Файл: Проектная деятельность в доу. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера" Паспорт проекта Характеристика проекта долгосрочный, творческий, познавательный проект На карте Ямала не точка малая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
(блочное планирование)
1. ПРИРОДА ЯМАЛА.
Задачи:
-
формировать экологическую культуру детей; -
расширять представление о флоре и фауне Ямала.
Формы организации детской деятельности:
-
игра; -
беседа; -
экскурсии; -
походы и т.д.
2. БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ.
Задачи:
-
знакомство детей с национальным своеобразием в одежде, украшениях, предметах быта и их назначении; -
помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения.
Формы организации детской деятельности:
-
проведение тематических экскурсий; -
работа в творческой мастерской.
3. КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
Задачи:
-
знакомить с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.); -
знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей.
Формы организации детской деятельности:
-
театрализация; -
инсценировки сказок и легенд народов Севера; -
праздники.
4. НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА
Задачи:
-
знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика; -
вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов -
обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).
Формы организации детской деятельности:
-
работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги и т.д.)
ПРИРОДА ЯМАЛА | | |
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ямала (вода, песок, торф, снег, дождь, явления природы). | Расширять представления о растительном (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, брусника, грибы), животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). | Расширять и углублять представления о растительном (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник?, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян). Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней). |
БЫТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА | | |
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской). Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька, женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей. | Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход). Познакомить с национальной одеждой и её украшениями. Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы). | Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта». Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др. |
КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА (ФОЛЬКЛОР) | | |
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. | Продолжать знакомить с фольклором северных народов. Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их. Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. | Знакомить с окружным городом Салехардом, городами округа, родным городом Тарко – Сале и их достопримечательностями. Дать представление о геральдике. Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина. Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках. |
НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА | | |
4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала: детская игрушка – кукла «нухуко» (ненецкая), кукла «акань» (хантыйская). Аппликация из ткани, сукна. | Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта. Плетение из шерстяных ниток, бисера. Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха. | Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла. Украшения и их символика. |
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-
занятия – путешествия в тундру с Эдейкой (ненецким мальчиком); -
занятия – исследования; -
экскурсии в городской Центр национальных культур, Центр детского туризма и краеведения, краеведческий музей; -
совместные праздники с представителями коренного населения Ямала; -
составление Красной книги Ямала; -
интеллектуальная игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры; -
выпуск тематических газет; -
организация выставок;
| |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(4 – 5 лет)
№ п/п | Тема | Формы работы | Сроки |
1. | Знакомство с родным краем | Беседа, показ иллюстраций, фотографий | Октябрь |
2. | Сказки северных народов | Занятие, дидактическая игра | Октябрь |
3. | Северный фольклор. «Из какой сказки?» | Беседа, музыкальное занятие, дидактическая игра | Ноябрь |
4. | Мой родной город | Беседа, просмотр репродукций, иллюстраций | Декабрь |
5. | Животный мир тундры | Занятие, показ иллюстраций, картин | Декабрь |
6. | Растительный мир тундры | Экскурсия в краеведческий уголок, рассматривание альбома | Январь |
7. | Колыбельные песни северных народов | Музыкальное занятие | Январь |
8. | В гостях у Тундровичка | Игры народов Севера, физкультурное занятие | Февраль |
9. | Чтение рассказа Н.Емельяновой и В. Челинцевой «Окся – труженица» | Беседа, показ изделий народного промысла | Февраль |
10. | «Мышонок и медведь» | Игра – инсценировка | Март |
11. | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | Апрель |
12. | В гостях у Тундровичка | Развлечение | Апрель |
Уголок краеведения
План работы с детьми среднего возраста
№ п/п | Тема | Формы работы | Сроки |
1. | Знакомство с краеведческим уголком | Экскурсия | Октябрь |
2. | Сказки северных народов | Инсценировка | Октябрь |
3. | Северный фольклор «Песни под снегами» | Праздник | Ноябрь |
4. | Мой родной город | Беседа, рассматривание фотографий | Декабрь |
5. | Животный мир северного края | Рассматривание картин и иллюстраций «Животные Севера» | Декабрь |
6. | Растительный мир Севера | Дидактические игры | Январь |
7. | Фольклор народов Севера | Музыкальное развлечение | Январь |
8. | Игрища загадок | Ненецкие загадки, потешки, считалки | Январь |
9. | В гости к нам пришёл Эдейка | Северные детские игры, физкультурное занятие | Февраль |
10. | Уроки бабушки Анико | Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской | Февраль |
11. | В гостях у сказки | Пальчиковый театр | Март |
12. | Флора и фауна Севера | Экскурсия к краеведческий музей | Апрель |
13. | Встреча с коренными жителями Ямала | Встреча – праздник | Апрель |
14. | Посещение краеведческого музея | Экскурсия | Май |
Уголок краеведения
План работы с детьми старшей группы
| Тема | Формы работы | Сроки |
1. | Знакомство с краеведческим уголком | Беседа, показ иллюстраций, фотографий, экскурсия в краеведческий уголок | Октябрь |
| | | |
2. | Сказки северных народов | Литературная викторина | Октябрь |
3. | Северный фольклор «Легенды Севера» | Музыкальное занятие, театрализация | Ноябрь |
4. | Мой родной город | Беседа, просмотр видеофильма | Декабрь |
5. | Животный мир северного края | Занятие, показ иллюстраций, картин, зарисовки | Декабрь |
6. | Растительный мир Севера | Рассматривание дидактических таблиц, опыты | Январь |
7. | Фольклор народов Севера | Музыкальное развлечение | Январь |
8. | Музыкальный калейдоскоп | Концерт для детей | Январь |
9. | Мы смелые и ловкие | Игры народов Севера, физкультурное занятие | Февраль |
10. | Ремёсла народов Севера | Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской | Февраль |
11. | Голубика | Кукольный театр | Март |
12. | Мой родной город | Экскурсия | Апрель |
13. | Встеча с коренными жителями Ямала | Встреча – праздник | Апрель |
14. | Посещение музея | Экскурсия | Май |
15. | Флора и фауна Севера | Экскурсия | Май |
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Для детей 4-5 лет | Для детей 5-6 лет | Для детей 6-7 лет |
Макет жилища – чум | Карта Ямало – Ненецкого автономного округа | Карта России |
Нарты с оленями (игрушка) | Куклы в национальных костюмах | Карта Ямало – Ненецкого округа |
Куклы в национальной одежде (взрослый и ребёнок) | Альбом «Мы на Севере живём» | Географический атлас |
Люлька из бересты, кукла – младенец | Гербарий местных растений | Глобус |
Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками | Книги национальных авторов | Альбом «Мой край» |
Альбомы с фотографиями северных растений и животных | Фотоальбом «Наш любимый город» | Альбом «Животные Ямала» |
Мох, шишки, листочки, веточки, камешки и другой природный материал | Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку» | Гербарий местных растений |
Стаканчики, формочки для воды, снега, зеркальце | Режиссёрская игра «Чум» | Макет «Экосистема» |
| Атрибуты для подвижных игр: «Набрасывание аркана», «Перетягивание каната», «Охота на куропаток» | Альбом «Фольклор народов Севера» |
| Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, краски, пластилин и т.д. | Книги национальных поэтов и писателей |
| | Фотоальбом о родном городе |
| | Символика России, Ямало – Ненецкого автономного округа, Пуровского района |
| | Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что растёт в тундре», «Времена года», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию» |
| | Режиссёрская игра «В стойбище оленеводов» |
| | Атрибуты для подвижных игр: канат, шапочки, нарты, налобные повязки |
| | Материал для творческой деятельности: природный материал, кусочки меха, ткань, бисер, леска, нитки, краски, пластилин и т.д. |