 

Тема

Формы работы

Сроки

1.

Знакомство с краеведческим уголком

Экскурсия

Октябрь

2.

Сказки северных народов

Инсценировка

Октябрь

3.

Северный фольклор «Песни под снегами»

Праздник

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, рассматривание фотографий

Декабрь

5.

Животный мир северного края

Рассматривание картин и иллюстраций «Животные Севера»

Декабрь

6.

Растительный мир Севера

Дидактические игры

Январь

7.

Фольклор народов Севера

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Игрища загадок

Ненецкие загадки, потешки, считалки

Январь

9.

В гости к нам пришёл Эдейка

Северные детские игры, физкультурное занятие

Февраль

10.

Уроки бабушки Анико

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

В гостях у сказки

Пальчиковый театр

Март

12.

Флора и фауна Севера

Экскурсия к краеведческий музей

Апрель

13.

Встреча с коренными жителями Ямала

Встреча – праздник

Апрель

14.

Посещение краеведческого музея

Экскурсия

Май


Уголок краеведения

План работы с детьми старшей группы

 

 

 

Тема

 

Формы работы

 

Сроки

1.

Знакомство с краеведческим уголком

Беседа, показ иллюстраций, фотографий, экскурсия в краеведческий уголок

Октябрь

 

 

 

 

2.

Сказки северных народов

Литературная викторина

Октябрь

3.

Северный фольклор «Легенды Севера»

Музыкальное занятие, театрализация

Ноябрь

4.

Мой родной город

Беседа, просмотр видеофильма

Декабрь

5.

Животный мир северного края

Занятие, показ иллюстраций, картин, зарисовки

Декабрь

6.

Растительный мир Севера

Рассматривание дидактических таблиц, опыты

Январь

7.

Фольклор народов Севера

Музыкальное развлечение

Январь

8.

Музыкальный калейдоскоп

Концерт для детей

Январь

9.

Мы смелые и ловкие

Игры народов Севера, физкультурное занятие

Февраль

10.

Ремёсла народов Севера

Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

Февраль

11.

Голубика

Кукольный театр

Март

12.

Мой родной город

Экскурсия

Апрель

13.

Встеча с коренными жителями Ямала

Встреча – праздник

Апрель

14.

Посещение музея

Экскурсия

Май

15.

Флора и фауна Севера

Экскурсия

Май


ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 

Для детей 4-5 лет

 

Для детей 5-6 лет

 

Для детей 6-7 лет

Макет жилища – чум

Карта Ямало – Ненецкого автономного округа

Карта России

Нарты с оленями (игрушка)

Куклы в национальных костюмах

Карта Ямало – Ненецкого округа

Куклы в национальной одежде (взрослый и ребёнок)

Альбом «Мы на Севере живём»

Географический атлас

Люлька из бересты, кукла – младенец

Гербарий местных растений

Глобус

Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками

Книги национальных авторов

Альбом «Мой край»

Альбомы с фотографиями северных растений и животных

Фотоальбом «Наш любимый город»

Альбом «Животные Ямала»

Мох, шишки, листочки, веточки, камешки и другой природный материал

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку»

Гербарий местных растений

Стаканчики, формочки для воды, снега, зеркальце

Режиссёрская игра «Чум»

Макет «Экосистема»

 

Атрибуты для подвижных игр: «Набрасывание аркана», «Перетягивание каната», «Охота на куропаток»

Альбом «Фольклор народов Севера»

 

Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, краски, пластилин и т.д.

Книги национальных поэтов и писателей

 

 

Фотоальбом о родном городе

 

 

Символика России, Ямало – Ненецкого автономного округа, Пуровского района

 

 

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что растёт в тундре», «Времена года», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию»

 

 

Режиссёрская игра «В стойбище оленеводов»

 

 

Атрибуты для подвижных игр: канат, шапочки, нарты, налобные повязки

 

 

Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, ткань, бисер, леска, нитки, краски, пластилин и т.д.