Файл: Проектная деятельность в доу. Проект "Культура и быт народов Крайнего Севера" Паспорт проекта Характеристика проекта долгосрочный, творческий, познавательный проект На карте Ямала не точка малая.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
| |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п | Формы работы | Задачи | детей 4-5 лет | детей 5-6 лет | детей 6-7 лет |
1. | Круглый стол | Расширять представления родителей о культурных традициях северных народов | «Ямал – мой край родной» | Особенности национальной кухни северян | Адаптированная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
2. | Консультация | Вводить родителей в мир культуры народов Ямала | Фольклор северных народов | Кто в меховом мешочке живёт? (игрушки ненецких детей) | Узоры на снегу (искусство плетения бисером, аппликация из элементов национального узора) |
3. | Родительское собрание | Формировать уважение к культурным традициям народов Ямала | Воспитание детей в ненецких семьях | Роль ненецкой женщины в сохранении традиций и семьи | Тундровый этикет (нравственное воспитание) |
4. | Музыкальная гостиная | Знакомить с многообразием песенной культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями | Певец Ямальской земли – композитор С.Няруй | Предания старины глубокой (легенды ненцев) | У родного очага |
5. | Совместные праздники | Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных жителей Ямала | В гостях у Тундровичка | В стойбище у Эдейки | Мы любим край, в котором мы живём |
6. | Тематические стенды | Формировать представление о содержании понятия «Культура народов Ямала» | На краюшке земли | Из глубины веков | Народно – прикладное искусство народов Севера |
7. | Фотостенды | Формировать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народов Ямала | Войди в природу другом | Нас приворожил Север | Национальная интеллигенция |
8. | Экскурсии | Приобщать к участию в патриотическом воспитании детей | В тундру | В краеведческий музей | В Центр национальных культур |
9. | Анкетирование | Сбор актуальной информации | Выявить уровень знаний родителей о Севере и интерес к проблеме приобщения детей к культуре коренных народов Ямала | Что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении | Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к родному краю |
Конспект занятия
(старшая группа, возраст детей - 5-6 лет).
Тема: «Праздник на стойбище»
Цели: 1. Приобщение детей к важной части духовной культуры
северных народов, привитие бережного отношения к
национальной культуре и традициям ненецкого народа.
2. Знакомство с предметами быта и обычаями.
3. Воспитание уважения к обычаям и традициям коренных
народов Севера.
Оборудование:
Чум, люлька, атрибуты к играм «Олени», «Важенка и оленята», две куклы (одна из них ненецкая), малица, ягушка, «священное дерево», красная ленточка, диск «Пуровские Россыпи», выпущенный к 70 - летию Пуровского района в 2002 году.
Предварительная работа:
Знакомство с мальчиком из тундры Нядмой, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище. Разучивание сюжетно -ролевой игры «Олени».
Словарная работа:
Стойбище, Нарка, аньторова, первенец.
Стойбище- место, где расположено несколько чумов.
Нарка: имя девочки (старшая).
Аньторова: здравствуйте (перевод с ненецкого языка).
Первенец- первый ребёнок в семье.
Ход занятия:
Проблемная ситуация
1. Раздаётся стук в дверь, почтальон отдаёт телеграмму.
Педагог: Интересно, от кого телеграмма? Давайте прочитаем.
2. Чтение текста:
Дорогие ребята! У моих родственников родилась дочка. Я хочу, чтобы вы разделили радость моей семьи. Приглашаю вас к себе в гости. Об этом радостном событии
узнали соседи. Будет большой праздник.
Обязательно приезжайте. Я и моя семья будут очень рады.
С уважением ваш друг Нядма Айваседо.
3. Беседа воспитателя с детьми:
Ребята! Помните, к нам приезжал мальчик Нядма.
Он рассказывал вам о своих родственниках, о своей семье.
Вы помните, где живут Нядма и его родственники?
-Они живут в тундре.
Педагог: Ребята нам надо добраться до стойбища.
На каком транспорте мы поедем в стойбище?
- Мы будем добираться до стойбища на оленях. Вы хотите, ребята поехать в гости?
- Да.
Звучит песня «Саморутка» в исполнении Л. Лонгортова.
(Дети отправляются в путешествие
Педагог: Вот мы и приехали на стойбище.
(Нядма встречает детей).
- Здравствуйте!
Нядма: Аньторова!
Проходите, гости дорогие.
Устали с дороги…
Их встречает мама Нядмы:
- Здравствуйте, проходите. Мы очень рады вас видеть.
Сейчас я вас угощу ароматным чаем из листьев брусники и
земляники.
- А где ваша малышка?
- Можно нам на неё посмотреть?
- Вот она в люльке лежит.
- Какая хорошенькая!
4. Чтение стихотворения «Наша маленькая девочка…» (читает ребёнок)
«Наша маленькая девочка,
Девочка в своей ягушечке
Похожа на птицу Хурюха,
Хорошая она, милая она,
С вьющимися волосами,
С румянцем на лице.
Две её большие щёки,
Как два солнца горят»
- Как девочку зовут?
-Девочку зовут Нарка.
-Какое интересное имя
- Как переводится имя Нарка?
Хозяйка - Имя Нарка означает – «старшая»
Дети -Ой, какая интересная кроватка.
Хозяйка - Это не кроватка. Это люлька.
Люлька – первое жилище маленького тундровика.
Люлька изготавливается к рождению первенца.
Она отлично приспособлена к кочевому образу жизни.
Лёгкая, прочная, её без труда можно перенести в руках, перевозить в лодке и привязывать к нартам.
Обращает внимание на дочку и говорит: «Ребята! Она проснулась и улыбается вам. Давайте мы с ней поиграем.
5. Пальчиковая игра «Кулачок»
Этот пальчик маленький.
Этот пальчик слабенький.
Этот пальчик длинненький.
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик толстячок.
А все вместе – кулачок!
Хозяйка: Сейчас я покормлю дочку, а вы посмотрите на оленей.
6. Подвижная игра «Важенка и оленята»
(Фонограмма песни В. Казымкина «Стадо оленей»)
7. Подарок для Нарки.
Дети: Хозяюшка! Мы привезли для вашей дочки в подарок куклу Таню.
- Спасибо большое. А у Нарки тоже есть кукла Нухуко. Её подарили соседи.
Хотите посмотреть?
-Да!
-Её одежда из сукна, а вместо головы утиный клювик.
Увидеть такую куклу – большая редкость. Их можно увидеть ещё и в музее.
Хозяйка опять подходит к люльке и говорит гостям: «Дочка хочет спать»
Она хорошо засыпает под колыбельные песни.
(Хозяйка чума поёт, а дети выполняют релаксационные упражнения)
Баю-баю, убаючи.
Балу-лэа, - убаючи.
Одеяло из мехов
Легче летних облаков.
Ночь, как тень – прозрачней тени,
Где – то хоркают олени.
Утий, утий, Убайчи.
Усни, усни, Убайчи.
Тундра мохом поросла
И оленям нет числа.
Бродят дикими стадами
С наклонёнными рогами.
8. Подарок хозяйки и отъезд гостей.
Дети: Спасибо вам большое за песню и ваше гостеприимство.
Нам пора возвращаться домой.
Хозяйка: Подождите, ребята! У меня к вам просьба:
Завяжите эту красивую ленточку на ветку священного дерева. Пожелайте моей малышке крепкого здоровья, счастливой жизни.
(Нядма ведёт гостей к священному дереву. Дети завязывают ленточку, которая является символом появления нового человека на Земле)
Педагог: У каждого народа свои традиции, обряды и обычаи.
Сколько радости, сколько счастья приносит в мир родившийся человек!
Непосредственная образовательная деятельность
«Путешествие к северным народам»
(старшая группа, возраст 5-6 лет)
Тема: «Быт коренных жителей Севера».
Цели: 1. Дать представление о том, где и как живут коренные
жители севера.
2.Развивать связную речь детей.
3. Обогащение словарного запаса детей
-
Знакомство со словами на ненецком языке «Мя» (чум), «Нюк» (покрытие)» Аньторова» (здравствуйте). -
Развитие мелкой моторики. -
Воспитывать уважение к представителям коренных народов Севера.
Оборудование: Макет чума, картины с изображением посуды, хорея, атрибуты к сюжетно – ролевой игре. Изделия из оленьего меха, сукна, изделия из бисера, поделки из дерева, кости, нарты, ягушка, малица, самодельные ненецкие игрушки, для детей, макет карты Пуровского района, пластилин, карта ЯНАО, диск «Пуровские россыпи» (выпущен к 70 –летию Пуровского района).
Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, ненецких национальных орнаментов, посещение мини – музея детского сада, знакомство с картой Пуровского района.
Пояснительная записка: Тех, кто прожил в Тарко-Сале более 20 лет, очень волнует вопрос об уважительном отношении к людям коренной национальности, к их быту, культуре.
Именно это побудило меня написать проект.
Я перед собой поставила следующие задачи:
Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.
Обратить внимание ребят на своеобразие в облике людей коренной национальности, их одежду.
Расширить представления о флоре и фауне Пуровского района
Воспитывать у детей любовь к своей малой родине и уважительное отношение к народам Севера.
Словарная работа:
«Стойбище» -«чум»- жилище ненцев, «нюк» - покрытие для чума.
«Хорей» - длинный шест, «малица» - мужская национальная верхняя одежда, «ягушка» - женская национальная верхняя одежда, «кисы» - сапоги, сшитые из оленьего меха.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, если загадку отгадаете.